Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру.
Общая характеристика культуры России XIX в.: 1. XIX в. – период бурного развития российской культуры, которая (впервые за всю свою историю) начала оказывать воздействие на культуру зарубежных стран, на всю человеческую цивилизацию. 2. Российская культура становиться частью мировой культуры. 3. XIX в. в России – это калейдоскоп художественных течений, стилей, ценностей (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). 4. Важной чертой российской культуры является её восприимчивость и открытость. 5. Открытость культуры выражалась в её быстрой демократизации, доступности (расширение круга её творцов и особенно потребителей за счет представителей непривилегированных слоев). Культура и быт во второй половине XIX в. Общая характеристика: эпоха бурного расцвета культуры; народность, гуманизм, революционность, демократизм, интернационализм; глубоко национальный характер русской культуры; традиционализм и новаторство. Мировое значение отечественной культуры: поиск и открытия русских ученых во многом определили основные направления всей мировой культуры, мощный импульс ее развития. Просвещение: к XX в. в России было 30 % грамотных, но темпы роста образованности и грамотности высокие. Начальное образование. Сложилось несколько типов школ: 1) деревенские школы грамотности; 2) земские школы; 3) церковно-приходские школы; 4) воскресные школы для взрослых. Накануне войны Дума подняла вопрос о всеобщем начальном образовании (был отложен). Среднее образование. Типы школ: 1) классические и военные гимназии; 2) реальные, коммерческие, военные и духовные училища; 3) женские гимназии и институты благородных девиц. В гимназиях было ослаблено классическое направление, расширены права выпускников реальных училищ, создана сеть коммерческих училищ. Число учащихся средних школ в России было очень низким. Среднее образование в России не удовлетворяло потребности страны.
Высшее образование. Расширение сети вузов: открытие 2 новых университетов (Одесса, Томск) + 30 специальных вузов (с/х, инженерные, горные, лесные и т. д.) + Высшие женские курсы (1878 г., СПб). Вывод: несмотря на тяжелые общественно-политические условия, просвещение в России во второй половине XIX в. добилось существенных успехов по сравнению с дореформенным периодом. Печать: 17 октября 1905 г. была отменена цензура. 1912 г. в России выходила 1131 газета на 24 языках. Издательская деятельность: 1913 г. издано 106 млн. экземпляров книг. 1916 г. отмечено 50-летие просветительского издательства Сытина. Во второй половине XIX в. ученые России сделали много выдающихся открытий, имеющих мировое значение. Наука.
Литература. Вторая половинаXIX в. стала временем расцвета в литературе критического реализма. С ним связано творчество талантливых русских писателей: И. С. Тургенева – «Отцы и дети», «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо»; Ф. М. Достоевского – «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Идиот», «Игрок», «Подросток»; Л. Н. Толстой – «Анна Каренина», «Война и мир», «Воскресение»; А. П. Чехов – юмористические рассказы, пьесы: «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры». Театр. К 60-70-м годам относится расцвет творчества великого русского драматурга А. Н. Островского, который выступил как новатор в драматургии, теоретик театрального искусства, воспитатель актеров и организатор театрального дела. Продолжая реалистические традиции Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, Островский создал целую галерею замечательных пьес, которые стали основой национального репертуара русских актеров: «Гроза», «Бесприданица», «Не всё коту масленица», «Волки и овцы», «Без вины виноватые». Актеры: Садовский П. М., Стрепетова П. А., Ермолова М. Н. Музыка. В 60-80-е годы XIX в. русская музыка переживала взлет в своем развитии. Появилась целая плеяда талантливых музыкантов. В начале 60-х гг. в России сложилась творческая группа молодых композиторов – «Могучая кучка», в которую вошли М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. Эти композиторы изучали и популяризировали отечественную народную музыку.
Мировое признание получил выдающийся композитор П. И. Чайковский (7 симфоний, 3 балета – «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», несколько опер, более 100 романсов, концерты). Архитектура. Классицизм уступает место «архитектуре выбора», или эклектике (использование достоинств различных исторических стилей). Шервуд В. О. - Исторический музей на Красной площади, Кракау А. И. – Балтийский вокзал. Скульптура. Микешин М. О. – памятники: «Тысячелетие России» (Новгород), Екатерине II (Петербург), Богдану Хмельницкому (Киев). Опекушин А. М. – памятник Пушкину (Москва). Живопись. Расцвет русского изобразительного искусства. В изобразительном искусстве прочно утвердился реализм и национальное начало. Внимание художников сосредоточилось на жизни народа. В 1870 г. образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижники хотели освободить искусство от казенщины. Приблизить его к народу, развить национальные особенности и традиции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|