Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ядерная половая идентичность




Мани и Эрхардт (1972) в своих исследованиях приводят доказа­тельства того, что, воспитывая мальчика или девочку, родители по-разному обращаются с детьми в зависимости от их пола, даже если считают, что ведут себя с ними одинаково. Хотя существует раз­личие между младенцами мужского и женского пола, базирующе­еся на гормональной истории, это различие не приводит автома­тически к различию в постнатальном поведении по женскому/мужскому типу. Феминизирующая гормональная патология у муж­чин и маскулинизирующая гормональная патология у женщин, за исключением случаев очень сильных гормональных нарушений, мо­жет больше сказаться на полоролевой идентичности, чем на ядер­ной половой идентичности.

Превышение уровня андрогенов у девочек в пренатальном пери­оде может привести, например, к мальчишескому поведению, повышенному выбросу энергии в играх, агрессии. Неадекватная пренатальная андрогенная стимуляция у мальчика может привести к некоторой пассивности и неагрессивности, не оказывая влияния на ядерную половую идентичность. Дети-гермафродиты развивают устойчивую женскую или мужскую идентичность в зависимости от того, воспитывали их как девочек или как мальчиков, и вне зави­симости от того, какой у них генетический код, гормональный уровень и даже – до некоторой степени – внешний вид гениталий (Мани и Эрхардт, 1972 г.; Мэйер, 1980 г.).

Столлер (1975Ь), Персон и Овэзи (1983, 1984) провели ряд ис­следований по выявлению взаимосвязи между ранней патологией в детско-родительских отношениях и закреплением ядерной поло­вой идентичности. Транссексуализм, т.е. идентификация индивида с полом, противоположным биологическому, не зависит от гене­тических, гормональных или физиологических генитальных откло­нений. Хотя при изучении некоторых биологических вариаций, осо­бенно женского транссексуализма, возникает вопрос о возможном влиянии гормонального уровня, все-таки больше оснований видеть причины этого явления в серьезных нарушениях ранних психосо­циальных взаимодействий.

В этой связи очень интересны впервые описанные Столлером (1975) психоаналитические исследования взрослых транссексуалов и детей с аномальной половой идентификацией, дающие инфор­мацию об основных паттернах родительско-детских взаимоотноше­ний. Обнаружилось, что у мужчин-транссексуалов (мужчин по биологическим признакам, имеющих женскую ядерную идентич­ность) матери, как правило, имели ярко выраженные бисексуаль­ные черты, а отцы либо отсутствовали, либо были пассивными и отстраненными. Мать видела в сыне как бы свое продолжение, неотъемлемую часть себя. Подобный блаженный симбиоз приво­дил к постепенному стиранию у ребенка мужских качеств, повы­шенной идентификации с матерью, а также отказу от мужской роли, неприемлемой для матери и неудачно сыгранной отцом. У женщин-транссексуалов мать обычно отвергающая, а отец либо отсутствует, либо недоступен для дочери, которая не чувствует, что ее поддерживают как девочку. Это стимулирует ее стать замещаю­щей мужской фигурой для матери в ее одиночестве. Мускулинное поведение дочери одобряется матерью, ее депрессия уходит и воз­никает чувство полноценной семьи.

То, что в раннем детстве родительское поведение (особенно поведение матери) оказывает огромное влияние на ядерную поло­вую идентичность ребенка и все его сексуальное поведение, харак­терно не только для людей. В классической работе Харлоу и Харлоу (1965) описывается исследование поведения приматов и приводятся доказательства того, что необходимым условием нор­мального развития сексуального поведения обезьян является нали­чие тесного физического контакта детеныша с матерью и связан­ное с этим чувство безопасности. При недостатке материнской заботы в раннем возрасте и малочисленных контактах со сверстниками во время критической фазы развития во взрослом состоянии отмечаются различные нарушения сексуального поведения. Такие особи в дальнейшем также страдают от социальной дезадаптации.

Хотя Фрейд (1905, 1933) полагал, что представители обоих по­лов обладают психологической бисексуальностью, он постулировал, что ранняя генитальная идентичность как у мальчиков, так и у де­вочек, носит маскулинный характер. Он считал, что девочки, первоначально сосредоточенные на клиторе как источнике удоволь­ствия (по аналогии с пенисом), затем изменяют свою первичную генитальную идентичность (и скрытую гомосексуальную ориента­цию) в позитивной эдиповой фазе. Эти перемены связаны, по мнению Фрейда, с реакцией разочарования по поводу отсутствия пениса, кастрационной тревогой и символическим стремлением восполнить отсутствие пениса с помощью ребенка от отца. Столлер (1975, 1985), однако, придерживается иной точки зрения. Он считает, что, принимая во внимание сильную привязанность мла­денца к матери и симбиотические отношения с ней, ранняя иден­тификация младенцев обоих полов носит фемининный характер. В процессе сепарации-индивидуации мальчики постепенно переходят от женской к мужской идентичности. Персон и Овэзи (1983, 1984), однако, на основе своего исследования пациентов с гомосексуаль­ной ориентацией, трансвеститов и транссексуалов постулируют врожденность половой идентичности – и мужской, и женской. Я полагаю, что точка зрения Персона и Овэзи соответствует данным Мани и Эрхардта (1972), а также Мэйера (1980), о формировании ядерной половой идентичности гермафродитов, а также их наблю­дениям взаимодействия матери с младенцами мужского и женско­го пола с самого рождения и психоаналитическим наблюдением нормальных детей в сравнении с детьми, имеющими сексуальные отклонения, особенно исследованиям, в которых рассматривают­ся сознательная и бессознательная сексуальная ориентация родите­лей (Галенсон, 1980; Столлер, 1985).

Брауншвейг и Фейн (1971, 1975), соглашаясь с гипотезой Фрейда о врожденной бисексуальности обоих полов, приводят доводы в пользу того, что психологическая бисексуальность основывается на бессознательной идентификации младенцев с обоими родителями. Впоследствии бисексуальность корректируется в диаде "мать-ребе­нок", в результате чего происходит определение ядерной половой идентичности и ее фиксация. Как утверждают Мани и Эрхардт (1972), неважно, что "папа готовит ужин, а мама управляет трактором", – социально обусловленные половые роли родителей ни­как не скажутся на становлении ядерной сексуальной идентичнос­ти ребенка, если их собственные ядерные половые идентичности строго дифференцированы.

Задание и принятие ядерной половой идентичности определяет принятие либо мужской, либо женской половой роли. Поскольку бессознательная идентификация с обоими родителями (бессозна­тельная бисексуальность, признанная в психоанализе) также под­разумевает бессознательную идентификацию с ролями, приписы­ваемыми тому или иному полу, существует четкая тенденция к бисексуальным паттернам поведения и отношений, а также к би­сексуальной ориентации как всеобщему человеческому свойству. Возможно, что кроме строгих социальных и культурных требований четкой половой идентичности ("Ты или мальчик, или девочка") последняя подкрепляется и определяется интрапсихической необ­ходимостью в интегрированной и консолидированной идентично­сти личности в целом. То есть ядерная половая идентичность ло­жится в основу формирования идентичности Эго. Фактически, как предположил Лихтенштейн (1961), сексуальная идентичность явля­ется ядром эго-идентичности. Клинические исследования показы­вают, что недостаточная интеграция идентичности (синдром диф­фузии идентичности) обычно сосуществует с проблемами половой идентичности и, как подчеркивали Овэзи и Персон (1973, 1976), у транссексуалов обычно обнаруживаются серьезные нарушения и других аспектов идентичности.

Полоролевая идентичность

В классической работе Маккоби и Жаклин (1974) делается вы­вод о том, что существует целый ряд необоснованных представле­ний о полоролевых различиях: некоторые из них достаточно проч­но укоренились, другие вызывают сомнения и вопросы. Одним из таких необоснованных представлений является то, что девочки бо­лее "социальны" и "управляемы" по сравнению с мальчиками, им легче дается механическое заучивание и решение повторяющихся задач; при этом они имеют более низкую самооценку и меньшую мотивацию к достижению успеха. Считается также, что мальчики лучше выполняют задания творческого характера, требующие от­каза от ранее усвоенных стандартных подходов; что они более "аналитичны". Считается, что на девочек большее влияние оказы­вают наследственные факторы, на мальчиков же – окружающая среда; у девочек определяющим является звуковое восприятие, у мальчиков – зрительное.

Среди укоренившихся половых различий можно назвать следую­щие: девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, мальчики – в зрительно-пространственной ориентации и математи­ке. Кроме того, мальчики более агрессивны. Все еще нет единой точки зрения относительно различий в тактильной чувствительно­сти, чувстве страха, застенчивости, тревожности, конкурентности, доминантности, а также в уровне активности, уступчивости, научения и "мате­ринского" поведения.

Какие же из вышеперечисленных психологических различий ге­нетически детерминированы, какие имеют социальную природу, а какие развиваются спонтанно через подражание? Маккоби и Жак­лин утверждают (и имеется достаточно данных, подкрепляющих это утверждение), что очевидна связь между биологическими факторами и степенью агрессивности и способности к зрительно-простран­ственной ориентации. По имеющимся данным, мужчины и сам­цы человекообразных обезьян более агрессивны; по-видимому, вне зависимости от национально-культурной принадлежности уровень агрессии в значительной степени зависит от количества половых гормонов. Возможно, предрасположенность к агрессии находит свое выражение в таких чертах, как доминирование, активность, соперничество, но имеющиеся данные не свидетельствуют об этом с полной определенностью. Маккоби и Жаклин приходят к выво­ду, что генетически обусловленные характеристики могут прини­мать форму большей готовности к проявлению какого-либо конк­ретного вида поведения. Это относится к усвоенным формам поведения, но не ограничивается ими.

Фридман и Дауни (1993) пересмотрели данные о влиянии пренатальной гормональной патологии у девочек на постнатальное сек­суальное поведение. Они изучили имеющиеся сведения о девочках с врожденной гипертрофией (гиперплазией) надпочечников и про­вели сравнительный анализ с девочками, мамы которых во время беременности принимали половые стероидные гормоны. Этих де­тей растили как девочек, и хотя их ядерная половая идентичность была женской, ставился вопрос о том, в какой степени избыточ­ность мужских гормонов в пренатальном периоде влияет на их ядерную половую идентичность и полоролевую идентичность в детстве и отрочестве.

Несмотря на то, что была выявлена слабая связь избыточного количества андрогенов в пренатальном периоде с преобладанием гомосексуальности, более существенным явилось открытие, что вне зависимости от воспитания у девочек с врожденной гипертрофией надпочечников наблюдалась большая склонность к мальчишеской манере поведения. Они проявляли меньше интереса к куклам и украшениям, предпочитая им машины, пистолеты и т.д. по срав­нению с контрольной группой. В качестве партнеров для игр они отдавали предпочтение мальчикам, проявляя при этом большую энергию и склонность к дракам. Данные этих исследований дают возможность предположить, что гормональный уровень в пренаталь­ном периоде оказывает значительное влияние на полоролевое по­ведение ребенка в детском возрасте. Фридман (в личной беседе) соглашается с Маккоби и Жаклин (1974) в том, что большинство особенностей, отличающих мальчиков от девочек, по всей вероят­ности, культурно обусловлены.

Ричард Грин (1976) изучал воспитание мальчиков с фемининными чертами. Выяснилось, что основными факторами, влияю­щими на развитие фемининности у мальчиков, являются безраз­личие родителей к проявлению фемининного поведения или его поощрение; одевание мальчика в женскую одежду; чрезмерная ма­теринская опека; отсутствие отца или неприятие им ребенка; фи­зическая привлекательность ребенка; недостаток общения с маль­чиками своего возраста. Критической общей чертой во всех этих случаях, похоже, является то, что в них отсутствует неодобрение фемининного поведения. Дальнейшие обследования этих детей обнаружили среди них высокий процент (до 75%) бисексуальнос­ти и гомосексуальности (Грин, 1987).

Наличие бихевиоральных качеств другого пола – мальчишеско­го поведения у девочек и фемининного – у мальчиков часто связа­но с гомосексуальным выбором объекта. Фактически, можно счи­тать, что полоролевая идентичность так же тесно связана с ядерной половой идентичностью, как и с выбором объекта: предпочтение собственного пола может повлиять на выбор роли, социально иден­тифицируемой с противоположным полом. И наоборот, вживание в роль противоположного пола может повлечь за собой предраспо­ложенность к гомосексуализму. Здесь мы подходим к следующему слагаемому сексуальности – выбору объекта.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...