Практические рекомендации по итогам исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
На основе вышеизложенного нами были определены основные принципы построения спортивной тренировки юношей в спортивной ходьбе. . На этапе начальной специализации в спортивной ходьбе общую и специальную подготовку необходимо объединить в различные тренировочные блоки. Известно, что прочная база разносторонней физической подготовки на начальных этапах позволяет юному спортсмену в дальнейшем добиться высокого уровня спортивного мастерства [8]. На практике такое положение реализуется в виде смешанного использования средств общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП), т.е. в течение одного занятия или микроцикла одновременно решаются задачи совершенствования общей и специальной физической подготовленности. Результаты наших исследований позволяют утверждать, что эффект учебно-тренировочного процесса значительно выше, если средства ОФП и СФП сконцентрированы в отдельных блоках. Блок ОФП в качестве основных средств предполагает использование кроссов продолжительностью до 1 ч, длительной ходьбы обычным шагом до 2 ч 30 мин, прыжковых и беговых упражнений методами строго регламентированного упражнения и игровым, упражнения для развития гибкости и на расслабление. Блок ОФП принято рассматривать как основу для реализации задач блока СФП, который, в свою очередь, предполагает участие юношей в соревнованиях по спортивной ходьбе. Подобная организация тренировочного процесса позволяет с успехом решать задачи как общей, так и специальной физической подготовки. Смешанное решение задач блоков ОФП и СФП нередко отрицательно влияет на развитие двигательных умений и навыков и не позволяет в полной мере сочетать совершенствование выносливости с другими физическими качествами.
Для блока СФП основными средствами будут: спортивная ходьба до 1 ч с интенсивностью 5-6 мин/км, спортивная ходьба с более высокой интенсивностью, упражнения для развития гибкости и на расслабление. . Техническая подготовка должна быть приоритетной по отношению к физической подготовке. Основанием для данного утверждения является положение, сформулированное М.Я. Набатниковой [6] о перспективном опережении формирования спортивно-технического мастерства. Из всех видов ходьбы спортивная ходьба наиболее сложна по технике, но вместе с тем она и самая эффективная. По результатам наших исследований юношей 12-14 лет, специализирующихся в спортивной ходьбе, показатель общей выносливости (тест Купера) уступает по значимости показателю специальной работоспособности (модифицированный тест PWC170 [4]), влияющему на результат в соревнованиях по спортивной ходьбе. Показатели уровня развития скоростно-силовых (тест - прыжок в длину с места) и скоростных способностей (тест 30 м с ходу), координационных способностей (челночный бег) вообще не оказывают значимого влияния на результат в соревнованиях по спортивной ходьбе. Реализация данного положения предполагает использование в больших объемах средств, направленных на совершенствование технической подготовленности. Это спортивная ходьба с интенсивностью 5-6 мин/км и специальные упражнения скорохода. Такая интенсивность выполнения упражнений позволяет спортсменам плавно переходить от обычной ходьбы к спортивной. При этом средства, отрицательно влияющие на технику спортивной ходьбы, должны строго дозироваться. Это, прежде всего спортивные и подвижные игры, используемые в больших объемах, упражнения с отягощениями, прыжки. . Средства для совершенствования скоростных и силовых способностей должны быть специфичными. Обеспечивая гармоничное физическое развитие юных скороходов, необходимо кроме выносливости должное внимание уделять совершенствованию их скоростных и силовых способностей. При этом следует помнить о том, что в современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим развитием вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта [7].
Известно, что эффективность тренировки в спортивной ходьбе зависит от развития специальных скоростных и силовых способностей в сочетании с выносливостью [2-10]. Следовательно, наиболее эффективными будут занятия спортивной ходьбой на трассах с различным перепадом высот. При этом длительность повторения должна превышать 1,5-2 мин. Меньшая по длительности работа не позволит в полной мере раскрыться механизмам аэробного энергообеспечения и будет носить неспецифический характер. . Начальное обучение технике спортивной ходьбы должно сопровождаться упражнениями на развитие гибкости и расслабление. По результатам наших наблюдений быстрее осваивают технику спортсмены, имеющие высокий уровень гибкости (тест - наклон вперед из положения стоя). Использовать большой арсенал упражнений на развитие гибкости рекомендуют И.А. Гайс [1] и А.М. Шимко [9], полагая, что ее высокий уровень позволит юным скороходам быстрее освоить эффективную технику спортивной ходьбы. При этом предпочтение должно отдаваться развитию активной гибкости. Умение спортсмена выполнять движения без излишнего напряжения - один из ведущих факторов спортивного мастерства [1]. Отсюда следует необходимость включения в программу подготовки упражнений на расслабление. Значимость этих упражнений возрастает на начальных этапах обучения технике спортивных упражнений, когда закладываются основы естественной и экономичной техники спортивной ходьбы.
Выводы
Приведенные нами рекомендации позволяют обеспечить физическое совершенствование юного спортсмена, не истощая функциональных резервов его организма, и сочетать начальную специализацию в избранном виде спорта с сенситивными периодами. Выбор стратегии подготовки юных скороходов с учетом вышеизложенного позволил на практике повысить эффективность тренировочного процесса. Учитывая данные закономерности, тренер по спортивной ходьбе обеспечит баланс между физической и технической подготовленностью, между общими и специфическими нагрузками, сохранит здоровье и сформирует основы будущего спортивного мастерства юных спортсменов.
Список литературы
1. Гайс И.А. Учись ходить быстро. - М.: ФиС, 1986. - 110 с. 2. Высочин Ю.В., Лукьянов В.В. Активная саморелаксация и саморегуляция в спорте: Монография. - СПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2007. - 85 с. . Колесников А.А. Педагогические условия повышения эффективности учебно-тренировочного процесса юношей на этапе начальной специализации в спортивной ходьбе: Автореф. канд. дис. Челябинск, 1999. - 20 с. . Кузьмин В. Тесты для ходоков // Легкая атлетика. - 1986. - №5. - С. 7-8. . Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования. - М.: 4-й филиал Воениздата. 1997. - 304 с. . Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: ФиС, 1982. - 280 с. . Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Учеб. изд. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 584 с. . Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. пос. для ин-тов и техникумов физ. культуры. - М.: ФиС, 1987. - 128 с. . Шимко А.М. Ходьба к здоровью, мыслям, медалям. Техника: Кн. I. - Вашингтон-Киев: ВОРИП Надстырье, 2006. - 128 с. . Шимко А.М. Ходьба к здоровью, мыслям, медалям. Методика: Кн. II. - Вашингтон-Киев: ВОРИП Надстырье, 2006. - 123 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|