Общественное движение в России во второй четверти XIX в.
Охранительное направление Теория "официальной народности". Рупорами правительственной идеологии были популярные журналисты Ф.В.Булгарин и Н.И.Греч, издававшие газету "Северная пчела". Идейно обосновывали и подробно разрабатывали правительственную концепцию профессора Московского университета М.П.Погодин и С.П.Шевырев. Либеральное направление Резкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление П.Я.Чаадаева. В 1836 г. Чаадаев опубликовал "Философическое письмо", в котором высказал мысли, диаметрально противоположные официальным. "России нечем гордиться перед Западом». Центрами идейной жизни в 1830-40-х гг. становятся не тайные общества, а светские салоны, журналы, университетские кафедры. К концу 1830-х гг. в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западники (историки Т.Н.Грановский, П.Н.Кудрявцев, юрист и философ К.Д.Кавелин, литераторы В.П.Боткин, П.В.Анненков, В.Ф.Корш и др.) исходили из мысли о единстве исторических путей России и Европы. Иных взглядов на исторический путь России придерживались славянофилы (А.С.Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аскаковы, Ю.Ф.Самарин). Они считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Революционно-социалистические течения От западнического крыла постепенно откалывается особое направление, представителями которого были А.И.Герцен, Н.П.Огарев и крупнейший литературный критик В.Г.Белинский. Спасение Белинский, Герцен и их единомышленники видели в социализме — справедливом общественном строе, в котором отсутствует частная собственность и эксплуатация человека человеком.
Первой к социализму придет не Европа, а Россия. В 1844 г. в Петербурге возник кружок В.М.Буташевича-Петрашевского — чиновника Министерства иностранных дел. На собраниях Петрашевского бывали М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский. Большинство петрашевцев, в отличие от либералов, выступало за республиканское устройство, полное освобождение крестьян без выкупа. Наиболее популярно в среде петрашевцев было учение Фурье. Революционные и социалистические настроения сильны были в Кирилло-Мефодиевском обществе, действовавшем с 1845 г. на Украине. Члены этого общества, к которому принадлежал и великий украинский поэт Т.Г.Шевченко, выступали за всеславянскую республиканскую федерацию. В 1847-1848 гг. правительство разгромило общество петрашевцев и Кирилло-Мефодиевское общество. Волна европейских революций 1848 г. повергла правительство в ужас: наступило «мрачное семилетие» — время безудержной реакции, которое с 1855 г. сменилось общественным подъемом.
Культура России в первой половине XIX в.: национальная основа, европейские влияния. Просвещение и образование. В первой половине XIX в. правительственная политика направлялась на то, чтобы затормозить просвещение русского народа. Это было вызвано страхом перед революционным движением. Образование носило сословный характер и было доступно по преимуществу привилегированным слоям и фактически недоступно крепостным. Сильное отставание развития начального образования. Увеличение количества гимназий (обучались дети дворян) в 2,5 раза. Многие дворянские дети получали домашнее образование. Расширение сети вузов: начало XIX в. – 2 университета Московский и Виленский, к 60-м годам – ещё 6 университетов: Петербург, Казань, Дерпт, Рига, Киев, Харьков + лицеи с университетской программой: Царскосельский (СПб) и Демидовский (Ярославль) + открытие технических вузов: Горный и Лесной институты, Петербургский технологический институт, Московское техническое училище. Развивается система женского образования. К середине века в России грамотных было 6 % населения.
Наука.
Литература. Черты: - народность, - пропаганда освободительных идей, - высокие гуманистические идеалы, - гражданственность и чувство национального самосознание, - постоянный поиск социальной правды.
В 40-е годы - журналы «Современник» и «Отечественные записки».
Театр. В первой половине XIX в. происходило становление реализма на русской сцене. С развитием драматургии Грибоедова, Пушкина, Гоголя на сцене все более прочное место занимает реалистическая драма. Её успеху во многом способствовала деятельность Малого театра в Москве, на сцене которого шли национальная русская драма и комедия. Актеры: Мочалов П. С., Щепкин М. С. Музыка. Развитие русской национальной музыкальной школы. Композитор – Глинка М. И. Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила». Архитектура. Стиль – классицизм. Характерно создание крупных ансамблей.
Живопись.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|