Культура и быт во второй половине XVIII века.
Образование. Подготовка дворян к офицерской службе в армии велась в Шляхетском корпусе, а к гражданской службе – в Пажеском корпусе. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов – в медицинских, горных, коммерческих и в других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети учились в солдатских школах. Таким образом, к середине XVIII в. в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только в конце века в каждой губернии открылись формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде – малые народные училища. Однако образование в целом оставалось сословным, т. к. оно не стало всеобщим и одинаковым для всех категорий населения. В конце XVIII в. в России училось лишь 2 человека из 1000. Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. по инициативе Ломоносова Московского университета (бессословное образование). Наука. Развитие картографии: в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым был издан «Атлас Российский». Академические экспедиции: экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С. П. Крашенинников описал Камчатку. С. Челюскин (мыс Челюскин – п-ов Таймыр) и братья Лаптевы (море Лаптевых) исследовали районы Восточной Сибири. В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов положили начало русской исторической науке. Во второй половине века свои труды создали дворянские историки М. М. Щербатов и И. Н. Болтин. Ученый-самоучка И. И. Ползунов создал паровую машину (на 20 лет раньше англичанина Уатта). Изобретатель И. П. Кулибин – проект одноарочного 300-метрового моста через Неву.
Михаил Васильевич Ломоносов был одним из основоположников физической химии; высказал замечательные соображения об атомно-молекулярном строении вещества; открыл закон сохранения энергии; занимался изучением атмосферного электричества; открыл атмосферу на Венере (положил начало астрофизики как специальной науки). Ломоносову принадлежат замечательные труды в области гуманитарных наук. Он первым выступил против норманнской теории происхождения древнерусского государства. Составил «Российскую грамматику», писал оды и стихотворения. Выдающуюся роль сыграл как организатор русской науки. Русские просветители. Во второй половине XVIII в. в центре русской общественной мысли был крестьянский вопрос. Полемика между издававшимся Екатериной II сатирическим журналом «Всякая всячина» и журналами Н. И. Новикóва («Трутень» и «Живописец»): критика отдельных сторон крепостничества. А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность» - выступал с призывом «совершенного уничтожения рабства» и передачи земли крестьянам. Архитектура. Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм (характерны: монументальность, строгая симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость вертикальных и горизонтальных линий). Петербург: И. Е. Старов – Таврический дворец; В. И. Баженов – Каменноостровский дворец и Арсенал; А. Ринальди – Мраморный дворец; Д. Кваренги – Академия Наук. Москва: В. И. Баженов – дом Пашкова; М. Ф. Казаков – здание Сената в Кремле, старое здание Московского университета. Скульптура. Ф. И. Шубин – бюстыЛомоносова, Павла I; М. И. Козловский – памятник А. В.Суворову; И. П. Мартос – памятник Минину и Пожарскому; Э. М. Фальконе – памятник Петру I (Медный всадник). Живопись. Портретная живопись: И. П. Аргунов – «Неизвестная крестьянка»; Ф. С. Рокотов – портрет поэта В. И. Майкова; Д. Г. Левицкий – портрет Н. И. Новикóва, П. Демидова; В. Л. Боровиковский – портрет М. И. Лопухиной, А. Б. Куракина.
Театр. Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова в Ярославле. Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне. Наиболее известен московский театр Шереметьевых в Останкине, славу которому принесли крепостные – драматическая актриса П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова.
Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги. 1. Приход к власти Александра I. 2. Реформы Александра I.
Приход к власти Александра I. Вся внутренняя политика этого периода определялась не только объективными факторами (например, начавшимся кризисом феодального хозяйства или влиянием революционных событий во Франции), но и субъективными, в частности: она была напрямую связана с личностью нового императора Александра I, с изменением его личных взглядов. Девятнадцатый век для России фактически начался в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., когда в результате заговора был убит император Павел I. Среди заговорщиков были генерал-губернатор Петербурга граф П.А.Пален, генерал Л.Л.Бенигсен, фаворит Екатерины II князь П.А.Зубов, гвардейские офицеры. В план дворцового переворота был посвящен и наследник престола великий князь Александр Павлович. С воцарением нового монарха были связаны надежды на проведение либеральных реформ в России, отказ от деспотических методов правления, свойственных политике императора Павла I. Удобнее рассматривать внутреннюю политику этого периода по двум этапам: 1. 1801-1820 гг. – период либеральных реформ. 2. 1820-1825 гг. – переход к консервативной политике. Реформы Александра I. Первые годы царствования Александра I — «дней александровых прекрасное начало», по словам А.С.Пушкина, характеризовались целым рядом либеральных начинаний. Первый период: 1801-1820 гг. – характерная черта – попытки проведения широкомасштабных реформ. Причины перехода правительства Александра I к реформам: (кроме объективных) личные взгляды и воспитание Александра I в духе идеалов Просвещения; обстоятельства прихода к власти в результате дворцового переворота – стремление участников заговора против Павла I ограничить самодержавную власть в своих интересах.
Содержание реформ: 1. Попытки крестьянской реформы. Июнь 1801 г. – попытка издать официальный указ о запрете продажи крестьян без земли встретила сопротивление со стороны высших сановников из Сената и Непременного Совета – Александр I вынужден был ограничиться рескриптом Академии наук (в ее ведении находились типографии), запрещавшем публиковать подобные объявления. Итог: Александру I дали понять, что дворянство против даже минимальных попыток улучшить положение крестьян. 12 декабря 1801г. – указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами, что фактически означало ликвидацию одной из основ феодального строя – монопольного права дворян на землю. 20 февраля 1803 г. – указ о вольных хлебопашцах; его значение (первая реальная попытка начать ликвидацию крепостного права через выкуп крестьян целыми семьями или селами по обоюдному согласию с помещиком и обязательно с земельным участком). Его реальные итоги: очень скромные – к 1858 г. освободилось всего 152 тыс. душ – 1,5%. 1804-1805 г. – начало аграрной реформы в Остзейском крае (Лифляндии и Эстляндии); второй вариант ликвидации крепостного права – безземельное освобождение крестьян (суть – четкое определение и закрепление повинностей крестьян, пожизненное закрепление их усадебной земли). 1809 г. – запрет помещикам ссылать крестьян в Сибирь.
Вывод: был сделан первый шаг к ликвидации крепостного права, но само оно ликвидировано не было, т.к. подавляющее большинство помещиков выступало против этого, а повторить судьбу отца Александр не хотел.
2. Попытки реформ государственного строя. 1801г. – начало деятельности Негласного комитета («молодые друзья» царя – своеобразное «теневое правительство»: Чарторыйский, Строганов, Новосильцев, Кочубей), разработка проектов реформ, в т.ч. проекта Жалованной грамоты российскому народу (предоставление всему населению гражданских прав) – рассматривалась как введение к будущей Конституции.)
Итог: не опубликована. 1802 г. – начало министерской реформы, замена коллегий министерствами (указать причины), которые мыслились как будущая исполнительная ветвь власти и реформа Сената. 1809 г. – конституционный проект Сперанского (предложил ввести строгое разделение властей и привлечь общество к государственному управлению). Итог: не реализован, за исключением создания Госсовета (1810 г.), который, однако, не стал верхней палатой Парламента, как предполагал Сперанский. 1818-1820 гг. – проект Уставной грамоты Российской империи (Новосильцев). Итог: не реализован.
3. Реформы в области образования: Создание новых университетов (в Дерпте, Вильно, Харькове, Казани, Петербурге); Создание на их основе шести учебных округов и проведение реформы образования на принципах всесословности, бесплатности обучения на низших ступенях, преемственности учебных программ. Четыре ступени: - приходское училище (1 класс); - уездное училище; - губернская гимназия; - университет. 1804 г. – принят либеральный университетский устав (автономия университетов, выборность ректора, невмешательство администрации) и цензурный устав (цензор должен был толковать проверяемые произведения в благоприятном смысле для автора). Общий вывод: большинство реформ окончилось неудачей, кроме реформ в области образования. Причины этого: а) отсутствие социальной базы, дворянство реформы не поддержало; б) личные качества Александра I (слабая воля, постоянные колебания, боязнь дворцового переворота); в) Россия вела постоянные войны, в этой обстановке было не до реформ.
Второй период: 1820-25 гг. – постепенный отказ от реформ, переход к консервации сложившихся отношений. Причины изменения политики: революционная волна в Европе 1820-х гг., разочарование Александра I в силе реформ, которые предотвратили бы революцию. Организация «военных поселений». В 1816 г. Александр, желая уменьшить затраты на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные поселяне должны были заниматься одновременно и земледелием, и военной службой. Начальником военных поселений стал А.А.Аракчеев (1769-1839). Двойственность этой политики: с одной стороны – попытка решить проблему финансирования армии, с другой стороны – один из косвенных способов решения крестьянского вопроса – через 25 лет службы военные поселяне получали свободу, повлекших взрыв возмущения как со стороны простого народа (восстания в Чугуеве и под Новгородом в 1819 г. и в Семеновском полку в 1820 г.), так и со стороны просвещенного дворянства.
Видя фактический крах своей политики, Александр I все в большей степени отходил от государственных дел: с 1822 г. единственным докладчиком царю по всем вопросам стал Аракчеев. Много времени царь проводил в разъездах. Во время одного из таких путешествий он умер в городе Таганроге в возрасте 48 лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|