Практика как критерий истины.
Для деятельности человека нужно знание объективно-истинное и доказанное. Достоверность предполагает наличие критерия, позволяющего выявить объективную истинность знания.
Проблема критерия истины сводится к вопросу о связующем звене, выступающем основанием для сравнения реальности и её отражения в сознании человека.
В истории философии существует три варианта ответа на этот вопрос.
Вульгарный материализм
| - отождествление познавательного образа с материальным объектом, устранение различия между ними. Содержание сознания субъекта ставится в зависимость от объекта: познавательный образ есть отпечаток в мозгу человека. Т.о., знание – точная копия, отпечаток объекта.
|
Объективный идеализм (И.Кант)
| - познаваемый объект помещается в сознание субъекта, следовательно, познание человека сталкивается только с такими предметностями, которые конструируют его сознание. Т.о., нет разрыва между субъектом и объектом, а значит, познавательным образом и познаваемым предметом: познаваемый предмет находится в сознании.
|
Диалектический
материализм
| - связующим звеном между субъектом и объектом, объединяющим в себе характеристики и того, и другого, позволяющим соотнести знание об объекте и сам объект знания, является практика.
|
ПРАКТИКА – активная, чувственно-предметная, материальная деятельность людей, направленная на преобразование действительности (природы, общества).
Именно практика рассматривается в качестве ведущего критерия истины. Если знание истинно, то основанная на нём практическая деятельность будет успешной. Напротив, если практическая деятельность признаётся неудачной, то лежащее в её основе знание по всей вероятности является ложным.
С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познаёт реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира воздействуют на его органы чувств, а потому что он сам активно воздействует на окружающую его действительность и в ходе изменения познаёт её. В процессе практики человек создаёт новую реальность – мир материальной и духовной культуры, который не был ему дан природой в готовом виде.
Формы практики:
| - материальное производство (труд);
|
- социальное действие (преобразование общества);
|
- научный эксперимент и др.
|
Функции практики:
| - основа, движущая сила познания: конкретные запросы практики всегда вызывали к жизни познавательные потребности и задачи человечества. Практика земледелия в Древнем Египте стимулировала появление геометрии и математики, а судоходство и торговое дело обусловили развитие астрономии и географии. Практика человечества в наше время порождает и ускоряет развитие новых отраслей познания – генетики, кибернетики, космической медицины и других наук. Ф.Энгельс подчёркивал, что человеческая потребность продвигает науку вперёд быстрее, нежели даже целая дюжина университетов;
|
- конечная цель познания: получаемые людьми знания предназначены для применения их в своей жизни, в том числе и в быту. Первостепенное значение они имеют для промышленности, где создаются вещи и товары, орудия труда. Без периодической системы Д.И.Менделеева и содержащихся в ней сведений невозможно представить себе современную химическую промышленность. Телевидение и радио столь нужные для нас были изобретены благодаря физике и другим наукам. Современный компьютер – это тоже «дитя» и «слуга» практики. Если же знания оказываются невостребованными на практике, то их социальная и культурная ценность может быть утрачена. Следовательно, практика представляет собой гигантскую сферу систематического применения знаний;
|
- критерий истины: взятая в своём историческом развитии, практика выступает в качестве основного способа проверки на достоверность полученных в науке результатов, гипотез и теорий (предположение о наличии жизни на других планетах Солнечной системы).
|
Критерий практики может быть использован не всегда, поскольку существуют такие знания, которые напрямую непереводимы в материально-чувственный план. Например, невозможно найти такой тип практики, который позволил бы проверить теоретические идеи высшей математики или квантовой физики, суждения о прошлом в исторической науке, философское знание.
Для подтверждения или опровержения такого рода знаний используются другие критерии истины:
Логическая непротиворечивость
| - предполагает, что истинное знание должно выражаться в логически непротиворечивых формах. Логическое противоречие свидетельствует либо о заблуждении, либо о лжи.
|
Когерентность (системность)
| - предполагает, что новое знание должно быть хорошо согласовано с теми результатами, которые уже оцениваются как истинные. Данный критерий позволяет выбирать между двумя теориями, которые не могут быть проверены на практике и являются логически непротиворечивыми. Истинной будет признана та теория, которая более совместима с фундаментальными знаниями (философские принципы причинности, единства мира, сохранения энергии и др.).
|
Эвристичность
| - предполагает накопление новых знаний. Из двух теорий более эвристичной, а, следовательно, истинной, является та, в которой теория помогает предсказывать новые факты, обеспечивает прирост знания, а не просто систематизирует уже известное.
|
Простота
| - предполагает минимизацию допущений при объяснении. Из двух теорий предпочтение следует отдать той, которая объясняет действительность более просто. Данный критерий трудно сформулировать, но он играет всё более важную роль.
|
Красота
| - выражает личностную удовлетворённость результатами познания. «Красивая, внутренне согласованная теория не может быть неверной»,- Поль Диарк (английский физик). Хорошая теория отличается особой эстетической гармонией, элегантностью, ясностью и стройностью.
|
Полезность
| - предполагает, что знание, которое обеспечивает деятельность, ведущую к успеху, следует рассматривать как истинное, независимо от его содержания.
|
Ни один из критериев истины нельзя рассматривать как абсолютный и применять в отрыве от других. В комплексе они позволяют с большей точностью отграничить истинное от неистинного.
И всё же, наиболее надёжным критерием истины является практика. Какие бы способы установления истинности суждений и концепций не существовали в науке, все они в конечном итоге через ряд опосредствующих звеньев оказываются связанными с практикой. Поэтому можно утверждать, что практика – главный критерий истины.
Как критерий истины практика находится в постоянном развитии, именно непрерывный процесс совершенствования практики доказывает истинность тех или иных положений в теории и науке.
В отличие от науки в религии критерием истинности знания считается слово Бога как высшего авторитета. В Библии говорится, что «слово твоё есть истина» и «заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божьей». Человеку предлагается лишь воспринять на веру то, что изречено его Творцом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: