Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема познания в философии.




ТЕМА 3.3. «ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ».

Сущность процесса познания. Познание как философская проблема.

Для философии познание человеком окружающего мира является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Вопрос о том, познаваем ли мир и как относятся наши мысли о мире к нему самому, - это вопрос о возможности точного и полного отражения окружающего мира в сознании человека, его свободной ориентации и деятельности в этом мире.

ПОЗНАНИЕ – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

Т.о., сущность познания заключается в активном и целенаправленном поиске и получении человеком знаний, точных или же искажённых. Знания играют огромную роль в жизни отдельного человека и человечества в целом. 400 лет назад английский философ Френсис Бэкон утверждал, что знание – это сила.

В наших знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной деятельности людей, и это огромное богатство. Конечно, не всё оно становится достоянием отдельного человека. При всём огромном потоке информации, которая обрушивается на нас, каждый усваивает, перерабатывает и использует лишь её некоторую часть. Вот эта часть и есть собственно знание, которым мы овладели.

Круг вопросов, связанных с формированием знания, его источниками, представлениями об истинности знания изучает гносеология, или теория познания.

ГНОСЕОЛОГИЯ – древнейшая область философии, которая изучает природу, формы и методы познания, отношение знания к реальности и критерии его истинности.

Важнейшие проблемы гносеологии: - изучение видов, ступеней и форм познания;
- проблема отношений между объектом и субъектом познания;
- проблема истины;
- проблема соотношения познания и практики;
- проблема границ познания: насколько познаваем мир, т.е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно.

Познание мира человеком изучают под собственным углом зрения и другие науки – формальная логика, психология, физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, языкознание, история культуры, социология и др.

Проблема познания в философии.

Античная философия - Демокрит, рассматривая познание, выделял знание «тёмное» (чувственное) и «истинное» (рациональное). Сама же истина «скрыта в глубине, она лежит на дне морском». Прийти к ней сможет далеко не каждый человек, а лишь мудрец; - Сократ поднимал и решал вопрос о методах получения истинного знания. К таковым он относил, прежде всего, диалектику как искусство ведения спора, научной дискуссии; - Аристотель осмысливал познавательный процесс с помощью понятий «истина» и «заблуждение». Истина – это знание, которое соответствует вещам, а заблуждение – искажение истины. Он разработал логику – науку о способах и формах правильного мышления. Он выделил субъект и объект познания, отчётливо сформулировал основной вопрос гносеологии как вопрос об истине; - Платон – рассуждал о природе знания, считал, что знание – это «тень идеи», воспоминание бессмертной души о том, что было в ней раньше;
Философия Средневековья - основные усилия гносеологии были направлены на обоснование существования Бога как некоей высшей причины, истока всех вещей. Разум рассматривался, как правило, в качестве важной интеллектуальной способности души человека. Но считалось, что по своим возможностям он находится, всё же, ниже веры. Выдвигался лозунг: знать, чтобы верить в Бога. Тем самым провозглашалась «служебная» роль разума по отношению к религиозной вере;
Философия эпохи Возрождения - цель разума – обнаружение растворённой в природе некоей «божественности». Дж.Бруно, Н.Кузанский выдвигали идею неисчерпаемости и разнообразия природного мира, а познание рассматривается ими как динамичный и бесконечный процесс;
Философия Нового времени - в центр внимания выдвинулся вопрос о методе (способе) исследования и формах существования знания. Научное знание – важнейшее условие подчинения человеком природного мира своей практической власти и расширения своей свободы (Ф.Бэкон, Б.Спиноза). Большое место занимала борьба рационализма (Р.Декарт) и сенсуализма (Д.Локк), по-разному трактовавших источники и природу знания, формы его существования;
Немецкая классическая философия - И.Кант пытался решать проблему познавательных способностей и возможностей человека. Он выделял чувственность, рассудок и разум и полагал, что в ходе познания возникают непримиримые противоречия разума, и это открывает дорогу вере;
Классический марксизм XIXв. - исходил из принципа гносеологического оптимизма, т.е. убеждённости в принципиальной познаваемости мира человеком. Марксизм рассматривает познание как особый вид духовной деятельности человека, глубоко социальный по своей сути. Познание тесно увязывается им с практикой человека и человечества. Полагается, что окружающий человека мир можно не только познать, но и практически преобразовать, привести его в соответствие со своим идеалом.

 

Все философы по своему отношению к познаваемости мира делятся на скептиков, агностиков и гностиков.

Скептицизм - сформировался ещё в античной философии. Его сторонники (Пиррон, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень и др.) не отрицают познаваемость мира, но сомневаются в достоверности полученных знаний в виду несовершенства средств познания, которыми располагает человек: - чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения (то, что нравится одному, вызывает отвращение у другого); - чувствам нельзя доверять из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас (преломление лучей света на границе воздушной и водной среды создаёт обман зрения – искажение предмета); - нельзя доверять и разуму, т.к. любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать и т.д. Следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или догматы.
Агностицизм(от греч. agnostos – непознаваемый) - агностики (чаще - идеалисты) либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных знаний о мире. Его представители английский философ Д.Юм и немецкий философ И.Кант не отрицают наличие у человека способности к познанию, ни сам процесс познания, но ограничивают познавательные возможности человека (сводят познание мира лишь к отражению внешних, лежащих на поверхности бытия явлений). Они полагают, что «пути господни неисповедимы», «чужая душа – потёмки», «чем больше познаём – тем меньше знаем». Агностицизм порождён естественными трудностями и противоречиями познавательного процесса, его незавершённостью, сложностью и неисчерпаемостью окружающего мира, ограниченностью способностей человека, но самое главное – «скрытностью» сущности, законов вещей и процессов;
Гностицизм(от греч. gnosis – знание) - сторонники гностицизма (в основном материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. Как и марксисты, они считают, что мир познаваем исчерпывающе и, безусловно, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Познание – это процесс, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя. Но и среди гностиков нет единства по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании – чувствам или разуму: - сенсуалисты (эмпирики) полагают, что новое знание можно получить только на основе чувственного опыта, разум же замкнут в сфере уже известного. Опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений; - рационалисты (первенство разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчёты, т.к. опыт и чувства много раз обманывали человечество. Сенсуализм и рационализм противоречат друг другу, но их можно рассматривать и как дополняющие друг друга направления, составляющие единство противоположностей.

Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим чисто теоретически – это сквозные направления, проходящие через всю историю развития философской мысли.

Социальные черты познания: - познание – это особый вид отражательной деятельности человека. Во все времена в истории философской мысли под ним понималось активное и целенаправленное отражение человеком внешнего мира и самого себя в нём с целью получения достоверного знания. Т.о., познание – это творческий поиск знания, обусловленный предпосылками социально-культурного характера;
- познание – духовная сторона практической деятельности человека. Оно протекает в рамках системы «человек – средства труда – природа», по мере того как человек вскрывает «скорлупу» мира, под которой таится сущность вещей (сущность жизни, сущность магнетизма и т.п.). Он обнаруживает эту сущность – и наслаждается постигнутыми тайнами мира;
- познание – высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно, путём постановки и решения познавательных проблем и задач. С помощью абстрагирующей (отвлечённой) деятельности мозга информация обретает знаковую форму (2+2=4 и т.п.), что очень удобно для обработки, сохранения и последующего её использования;
- познание – на деле всегдасубъект - объектное отношение. Это означает наличие и взаимодействие в нём двух сторон – субъекта и объекта. Субъект познания (индивид, социальная группа, общество в целом) осуществляет познавательную деятельность, ставит задачи и решает их. Познавательная активность субъекта направлена на объект познания (отдельная вещь, часть материального мира, мир в целом). Субъект стремится вычленить и постигнуть предмет познания – главные и основные характеристики объекта;
- познание – это социальный процесс целенаправленной и творческой деятельности человека, который протекает в социокультурной среде, под её непосредственным и активным влиянием. Он обусловлен потребностями, интересами и установками людей, их совместной деятельностью во имя общих целей, другими мотивами и обстоятельствами;
- познание возможно лишь при опоре на интеллектуальный фонд – совокупные знания человечества, методы и формы, традиции познания, понятийный аппарат, имеющиеся научные факты. Это важно, чтобы не начинать всякий раз процесс познания с нуля;
- познавательный процесс может протекать лишь при помощи языка как инструмента общения, человеческого способа выражения чувств и мыслей. Для науки язык – это накопитель и хранитель информации, гигантская кладовая знаний и иных сведений о мире;
- общественные отношения обуславливают также ценностное (пристрастное) отношение субъекта к объекту. Отсюда вытекают разные, иногда полярные восприятие и трактовка одних и тех же событий и проблем в жизни общества. В XIXв. западники и славянофилы по разному представляли себе пути и формы будущего развития России. В современной политической жизни одно и то же явление (институт частной собственности, становление рыночной экономики, демократии и т.д.) оценивается одними социальными группами как благо, а другими – как зло. Всё это говорит о наличии в познании общественных явлений идеологии, т.е. оценки общественных явлений с позиций различных социальных групп;
- познание – это всегда творчество, т.е. постоянное создание чего-то нового, ранее не существовавшего в знаниях. Главный критерий творчества – новизна и социокультурное значение полученных результатов. Творчество требует очень больших умственных и физических усилий, а нередко гражданского мужества и самопожертвования. Большую роль в творчестве играет интуиция. Интеллектуальная интуиция – это как бы внезапное озарение некоего «сверхсознания», творческое воспламенение, когда истина открывается человеку сразу, без сложной цепи логических процедур и доказательств;
- функцию ориентации человека в окружающей действительности выполняет знание. Оно представляет собой высший уровень информации о мире, получаемый человеком с помощью своего сознания и специальных технических средств. Знание существует в форме образов, понятий, знаков и применяется в качестве идеального плана для практической деятельности людей. Без знаний невозможно формирование целостной картины мира или его отдельных фрагментов;
- ведя речь о познании и знании, не следует противопоставлять знание иверу. Вера – специфический способ постижения вещей, процессов и явлений материального и духовного мира – познания без логического обоснования («Я верю, что есть Бог», «Я верю в успех своего дела» и т.п.). Если разум открывает нам вещи видимые, очевидные, то вера устремлена к тому, чтобы обнаружить вещи пока ещё невидимые и поэтому таинственные для человека. Тем самым вера активно участвует в процессе познания, являясь его необходимым компонентом. Мнение, знание и вера – необходимые ступени движения к Истине, важные формы духовного опыта человека, состояния его рассудка, разума и души.

 

Познание представляет собой динамичный, развивающийся процесс. Его краткая формула может быть сформулирована так: «Развивающееся познание деятельного человека активно отражает развивающийся мир».

Познание всегда предполагает переход от улавливания («схватывания») внешних, лежащих на поверхности свойств и отношений к постижению внутренних, относительно устойчивых связей. В итоге это даёт человеку знание сущности («тайны» вещи, её внутреннего закона). От живого созерцания (наблюдения) к абстрактному мышлению (размышлению), от явления к сущности – такова в основном логика движения процесса познания. Г.Гегель образно сравнивал процесс познания с лестницей, которая убегает в глубину, где спрятана сущность.

Уровни процесса познания.

Чувственное (эмпирическое) познание (живое созерцание): - осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и т.д. Существует в таких формах, как ощущение, восприятие и представление: - ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств предмета, непосредственно воздействующих на органы чувств: запах, форма, цвет (мы воспринимаем цвет яблока и его вкус); - восприятие – это целостный образ предмета в совокупности всех своих свойств (образ воды в реке, радуги в небе и т.д.). После прекращения воздействия предмета на органы чувств впечатление не исчезает сразу же. Оно сохраняется и закрепляется в памяти; - представление – это обобщённый чувственный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти (воспроизведение Спасской башни Кремля), образы воображения (русалка, кентавр) и др. Это обычно расплывчатый, нечёткий образ предмета, но уже в нём совершается элементарное обобщение с выделением общих признаков и отбрасыванием несущественных. Т.о., с помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно.
Рациональное(от лат. ratio – разум)(теоретическое) познание (мышление): - это активный процесс отражения действительности, осуществляющийся в ходе практики и выраженный в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта. Выделяют два уровня мышления: - рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, жёсткого стандарта. Это способность правильно рассуждать, ясно строить свои мысли, чётко классифицировать факты. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Мышление невозможно без рассудка, это то, что часто называют здравым смыслом; - разум (диалектическое мышление) – высший уровень рационального познания, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их природы. Только на этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоречия. Главная функция разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей. Рассудок переходит в разум, когда человек выходит за пределы сложившейся готовой системы знаний, на основе выдвижения новых фундаментальных идей. Рациональное мышление осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений: - понятие – это форма мышления, отражающая существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях («человек есть животное, делающее орудия труда»). Наиболее общие понятия – это философские категории; - суждение – это форма мышления, отражающая предметы, явления, процессы в определённой связи с другими. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным («Париж стоит на Сене») либо ложным («Ростов – столица России»). В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные («золото имеет жёлтый цвет»);   - умозаключение – это момент движения мышления от одних понятий и суждений к другим, в результате чего из ранее установленного знания выводится новое (Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ – смертен). Т.о., рациональное познание выполняет задачу обобщения информации, полученной чувственным путём.
Интуитивное познание: - близко к рациональному, когда истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

 

Два основных уровня познания – чувственное и рациональное не существуют обособленно друг от друга. «Живое созерцание» всегда предполагает мыслительную деятельность человека, размышление о наблюдаемом предмете. Но рациональное мышление не даст никакого эффекта, если оно не станет опираться на эмпирические сведения о внешнем мире.

Процессу познания всегда присущи определённые противоречия, которые символизируют собой извилистость, проблемный и даже конфликтный характер познания.

Противоречия, присущие процессу познания: - между субъектом и объектом (между человеком и внешним миром): представляет собой несоответствие между потребностью человека в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нём. С этого несоответствия и начинается процесс познания. «Мир не удовлетворяет человека, и человек своими действиями решает изменить его»,- В.И.Ленин. А.Эйнштейн писал, что все существенные идеи в науке родились из драматического конфликта между окружающим миром и нашими настойчивыми попытками понять и объяснить его. Разрешается данное противоречие обычно путём критического преодоления исчерпавших себя представлений о мире и настойчивого поиска новых знаний, совершенствования методов познания и развития практики. Но даже если это противоречие каким-то образом находит своё разрешение, то оно со временем вновь возрождается на последующих витках познавательного поиска;
- между данными органов чувств и мысленно-понятийным отражением окружающего мира: восход Солнца можно объяснить с помощью органов чувств, наивно полагая, что Солнце совершает свой путь вокруг неподвижной Земли. Но это явление можно объяснить и с помощью научных размышлений, доказывая подвижность обоих небесных тел. Это познавательное противоречие разрешается путём экспериментальной проверки наших предположений, с помощью системы логических рассуждений и доказательств;
- между сложившейся теорией и появившимися новыми научными фактами и экспериментальными данными;
- между течениями в науке, её школами и отдельными теориями;
- между стремлением человека познать окружающий мир полнее и точнее и наличием субъективных и объективных пределов этого (рамки способностей человека, недостаточный уровень развития науки и техники и т.д.).

Противоречия естественны для человеческого познания как живого и вечно развивающегося процесса. Их общим источником является совокупная духовно - практическая деятельность человека, общественная жизнь. Противоречия разрешаются тоже в ходе этой деятельности – путём поиска новых методов, форм, знаний, совершенствования интеллектуальных способностей субъекта познания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...