Выборы в Федеральное Собрание РФ (октябрь-декабрь 1993 г.)
Парламентские выборы 1993 г. проходили в чрезвычайных условиях - после досрочного роспуска президентом Съезда народных депутатов РФ, вооруженного подавления сторонников последнего, приостановления деятельности ряда политических партий и движений, принимавших активное участие в сопротивлении президентской стороне. Выборы в двухпалатный парламент РФ (Федеральное Собрание) проводились по правилам, определенным президентским указом: половина депутатов нижней палаты (Государственной Думы) избиралась по пропорциональной системе (по общефедеральным спискам избирательных объединений), а другая половина - в одномандатных округах с голосованием в один тур (мажоритарная система относительного большинства); верхняя палата (Совет Федерации) формировалась по принципу "два представителя от каждого субъекта Федерации". В новой Конституции РФ, проект которой был вынесен на всенародный референдум, назначенный также на 12 декабря, предусматривалось, что - в порядке исключения - первый состав СФ формируется путем выборов в двухмандатных округах в субъектах Федерации, в дальнейшем же члены СФ должны представлять органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Для развития многопартийной системы выборы 1993 г. явились еще одним шагом вперед. Помимо того, что выборы проводились по одноступенчатой модели (вместо существовавшей ранее двухступенчатой - сначала избирался Съезд народных депутатов, а тот, в свою очередь, формировал Верховный Совет), партии и движения наконец-то получили возможность участвовать в избирательном процессе не только как группы поддержки того или иного кандидата, но и как собственно политические организации, т.е. представляя избирателю определенные проекты общественного развития. Избиратель же получил возможность выразить свои политические предпочтения в чистом виде, не смешивая их с личностными симпатиями. Голосование по пропорциональной системе гарантировало резкое сокращение парламентского "болота", основу которого составляли кандидаты или не имевшие на момент выборов четких политических убеждений, или отказавшиеся после избрания от тех принципов, на конъюнктурном отстаивании которых строилась их предвыборная кампания. Партии же, в противоположность отдельным кандидатам, не могут не иметь четкого политического лица, а его внезапная перемена чревата для них исчезновением с политической сцены. Именно поэтому более или менее четкая структурированность нового российского парламента стала возможной прежде всего благодаря введению пропорциональной системы выборов.
На момент назначения выборов в Государственную Думу I созыва в России насчитывалось 120 организаций, чьи уставы предусматривали возможность участия в выборах в общефедеральные законодательные органы. При этом деятельность ряда организаций (Фронт национального спасения, Союз "Щит", Народная партия "Свободная Россия" и др.) была временно приостановлена, а еще ряд партий (в основном радикально-коммунистической ориентации - РКРП, РПК, ВКПБ, Союз коммунистов) заявили о бойкоте выборов. Всего намерение участвовать в выборах в Государственную Думу по пропорциональной системе выразили 55 организаций. Часть из них объединилась в предвыборные блоки и коалиции. В итоге свои избирательные списки в Центризбирком подали 35 партий и блоков, получив таким образом право собирать подписи избирателей в поддержку регистрации этих списков (требовалось собрать 100 тыс. подписей).
К 24 часам 6 ноября 1993 г. необходимое число подписей в Центризбирком представило 21 объединение. Из 14 оставшихся "за бортом" организаций 3 придерживались демократической ориентации (сформированный на базе ПЭС блок "Август", Народно-патриотическая партия, союз "Молодые республиканцы"), 3 - "державно-патриотической" (Российское христианское демократическое движение, блок "Отечество", Национально-государственная партия), 1 - демлевой (Российская партия зеленых), 2 организации представляли собой корпоративные объединения (Российский союз местного самоуправления и Союз МЖК России*), 3 - "псевдопартии", состоящие фактически из одного лидера (Республиканская гуманитарная партия Ю.Боканя, Консервативная партия Л.Убожко, Европейская либерально-демократическая партия В.Богачева) и 2 - "темные лошадки" (движение "Альтернатива" и объединение "За политическо-правовую реформу и свободу торговли"). К 11 ноября Центризбирком отказал в регистрации избирательных списков еще 6 объединениям, 2 из которых придерживались "державнической" ориентации (Российский общенародный союз и КДП-ПНС), 1 - национал-патриотической (Национально-республиканская партия России), 2 - "центристской" (Партия консолидации, движение "Преображение"), 1 - общедемократической (Российская христианско-демократическая партия). Кроме того, 2 объединения демократической ориентации (Ассоциация независимых профессионалов и блок "Новая Россия") отозвали избирательные списки из Центризбиркома, призвав своих сторонников отдать голоса за более "перспективные" демократические объединения.
Таким образом, было официально зарегистрировано 13 участников выборов. Из этих объединений 4 выступали с более или менее последовательных реформистских (либеральных, демократических) позиций (блок "Выбор России", блок "Явлинский - Болдырев - Лукин", Российское движение демократических реформ, Партия российского единства и согласия), 3 - с более или менее последовательных антиреформистских (Коммунистическая партия РФ, Либерально-демократическая партия России, Аграрная партия России), 4 - с центристских (Демократическая партия России, блок "Гражданский союз во имя стабильности, справедливости и порядка", объединение "Будущее России - новые имена", Политическое движение "Женщины России"). Конструктивно-экологическое движение России "Кедр" выступало под экологическими лозунгами, заявляя, вместе с тем, о своей поддержке реформистов, а объединение "Достоинство и милосердие" - под лозунгами защиты социально уязвимых слоев населения, занимая при этом позиции, средние между центристскими и антиреформистскими.
Реформистские объединения
Блок "Выбор России". Создан в июне 1993 г. по инициативе ряда радикально-реформистских организаций (движение "Демократическая Россия", Всероссийская ассоциация приватизируемых и частных предприятий, парламентские фракции "Демократическая Россия", "Радикальные демократы" и др.), а также персонально Е.Гайдара, Г.Бурбулиса, В.Шумейко, С.Филатова, А.Чубайса, А.Козырева, М.Полторанина, А.Яковлева и др. Своей задачей блок поставил "выражение интересов всех тех, кто на референдуме 25 апреля поддержал реформаторский курс президента Б.Ельцина". Учредительный съезд блока и одноименного движения прошел 16-17 октября 1993 г. Соучредителями блока "Выбор России" выступили движения "Выбор России" и "Демократическая Россия", Партия демократической инициативы и Крестьянская партия России. Список "Выбора России" возглавляли Е.Гайдар, правозащитник С.Ковалев и министр социальной защиты населения Э.Памфилова. Авторы предвыборной платформы блока, по их словам, исходили из посылок: "поменьше бесплодной критики власти", "аккуратнее с обещаниями", "выход из кризиса не может быть легким" и т.п. Блок пользовался поддержкой исполнительной власти, в регионах его отделения формировались на основе не только местных демократических организаций, но в значительной степени и административных структур. Другими словами, "Выбор России" являлся той частью "партии власти", на которую тогдашняя власть делала наибольшую ставку. Надо признать, что предвыборная агитация блока, несмотря на значительность потраченных на нее средств (по некоторым сведениям, более 2 млн долларов) оказалась на редкость неудачной. В основном она сводилась к продолжительным телевыступлениям лидеров "Выбора России", а также к показу довольно посредственных и безвкусных рекламных клипов.
Блок "Явлинский - Болдырев - Лукин". Соглашение о его образовании было подписано 15 октября 1993 г. представителями Республиканской партии РФ, Социал-демократической партии России, Российского христианско-демократического союза (причем два сопредседателя РХДС - Г.Якунин и В.Савицкий - вошли в состав избирательного списка блока "Выбор России", а в блок Явлинского РХДС вступил во главе со своим третьим сопредседателем В.Борщевым) и ЭПИ-центра Г.Явлинского. Блок объявил себя "демократической альтернативой" действующей исполнительной власти. Его платформа предусматривала, в частности, существенную корректировку методов и способов рыночных преобразований, в частности в области приватизации (предпочтение отдавалось проведению ее методом конкурсов и аукционов). Избирательный список блока возглавляли Г.Явлинский, бывший руководитель Главного контрольного управления при президенте РФ Ю.Болдырев и посол России в США В.Лукин. Предвыборная агитация блока была весьма скудной. На телевидении клипов "Яблока" (неформальное название блока) почти не появлялось, в основном предвыборная кампания сводилась к выступлениям лидеров блока на пресс-конференциях и поездкам по регионам.
Избирательное объединение "Российское движение демократических реформ". Основано на базе одноименного движения. На выборы 1993 г. вышло с самостоятельным общефедеральным списком, который возглавляли мэр Санкт-Петербурга А.Собчак, генеральный директор МНТК "Микрохирургия глаза" С.Федоров и актер О.Басилашвили (сам лидер РДДР Г.Попов баллотироваться не стал). РДДР, так же как и "Яблоко", пыталось разыграть карту "демократической альтернативы". В частности, по словам Г.Попова, от предвыборной платформы "Выбора России" экономическую программу РДДР отличал акцент на необходимости первоочередного развития производства, а не сферы финансов и обращения (как это, по мнению Г.Попова, предлагал Е.Гайдар). Однако роль "демократической оппозиции" плохо удавалась объединению, в которое входило слишком много бывших или действующих представителей исполнительной власти. Рекламная кампания РДДР велась достаточно активно, но не особенно эффективно. Складывалось впечатление, что основную ставку в своей предвыборной агитации движение делало на включенных в его список известных представителей мира искусства (О.Басилашвили, певец О.Газманов и др.).
Избирательное объединение "Партия российского единства и согласия". Учреждено в октябре 1993 г. вместе с одноименной партией. В конце октября руководство партии приняло решение образовать блок с объединением "Предприниматели за новую Россию". Избирательный список ПРЕС возглавляли лидер партии С.Шахрай, вице-премьер А.Шохин и председатель ОПНР К.Затулин. Объединению было предназначено сыграть роль второй правительственной партии - на случай, если лозунги "Выбора России" покажутся какой-то части избирателей слишком радикальными. В основу предвыборной платформы ПРЕС были положены притязания на защиту и выражение интересов российских регионов, российской "глубинки". (Первоначально планировалось, что в названии партии будет слово "провинциальная".) ПРЕС высказывалась за продолжение реформ, но, вместе с тем, обещала добиваться "отказа от радикализма". Так же как и у "Выбора России", предвыборная агитация ПРЕС не отличалась особой оригинальностью и сводилась в основном к частому появлению ее лидера на телеэкране, а также к демонстрации довольно традиционных клипов с эмблемой партии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: