Оценочные средства государственнного итогового экзамена
СПИСОК ВОПРОСОВ К ПЕРВОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНА: 1.1.Методологический раздел программы исследования: определение проблемы и проблемной ситуации, предмет и объект исследования, системный анализ объекта исследования. 1.2. Логика выбора теории при обосновании концепции социологического исследования. 1.3. Процедурный раздел и его подразделы в социологическом исследовании. 1.4. Основные виды выборок в социологическом исследовании: их достоинства и недостатки. 1.5. Метод опроса: виды, полевые документы, преимущества и недостатки метода. 1.6. Метод наблюдения: виды, полевые документы, преимущества и недостатки метода. 1.7. Метод анализа документов: классификация документов, виды анализа, полевые документы, контент-анализ. 1.8. Социометрическая процедура: её назначение, измеряемые индексы, социометрическая матрица. 1.9. Семантический дифференциал Ч. Осгуда. 1.10. Социологическое измерение: конструирование шкал, виды шкал, критерии надежности шкал. 1.11. Статистические величины и их использование в социологических исследованиях: средняя арифметическая, дисперсия, мода, медиана. 1.12. Качественные исследования в социологии. 1.13. Структура отчёта о социологическом исследовании. 1.14. Основные направления развития современной социологической теории. 1.15. Тенденции и этапы когнитивной эволюции общества. 1.16. Трансформация предметной области современной социологии. 1.17. Структура социологии знания К.Маннгейма. 1.18. Особенности концепции М.Шелера о социальной обусловленности знания. 1.19. Применение А.Шютцем идей феноменологии при решении социологических проблем. 1.20. Типология современных обществ в социологических теориях.Критерии, подходы, принципы классификации.
1.21. Полипарадигмальность в социологии. 1.22. Фрагментация и интеграция в современной социологической теории. Взаимодействие микро- и макроуровней анализа в социологии (Дж.Ритцер, Г.В.Осипов, Дж. Александер,) 1.23. Интеллектуальная ситуация в современной российской социологии. 1.24. Понятие современность. Модерн. Современный этап развития общества: его хронологические рамки и отличительные особенности. 1.25. Причины угасания популярности теории мультикультурализма в Западной Европе. 1.26. Теории социального конструирования гендера. Трактовки гендерной идентичности, гендерных стереотипов, гендерных ролей в современных социальных теориях. 1.27. Особенности постмодернистской социальной теории ( З. Бауман, Ж. Бодрийар, Ж.-Ф. Лиотар, Ф. Джеймсон, М. Фуко). 1.28. Социальные теории этноса и нации. Примордиализм и конструктивизм в теориях. 1.29. Охарактеризуйте тенденции в изменении методов социального прогнозирования в современной социологии. 1.30. Обозначьте методологические проблемы прогнозировании социальных процессов, связанные с биопсихосоциальной природой человека. СПИСОК ВОПРОСОВ КО ВТОРОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНА: 2.1.Методы управления социальными процессами в общественных системах. 2.2. Значение анализа и обработки социологической информации для принятия решения по управлению социальными процессами в общественных системах. 2.3. Антикризисное управление социальными процессами. 2.4. Научные представления о социальной неопределенности. 2.5. Механизмы формирования социального порядка в контексте синергетического подхода. 2.6. Основные понятия и принципы социологического анализа нестабильности. 2.7. Общие методологические принципы социального управления. 2.8. Научная картина мира как исследовательская программа эмпирического поиска решения проблем социальной реальности. 2.9. Классификация, виды и сущность основных проблем социально-экономического развития современного общества.
2.10. Возможности масс-медиа в конструировании социальной реальности. 2.11. Современные вызовы системе управления образованием и процесс преподавания социологии в высшей школе. 2.12. Управление имиджем современных организаций. 2.13. Повышение эффективности управления человеческими ресурсами. 2.14. Управление современными социальными процессами в условиях глобализации. 2.15. Социальная эффективность принятия управленческих решений на государственном уровне. 2.16. Система предельно-критических или пороговых показателей развития общества. 2.17. Индикаторы проявления социальной напряженности. 2.18. Социальная работа как технологический процесс. 2.19. Социальные технологии манипуляции и противодействия манипуляциям электоральным поведением. 2.20. Охарактеризуйте способы манипуляции общественным сознанием и противодействия им в политике, экономике, социальной и духовной жизни. 2.21. Определите понятия «прогнозирование», «планирование», «проектирование», «программирование» социальных процессов. 2.22. Объясните взаимообусловленность прогнозирования и планирования в решении научно-исследовательских задач. 2.23. Жизненные миры молодежи как объект влияния современных социальных технологий. 2.24. Механизм внедрения «вирусных историй» в массовое сознание посредством социальных сетей. 2.25. Манипулирование аудиторией с использованием языковых средств. 2.26. Этапы реализации социальной технологии, использующей миграцию населения. 2.27. Сущность и ресурсная база социальной технологии «Мягкая сила». 2.28. Охарактеризуйте основные социальные технологии формирования образа Российского государства зарубежными СМИ в ситуации информационного противоборства. 2.29. Востребованность социологической информации в системе государственного и муниципального управления. 2.30. Социальное конструирование исторического знания в постсоветский период.
ЗАДАНИЯ К ТРЕТЬЕЙ-ЧАСТИ ЭКЗАМЕНА: 3.1. Приведите примеры позитивных и негативных социальных последствий модернизации российской экономики. Сделайте развернутое обоснование.
3.2. Проанализируйте влияние социальных факторов на экономический рост региона России (на примере города, области, края, республики).
3.3.Охарактеризуйте последствия социального неравенства на социально-экономическое развитие региона России (на примере города, области, края, республики).
3.4.Проанализируйте социальную карту региона России как инструмента социального планирования (на примере города, области, края, республики).
3.5.Проанализируйте опыт разработки социально-политических прогнозов в России (на конкретных примерах).
3.6.Проанализируйте реализацию национальных проектов как одно из главных средств достижения социально-политической стабильности (на примере конкретного региона).
3.7. Проанализируйте эффективность государственной социальной политики в России на материалах одного из субъектов Российской Федерации.
3.8. На основе системного подхода выявите условия и факторы, определяющие пути, способы и методы повышения эффективности процесса принятия государственных управленческих решений в современной России. 3.9. Проанализируйте влияние коррупции на социальное развитие региона России (на примере города, области, края, республики). 3.10. Проанализируйте социальные детерминанты инновационной деятельности российских вузов на этапе их интеграции в мировое образовательное пространство. 3.11. Разработайте план-конспект практического занятия по общей социологии, используя одну или несколько форм его проведения: вопросно-ответная система; семинар-диспут; семинар пресс-конференция; комментированное чтение первоисточников; решение задач и упражнений; семинар по материалам социологических исследований и т.д. 3.12. Проанализируйте конкретный пример социологического сопровождения законотворческой деятельности или реализации государственной целевой программы. 3.13. Проанализируйте процесс формирования и использования человеческого капитала на региональном уровне, позволяющий выявить проблемы, препятствующие инновационному развитию региона России.
3.14. На основе данных социологических исследований проанализируйте причины и закономерности влияния структуры мотивации работников современных российских организаций на результативность их труда.
3.15. Выберите одну из групп рисков глобализации и разработайте стратегию для снижения неопределенности в данной сфере, преодоления риска
3.16. Проанализируйте возможности социального конструирования реальности с использованием технологии проведения информационных войн.
3.17. Проанализируйте возможности социального конструирования реальности с использованием технологий проведения «цветных революций».
3.18. Проанализируйте возможности социальных технологий конструирования этнических процессов в современной России.
3.19. Проанализируйте и сравните технологии политической пропаганды, используемые политическими партиями России. Какие технологии, на Ваш взгляд, являются более эффективными?
3.20. Подготовьте краткий информационно-аналитический обзор об этносоциальных проблемах в республиках и регионах России начала 90-х годов, сравнивая их с актуальными реалиями межэтнических отношений (на примере любого региона).
3.21. Сформулируйте Ваши практические предложения по снижению негативного влияния социальных сетей на российских подростков.
3.22. Проанализируйте прецедентные единицы действительности в современной России и объясните почему одни устаревают и выпадают из употребления, а другие приобретают дополнительные смыслы и выполняют ценностно-ориентирующую функцию. 3.23. На примере конструирования потоков учебной миграции рассмотрите основные этапы и инструменты данной социальной технологии. 3.24. На основе анализа стратегий применения американской технологии «мягкая сила». разработайте систему мер противодействия. 3.25. Американская кампания по выборам президента в 2016 г., по мнению большинства экспертов, была очень противоречивой. Ведущие американские и европейские СМИ поддерживали кандидата от демократической партии Хиллари Клинтон. Итоги выборов, казалось бы, были предрешены в ее пользу. Однако, вопреки ожиданиям СМИ, победу одержал Д. Трамп. Сформулируйте два – три предположения, почему социальные технологии манипуляции электоральным поведением через СМИ не дали ожидаемого эффекта. 3.26. В соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895) формирование позитивного образа России на международной арене является одним из национальных приоритетов. Исходя из сложившейся международной ситуации, предложите способы формирования и поддержания позитивного образа России на международной арене.
3.27. Проанализируйте и сравните технологии политической пропаганды, используемые политическими партиями России. Какие технологии, на Ваш взгляд, являются более эффективными. 3.28. Предложите качественные показатели, характеризующие удовлетворенность жизнью населения в современной России. 3.29. Объясните наличие нвариантных трактовок прецедентных имен в современной России. 3.30. Сделайте прогноз основных проблем мегаполиса к 2030 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|