Первые поселения на территории Индийского субконтинента в Ш тыс. до н.э., составившие древнейшую в Южной Азии т.н. протоиндийскую цивилизацию. Арийское завоевание второй половины П тыс. до н.э. Ведийская цивилизация (конец П тыс. до н.э. – 7 в. до н.э.) Буддийский период (6-3 вв. до н.э.) и расцвет государства Маурьев. Становление кастового строя в классический период (2 в. до н.э. – 5 в. н.э.) Система варн (каст) как одна из особенностей древнеиндийского общества. Роль жрецов в политической и духовной жизни страны. Особенности культуры Древней Индии и трудности ее изучения. Связь древнеиндийской культуры с религией.
Веды – основной религиозно-мифологический памятник Древней Индии. Структура Вед: Самхиты или собственно Веды, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Зарождение первых философских понятий в Упанишадах: брахман, атман, карма, сансара, мокша. Появление зачатков специальных научных знаний. Эпический период в истории индийской мысли. Махабхарата и ее философские части: Бхагавадгита, Мокшадхарма, Анурита.
Формирование классической религиозно-философской мысли Древней Индии и ее деление на астику и настику в зависимости от признания авторитета Вед. Основные классические школы древнеиндийской философии (даршаны), признающие авторитет Вед: ньяя Гаутамы и ее логико-гносеологическое учение; вайшешика Канады как учение об атомистической структуре Вселенной, которой правит принцип дхармы; санкхья Капилы об эволюции материи и дуализме материи и души; йога Патанджали как метод дисциплинирования тела и ума для достижения высших уровней духовности; миманса Джаймини как ритуалистическо-экзегетическое исследование природы дхармы; веданта Бадараяны как «религия будущего просвещенного человечества».
Настика или школы, не признающие авторитета Вед: джайнизм, буддизм и чарвака-локаята.
Религиозно-философское учение джайнизма. Учение о субстанциях и атомизм. Этика джайнизма.
Возникновение буддизма. Первоначальный буддизм. Главный закон жизни и четыре «благородные истины» буддизма. «Восьмеричный путь» и нирвана. Превращение буддизма в одну из мировых религий. Хинаяна и Махаяна. Учение о «дхармах». Исторические судьбы развития буддизма.
Школа чарвака-локаята. Учение о четырех элементах. Материализм и сенсуализм. Критика религиозной этики.
Специфика индийской философии; ее значение и исторические судьбы.
Тема 6. Сравнительный анализ основных парадигмальных установок древневосточной и античной философии
Учение о мире и проблемы бытия (небытия) в древневосточной и античной философии. Учение о человеке и его взаимодействии с миром в древневосточной и античной философии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Номер раздела, темы, занятия
Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
Количество аудиторных часов
Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
Литература
Формы контроля
знаний
лекции
практические
(семинарские)
занятия
лабораторные
занятия
управляемая
самостоятельная работа студента
Философия Древнего Востока
«Восток – Запад»: история и суть проблемы
1. Понятия «Восток» и «Запад».
2. Многомерность проблемы соотношения «Востока – Запада», ее различные аспекты и измерения: территориально-географический, экономический, политический, культурологический, религиозный.
3. Отражение данной проблемы в истории философии и культуры.
4.Современное состояние проблемы «Восток – Запад» в условиях глобализации. Компаративистская философия в поисках преодоления оппозиции «Восток-Запад».
Семенов Н.С. Философские традиции Востока.
(5), (13), (17), (20), (21), (28).
Семинарские занятия.
Эссе.
2.
Специфика процессов возникновения философского знания в древних культурах Востока и Запада.
1. Особенности развития цивилизаций Древнего Востока в условиях «века бронзы».
2. Сравнительный анализ азиатского и античного способов производства и присущих им духовных форм.
3.Появление первых философских учений в Древнем Китае, Индии и Греции. Специфика древневосточной философии: ее тесная связь с мифологическим сознанием, традиционализм, увековечивание связанных с «веком бронзы» духовно-мировоззренческих форм.
Чанышев А.Н. Начало философии.
История философию Энциклопедия.
(1), (6), (9), (15), (27).
Семинарские занятия. Самостоятельная работа
3.
Предфилософия в религиях и мифологии
стран Ближнего Востока (Древний Египет, Вавилония, Иран).
1. Достижения народов Египта и Вавилонии в области материальной и духовной культуры.
2. Понятие предфилософии и ее элементы в вавилонской и египетской литературе.
3. Основные мифы Египта и Вавилонии.
4.Мифология Ирана и элементы предфилософии в ней.
История философии. ЭнциклопедияМн., 2002.
(7), (8), (9), (27).
Самостоятельная работа (эссе по персоналиям и текстам)
4.
Философия Древнего Китая.
1.Краткий очерк истории и культуры Древнего Китая. Особенности древнекитайской истории и культуры.
2.Первые литературные памятники Древнего Китая. Древнекитайская мифология и ее специфика.
3.Возникновение древнекитайской философской мысли и ее классические школы: конфуцианство (школа «служилых людей»), даосизм, легизм (школа «законников»), моисты, натурфилософы. 4.Специфика древнекитайской философии.
5. Конфуцианство и его основополагающие категории: гуманность и человеколюбие (жэнь), благопристойность, соблюдение ритуала (ли). 6.Учение об «исправлении имен» (чжэнмин).
7. Понятие о «благородном муже» (цзюньцзы) как идеальном типаже «служилого человека». Учение об управлении обществом и государством.
8. Первенство принципа «фа» (закона) в легизме. Противостояние конфуцианства и легизмакак двух основных течений морально-общественной и политической мысли Древнего Китая.
9. Философскийдаосизм(дао-цзя) и основные этапы его развития.
10. Основные понятия, конституирующие учение даосов: «Дао» «дэ». Конфуцианское и даосское понимание Дао.
11. Идея о потоке всеобщего становления всех явлений в книге «Даодэцзин».
12. Идеал совершенномудрого в даосизме и его соответствие Дао. Принцип не-деяния (у-вэй) как критерий единения с Дао.
13.Исторические судьбы развития древнекитайской философии, ее место и значение в современной культуре Китая.
Семенов Н.С. Философские традиции Востока.
Чанышев А.Н. Начало философии.
Ганчев П. Возрождающийся гигант.
Семинарские занятия.
Самостоятельная работа (эссе по персоналиям и текстам)..
5.
Философия Древней Индии.
1.Особенности культуры Древней Индии и их отражение в древнеиндийской мифологии и философии. Связь древнеиндийской культуры с религией.
2.Веды – основной религиозно-мифологический памятник Древней Индии. Структура Вед.
3. Зарождение первых философских понятий в Упанишадах: брахман, атман, карма, сансара, мокша.
4. Эпический период в истории индийской мысли. Махабхарата и ее философские части: Бхагавадгита, Мокшадхарма, Анурита.
5. Формирование классической религиозно-философской мысли Древней Индии. Астика и настика.
6. Основные классические школы древнеиндийской философии (даршаны) и их краткая характеристика.
7. Ньяя и ее логико-гносеологическое учение.
8. Вайшешика как учение об атомистической структуре Вселенной.
9. Школа санкхья об эволюции материи и дуализме материи и души.
10. Йога как метод дисциплинирования тела и ума для достижения высших уровней духовности.
11. Миманса как ритуалистическо-экзегетическое исследование природы дхармы.
12. Веданта как «религия будущего просвещенного человечества».
13. Религиозно-философское учение джайнизма. Учение о субстанциях и этика джайнизма.
14. Возникновение буддизма. Первоначальный буддизм.
15. Главный закон жизни и четыре «благородные истины» буддизма. «Восьмеричный путь» и нирвана.
15. Превращение буддизма в одну из мировых религий. Хинаяна и Махаяна. Исторические судьбы развития буддизма.
17. Школа чарвака-локаята.
18.Специфика индийской философии; ее значение и исторические судьбы.
Семенов Н.С. Философские традиции Востока.
Чанышев А.Н.Начало философии.
Мюллер М. Шесть систем индийской философии.
Семинарские занятия. Самостоятельная работа (эссе по персоналиям и текстам). Рефераты.
6.
Сравнительный анализ основных парадигмальных установок древневосточной и античной философии.
1. Учение о мире и проблемы бытия (небытия) в древневосточной и античной философии.
2.Учение о человеке и его взаимодействии с миром в древневосточной и античной философии.
Хамидов А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой валидности // Вопросы философии, 2002, № 3.