Познавательной деятельности человека присуща способность и возможность универсального (всестороннего, полного) познания окружающего мира. Таков уж человек, что он нуждается во многом – не только в истинах науки, но и в художественных образах, религиозных представлениях, житейской мудрости.
Для современного человека основной формой познавательной деятельности является научное познание (наука).
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ - в отличие от обыденного протекает не стихийно, а целенаправленно и представляет собой развивающуюся систему достоверного знания.
Наука - один из важнейших компонентов духовной культуры, в котором познавательный элемент преобладает над ценностным: смысл науки и научной деятельности – получение объективных знаний о мире.
В классическом виде наука сформировалась в XVII-XVIIIвв. и представляла собой, прежде всего естествознание. Долгое время сложившийся в то время образ науки считался единственно возможным и абсолютным. Но, как и другие формы культуры, наука подвержена развитию и изменению.
По выражению К.Маркса, наука есть «хитрость, имеющая целью подчинить природу человеческим потребностям». В наше время наука достигла впечатляющих успехов. Она представляет собой систему деятельности огромного числа людей и особый социальный институт, и вызывает к себе всеобщее уважение и доверие.
Современная философия рассматривает науку в разных аспектах:
Наука как социальный институт
- представляет собой организации и учреждения, в которых учённые осуществляют свою деятельность, т.е. разрабатывают новые знания.
Наука как деятельность
- это процесс получения знания, направленный на раскрытие объективных законов природы, общества и человека.
Наука как знание
- особенности научного знания:
- рациональность - все новые сведения формулируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов;
- объективность – действительность постигается как можно более полно и точно, по возможности, исключая субъективные моменты.
Т.о., наука– специфическая сфера деятельности человека, где целью и результатом выступает система объективных и достоверных знаний об окружающем мире и путях его практического освоения, о самом человеке. Это особая форма интеллектуального труда, система деятельности по производству достоверного (точного) знания.
Объект науки:
- система «человек – мир». В этом объекте частные науки выделяют и исследуют отдельные фрагменты (биосферу планеты, физиологию человека, историю общества и т.д.);
Предмет науки:
- наиболее важные и существенные стороны объекта, его признаки и свойства, которые вызывают интерес для данной отрасли научного познания и практики человека.
Признаки присущие научному познанию:
- наука нацелена на получениеобъективного (достоверного) знания о своём объекте и предмете. Она не допускает привнесения в знание субъективных моментов от познающего субъекта (предвзятого, тенденциозного отношения к объекту и предмету). Для науки окружающий мир – реальность, которая дана человеку в ощущениях его и которая должна быть беспристрастно исследована;
- научное познание всегда являетсяабстрактно-аналитическим и конструктивно-синтетическим. Это означает, что с помощью анализа изучаемый предмет мысленно расчленяется на отдельные составляющие (свойства, стороны, функции и т.д.). А благодаря синтезу из знания отдельных сторон предмета складывается его целостный и объёмный образ. Таким путём формируется конкретное, т.е. развёрнутое, знание о предмете;
- научному познанию присущсистемныйхарактер. Возникшие в ходе отражения вещей их чувственно-наглядные образы соединяются и подвергаются рациональной обработке (осмыслению). В итоге формируется совокупность различных идей и представлений о предмете и его объективных свойствах. В дальнейшем складываются такие сложные системы знания, как научная теория, научная картина мира;
- науке присуще применение специальныхметодов исследования. Они представляют собой правила и приёмы, принципы и процедуры, которыми владеет и пользуется субъект познания;
- наука представляет собойспециализированный вид деятельности, который реализуется в итоге всегда коллективно. Научное познание – это особого рода деятельность, требующая от человека соответствующих качеств. Ею занимаются специальные группы людей – учёные, научные коллективы и сообщества;
- подлинная наука всегда есть и футурология («взгляд в будущее»), которая предвещает грядущие события и процессы, что особенно важно применительно к общественной жизни. Т.е. научное познание по своей природе нацелено на изучение не только того, что есть в настоящем, но и того, что будет или может быть.
Возникнув на волне практики и порывов человеческого духа, научное познание стало неотъемлемой стороной бытия человека и общества.
Социкультурная роль науки:
- наука представляет собой мировоззренческую силу. Достоверные знания являются необходимым инструментом и способом теоретического объяснения человеком окружающего мира и самого себя. Без таких знаний невозможны получение убедительных ответов на вопросы о сущности мира и бытии человека в нём и соответственно формирование мировоззрения;
- наука является производительной силой. В своём развитии она создаёт необходимые предпосылки для изготовления человеком орудий труда и техники. Без науки были бы невозможны промышленность, создание разнообразных технологий по производству человеком вещей. Решая эти задачи, она тем самым становится органическим элементом производительных сил человека и общества. В XXв. наука оказала колоссальное воздействие на развитие общества, и прежде всего на формирование его совокупного интеллекта. Очевидно, что она имеет прямое отношение ко многим богатствам и достижениям человеческой цивилизации;
- наука является важной социальной силой. Это значит, что её развитие способствует крупным изменениям в социальной структуре общества. Так, в XXв. резко возросли численность и влияние интеллектуальных слоёв общества. Появились профессии, которые связаны с получением, обработкой и хранением научной информации. Научное знание также широко применяется при решении проблем социального характера, и наука даёт обществу соответствующие рекомендации – в политике, в экологии, в деле образования и воспитания человека.
Наука – это не спонтанная деятельность. Она имеет свою внутреннюю логику движения, законы и тенденции развития.
Закономерности научного познания:
- дифференциация – расчленение совокупного научного поиска на ряд направлений, которые со временем становятся относительно самостоятельными. В рамках этого процесса возникают всё новые и новые науки, что особенно примечательно для нашего времени;
- интеграция научного познания предполагает сближение и взаимодействие смежных областей знания. В XXв. сложились тесные связи между физикой и химией, физикой и философией, астрономией и механикой. В итоге на основе этой тенденции формируется целостная и развёрнутая картина мира, отдельных её фрагментов. Частные же науки отражают различные грани и оттенки этого многообразного мира;
- относительная самостоятельность науки как специальной сферы деятельности человека по производству достоверного знания. Наука сегодня – это многоликий мир людей, их интересов и отношений. В XXв. наука стала особого рода профессией, и нередко весьма престижной. Одновременно она являет собой сложный мир технических устройств и сооружений, приборов и лабораторий, инструментов как орудий познания. Благодаря быстрому развитию информационных технологий и активному сотрудничеству учёных мира наука стала международным явлением;
- преемственность – особого рода связь с прошлым, когда накопленный потенциал знаний не отбрасывается за ненадобностью, а наследуется путём критического переосмысления. Без этого невозможно поступательное, прогрессивное развитие науки;
- постоянное ускорение темпов развития, что обусловлено ростом потребностей и расширением масштабов деятельности человечества. Сегодня наука – базис современного общества, в огромной мере определяющий прогресс и дальнейшую судьбу цивилизации.
Научное познание предполагает применение методов, т.е. специальных правил и приёмов познавательной деятельности.
МЕТОД – это система принципов преобразующей, практической или познавательной деятельности.
Метод конкретизируется в методике.
МЕТОДИКА – это конкретные приёмы, средства получения и обработки фактического материала.
Выбор метода и методики вытекает из природы изучаемого явления и из задач, которые ставит перед собой исследователь. В науке метод часто определяет судьбу исследователя. При различных подходах из одного и того же материала могут быть сделаны противоположные выводы. Говоря о роли правильного метода в научном познании, Ф.Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он образно сказал: «даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги». Нельзя рассчитывать на успех, идя ложным путём. Метод сам по себе не предопределяет полностью успеха – важен не только метод, но и мастерство его применения.
Отличительная черта философских методов – их универсальность, они действуют всюду, указывая общий путь к истине. Каждый философский метод даёт возможность познавать лишь какие-то отдельные стороны объекта, т.е. каждый метод имеет определённые пределы своих познавательных возможностей. Поэтому их необходимо использовать в системе.
Сравнение
- установление различия и сходства предметов. Сравнивать можно только действительно однородные или близкие по своей сущности вещи;
Анализ
Синтез
- мысленное разложение предмета на составляющие его части. Однако невозможно познать суть предмета, только разлагая его на элементы, из которых он состоит. Поэтому, когда составные части изучены, наступает следующая стадия познания – синтез.
- мысленное объединение в единое целое расчленённых анализом элементов. Синтез вскрывает то общее, что связывает части в единое целое;
Абстрагирование
- это мысленное выделение какого-либо предмета в его отвлечении от связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других свойств. Это движение вглубь предмета, выделение его существенных моментов. Результатом процесса абстрагирования являются понятия о предметах (растение, человек, материя и т.п.);
Аналогия
- это правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов по какому-либо признаку на основании установленного их сходства в других признаках. Новое может быть понято, только через образы и понятия старого, известного. Первые самолёты были созданы по аналогии с тем, как ведут себя в полёте птицы. По аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч.Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире;
Историческое
Логическое
- всякое явление может быть правильно познано лишь в его возникновении, развитии и гибели, т.е. в историческом развитии. История часто идёт скачками и зигзагами, и если следовать за ней повсюду, то придётся принимать во внимание много менее важного материала и часто прерывать ход мыслей. Поэтому необходим и логический метод исследования;
- в целом совпадает с историческим, это историческое, очищенное от случайного и взятое как закономерное;
Индукция
Дедукция
- процесс выведения общего положения из частного утверждения, единичных фактов;
- процесс рассуждения, идущий от общего к частному.
Научное познание – это динамичный и противоречивый процесс, который находит выражение в различных формах знания.
Научный факт
- зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление как объективно существующее или же существовавшее. Пушкин погиб на дуэли, а Есенин – ушёл из жизни добровольно. Говоря словами И.П.Павлова факты – «воздух науки», её эмпирический источник и основа;
Гипотеза
- научно обоснованное предположение или же система предположений о причинах конкретных процессов и явлений. Гипотезы о возникновении жизни на Земле, о природе тунгусского метеорита и др. Гипотезы подталкивают поиск истины, но они, по выражению И.Гёте, «ещё не факт». Это как бы вероятностное знание, которое требует обоснование своей истинности;
Идея
- объясняет сущность (суть) предметов, процессов и явлений. Это диалектическая идея развития всего сущего, идея классовой борьбы, которую развивал классический марксизм и т.д.;
Закон
- фиксирует объективные и необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи между предметами и процессами материального мира;
Теория
- система обобщённого, достоверного и упорядоченного знания об объекте. Она описывает, объясняет и предсказывает его функционирование и развитие. Теория человека, теория атомного ядра, теория естественного отбора и т.д.
Научная картина мира
- целостный теоретический образ того, как мир устроен, движется и развивается. Она является сложным синтезом знаний, который достигается с участием многих наук. Существуют картины мира: философская, религиозная, мифологическая. Научная картина мира – этот тот идеал, к которому стремится в своём движении познавательная деятельность человека.
Кроме научного в духовном опыте человека существуют также и различные формы вненаучного познания. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. В принципе вненаучное познание доступно всякому мыслящему индивиду. Оно обладает специфическими признаками и функциями в жизни человека и общества.
Многообразие форм и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив.
Благодаря различным формам познания окружающий мир можно воспринимать по-разному: не только глазами и умом учёного, но и сердцем верующего человека, чувствами и ухом музыканта, взором художника и скульптора, или просто с позиций обыкновенного человека, так называемого «обывателя».
Только так и постигается истина – при рассмотрении предмета в разных ракурсах, с помощью разных способов его истолкования.
Формы вненаучного познания:
- обыденное познание:
- в нём отражаются ближайшие, непосредственные условия существования людей – природная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые каждый человек включён ежедневно;
- оно вбирает в себя не только простейшие знания о внешнем мире, но убеждения и идеалы человека, элементы народного фольклора;
- оно «схватывает» простейшие, лежащие на поверхности связи бытия: если птицы стали летать низко над землёй – значит быть дождю; если в лесу очень много красной рябины – это к холодной зиме;
- в его рамках люди в состоянии приходить к глубоким обобщениям и выводам, которые касаются их отношения к другим социальными группам, к политическому строю в обществе, к государству;
- в настоящее время оно включает и элементы научных знаний и представлений, но в целом оно развивается стихийно и потому соединяет в себе не только здравый смысл, но всякого рода предрассудки, верования, мистику;
- мифологическое познание:
- появилось в древнейшие времена, когда ещё не было свободной личности с развитым интеллектом;
- миф – это в основе своей эмоционально-образное восприятие мира, воплощённое в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. Из древней мифологии дошли до нас наивные представления о том, как мир возникал из тёмного Хаоса, как рождались Земля и Небо, Ночь, как появились первые живые существа – боги и люди;
- древние мифы оставили после себя не только сам образный стиль мышления и эмоционально окрашенное мировосприятие, но и дали богатую пищу для искусства, для развития других форм общественного сознания и культуры общества;
- религиозное познание:
- это мышление догмами, которое включает в себя сложный комплекс иллюзорных представлений о мире;
- сущность религии – вера в сверхъестественное - в Бога как творца мира, в его великие созидательные деяния; это богопознание;
- религиозное мышление основано на обладающих якобы безусловной истинностью догмах. В христианстве догмой является положение о сотворении всего сущего Богом и присутствии божественного начала во всём земном, включая и самого человека;
- в рамках богопознания сформировалась религиозная картина мира, которая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и культуру человечества;
- религия и мифология как формы духовного освоения мира очень близки. Они появились на почве социальной и иной слабости человека, поэтому содержат в себе вымысел, фантазию.
- между религией и мифологией есть различия: религия мысленно создаёт мир сверхъестественного и с этой позиции объясняет бытие природы, человека и общества, хотя в религии и присутствует рациональное мышление, но оно имеет ограниченное применение – в основном для обоснования бытия Бога. А мифология представляет собой бессознательно-художественную переработку людьми явлений окружающего мира и не создаёт мир сверхъестественного;
- художественное познание:
- представляет собой «мышление образами», воплощённое в различных формах искусства и фольклора;
- основным средством познания мира, чувственно-наглядным воплощением идей является художественный образ;
- познание мира в искусстве осуществляется с помощью понятий: прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное;
- важнейший вид искусства - художественная литература, которая является тончайшим инструментом для постижения внутреннего мира человека. Она способна постигать общество, мир социальных отношений;
- каждый вид искусства имеет собственные средства познания: звук в музыке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, рисунок в графике и т.д.;
- благодаря искусству человек открывает совершенство, гармонию и красоту окружающей действительности, научается творить новый мир по законам красоты;
- философское познание:
- это органичное единство мирощущения, миропредставления и миропонимания;
- ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества;
- для него характерны: специфический язык, глубоко личностное отношение мыслителя к исследуемому объекту и другие черты;
- философия словно бы оживляет все проявления человеческого духа, сообщает им «человеческое» содержание. Она стремится привести все сведения о мире в стройную систему, понять всё сущее как единое и многообразное целое, Универсум;
- философия – это органическое единство знания и жизненной мудрости человека. Вот почему философствовать – значит не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и цели своей жизни;
- философия всегда пребывает в диалоге с иными формами познания – обыденным и научным, мифологическим и религиозным, художественным. Её удел и призвание – постигать всеобщее в бытии (начала, законы, связи и принципы, свойства), находить ответы на главные мировоззренческие вопросы.