Презентационные материалы.
В дебатах, в отличие от презентаций, запрещено использовать слайды, оверхеды, демонстрировать какие-либо картинки, раздавать судьям буклеты, рисовать и писать на доске, задавать вопросы судьям и зрителям и т.д. Именно поэтому можно ещё раз констатировать, что в дебатах содержание речи важнее способа её подачи. Итак, нам придётся убедить судей в своей правоте без превращения игры в яркое и зрелищное шоу. Впрочем, справедливости ради заметим, что во время выступлений не возбраняется доставать из карманов и использовать в качестве визуальных поддержек небольшие вещи. Ну и, разумеется, флоушит. Характерный пример: на одной из презентационных игр автор этой книги завершил свой спич следующим образом: (Показывает флоушит) Сейчас у нас будет небольшой урок из программы «Очумелые ручки». Берём и честно выкидываем тот кусок флоушита, который совпадает у Правительства и Оппозиции, т.е. где был достигнут паритет. (Смачно отрывает верхний кусок флоушита и бросает на пол). А вот в этой части (показывает оставшийся кусок) наша команда была более убедительна. Я возьму его себе на память (кладёт его в карман). Посмотрите, что осталось нашим оппонентам (показывает пустые руки) – только руками развести! (Пауза, бурные аплодисменты в зале). Спасибо! (Удаляется на своё место) Слог. Я признаю только одно духовное приобретение как необходимую часть образования мужчины и женщины. Я имею в виду точное и изысканное употребление родного языка. Чарльз У. Эллиот Послушайте, как изъясняются окружающие вас люди. Ужасно, не правда ли? Задумывались ли вы над этим? Увы, в современном мире есть стойкая тенденция к деградации языка: словарный запас среднестатистического человека падает, речь становится примитивной, лексикон начинает напоминать «наборчик» Эллочки-людоедки, обходившейся в общении 30 словами.
Разница между пассивным и активным словарями у людей воистину феноменальная: например, как давно вы слышали такие прилагательные как «изумительный», «великолепный», «безукоризненный», «прелестный», «очаровательный», «восхитительный», «умопомрачительный», «божественный», «чарующий», «неподражаемый»? Хорошо, если сегодня или вчера, а может, они вам попадаются только в книжках, в то время как все ваши знакомые довольствуются словечками наподобие «крутой», «классный», «угарный», «чумовой», «рулезный»? Например, дебатёр А., будущий победитель Кубка мэра Новосибирска-2006, выдал на полуфинальной игре следующую фразу: «Поэтому мы считаем, что это (законопроект) жесть!». Часто ли вам встречаются новые слова? Возможно, вы считаете себя очень эрудированным, так как за последний год не узнали ни одного? Это ещё раз показывает, что ваш круг общения недостаточно хорош в плане личностного развития: ищите людей, способных вас удивить и научить чему-то полезному. Истинно образованные люди получали уроки либо лично, либо из книг, от выдающихся людей, превосходящих их разумом, более значительными навыками и более зрелыми мыслями. Фред Смит Мастер дебатов должен оттачивать свой слог и вести непрерывную борьбу за чистоту и объём своего вокабуляра. День, за который вы не узнали ни одного нового слова, отныне считается пропавшим зря. Когда-то, в раннем детстве, мне запала в душу фраза “adopt a need-to-know approach”- «живите по принципу «я должен это знать» (не дословно с английского)», которая стала одним из моих девизов на всю жизнь. Стремитесь к новым знаниям, общайтесь с образованными людьми, обладающими красивым, но живым слогом, учитесь у них. Помните, что активный словарь средней домохозяйки составляет примерно 2000 слов, студента престижного вуза – порядка 5000, в то время Пушкин использовал в своих произведениях аж 21 920 разных слов[79]! Узнавая хотя бы по одному новому слову в день и закрепляя их в своём лексиконе (обычно для этого достаточно употребить их в тему в различных ситуациях хотя бы 3 раза), через 10 лет вы удвоите свой активный словарный запас и наверняка заработаете среди своих знакомых репутацию образованного и красноречивого человека!
Вдумайтесь: если в 1991 году ни одной книги не прочли только 21 процент россиян, то на 2006 год эта цифра составила уже 37%! В 1991 году ежедневно читали газеты 61 процент россиян, сегодня – 24 процента, журналы 16 и 7 процентов соответственно [80]. Это ли не подлинная трагедия?! Читайте, читайте и ещё раз читайте! Нет, не рекламные буклеты и современные журналы, а в первую очередь классику. Именно там можно почерпнуть изящные словечки, остроумные каламбуры и ценные мысли, а также обогатить свой арсенал цитат. Более того, вы научитесь изъясняться на правильном, изящном и доходчивом русском, что значительно более важно! Помните: человек, который не читает, ничем не лучше человека, который не умеет читать. Важное замечание: не превращайтесь в книжного червя, разговаривающего на «канцелярском», сухом языке, абсолютно не воспринимаемым на слух. Не забывайте, что есть существенная разница между устной и письменной речью. Более того, в последнее время разговорный стиль доминирует над «книжным»: язык большинства современных литературных произведений практически перестал отличаться от обиходного. Не увлекайтесь архаизмами, неологизмами или аллюзиями на какие-либо малоизвестные труды – заработаете репутацию зануды и педанта. Вещайте со сцены естественно, ярко и образно, так же, как в повседневной жизни. Помните, что ваша основная задача состоит в том, чтобы убедить слушателей, а не зародить в них комплекс неполноценности. Да, о повседневной жизни: важно избавиться от слов-паразитов, сводящих впечатление от нашей речи на нет, а также избегать «эканья». Если вам требуется пауза, чтобы собраться с мыслями, то либо спокойно помолчите в течение нескольких секунд, либо используйте старый добрый трюк «конец одного предложения - начало следующего»[81].
Не забывайте также об орфоэпии – учитесь произносить слова правильно! Спикеры, допускающие грубые речевые ошибки (наподобие «звОнит»), вызывают искреннее соболезнование у судей. Подобные погрешности влияют на итоговую оценку выступления дебатёров, притом не в лучшую сторону. Помните фразу Льюиса Кэрролла «чтобы оставаться на месте, нужно изо всех сил бежать вперёд»? Именно это мы вам и хотим пожелать: азвивайтесь, становитесь всё лучше сами и положительно влияйте на окружающих!
Юмор.
Представьте, что в магазинах появилось волшебное зелье, повышающее чувство юмора. Вы тут же отправляетесь на ближайшую распродажу, дабы сделать подарок себе и своим близким. К сожалению, вас ждёт разочарование: вокруг супермаркета уже столпилось столько народу, что купить что-либо нет никаких шансов. Так что же хотят все эти люди? Неужто чувство юмора настолько важно и востребовано? Согласно теории, предложенной психологом Джеффри Миллером из Университета Нью-Мексико, женщины предпочитают остроумных мужчин, так как наличие юмора доказывает, что у них активный и здоровый мозг, а следовательно, хороший набор генов. "Это довольно эффективный и надежный способ убедиться в наличии творческого воображения и интеллекта", — говорит Миллер. Эрик Бресслер из Уестфилдского государственного колледжа в Массачусетсе предположил, что мужчины и женщины одинаково ценят чувство юмора в партнере, но они нуждаются в несколько разных его проявлениях: женщины ценят умение рассмешить, а мужчины — способность понять шутку. В журнале Men’s Fitness за ноябрь 2004 г. была приведена следующая забавная табличка:
Какие бы выводы вы не сделали из того, что написано выше, вы вряд ли станете спорить с тем, что лучше обладать хорошим чувством юмора, чем плохим.
Раз уж мы говорим о дебатах, давайте подумаем, в каких случаях спикерам может пригодиться их остроумие: · Развеселить присутствующих и настроить их благожелательно по отношению к себе Пример: «Нашему сегодняшнему оратору рукоплескали тысячи и его же освистывали миллионы. Он наверняка выступал в вашем городе, а если нет, то уж точно выступит в ближайшее время. Видите ли, он является игроком Национальной футбольной лиги, одним из наиболее проклинаемых и, тем не менее, неизвестных людей в мире. Вопреки общественному мнению, он абсолютно нормален в других отношениях…» Отрывок из текста представления Арта Холста, известного американского оратора [82] · Привлечь внимание слушателей к своей речи Пример: «А следующий аргумент является гвоздём моего выступления, тем самым последним гвоздём, который я забью в крышку гроба кейса моей соперницы!». Жданов Пётр, показательная игра по дуэльному формату (1 на 1) против Евгении Степанцовой · Донести свою позицию (или опровержение позиции оппонентов) эффектно, ярко и доходчиво Пример: Лейбористская партия Великобритании провела во время своего правления с 1945 по 1951 год ряд реформ. Выступая в парламенте, премьер-министр Эттли заявил: «Положение превосходно. Уровень рождаемости в стране ещё никогда не был таким высоким». Его оппонент, Уинстон Черчилль, ехидно заметил:»Да, я с Вами согласен. Но это единственный ощутимый результат за время правления лейбористов, да и тот достигнут по частной инициативе». · Заполнить паузу в собственных рассуждениях (если вы, например, забыли, о чём говорить дальше). Заметьте, что с опытными дебатёрами такого конфуза, как правило, не случается, но и на старуху бывает проруха. Пример: «Ой, мне настолько понравилась девушка в розовой кофточке с 3-го ряда (смотрит на неё). Да, да, вы! Я даже забыл, о чём это я…Итак…» Увы, мы вынуждены довольствоваться тем чувством юмора, что имеем. А о волшебных зельях пока приходится только мечтать. Помните, что ваше чувство юмора уникально, не подражайте другим, оставайтесь самими собой. Не пытайтесь пересказывать чужие смешные истории, если вы, конечно, не Петросян. В дебатах, в отличие от ораторских выступлений, не следует рассказывать длинных историй о себе. Судьи будут, в первую очередь, оценивать содержание вашей речи, а не шутки-прибаутки. Тем не менее, интересная история, имеющая отношение к теме и позволяющая сделать вашу речь более живой и понятной, не повредит. Наверняка у вас есть несколько любимых монологов, которые вы произносите особенно часто, рассказываете их своих друзьям, и уже собаку съели на их исполнении.
В идеале во время выступлений вам следует прибегать к тем же шуткам и историям, которые вы используете в повседневной жизни. Обратите особое внимание на свои манеры и способ подачи шуток, берите пример с ведущих юмористов страны. Увы, многие ораторы пытаются рассказывать анекдоты, хотя совершенно не умеют этого делать; пересказывают чужие курьёзные истории, которые в их устах звучат нелепо; начинают смеяться над собственными шутками раньше, чем успеют их огласить. Если вы не хотите приобрести «почётнейшее» звание «короля шутки», над остротами которого смеётся разве что он сам, придётся основательно поработать. Также важно понимать, над чем и над кем можно смеяться, а над чем и кем — нет. Идеальный «козёл отпущения» — это вы сами. За стёб над самим собой на вас вряд ли кто-либо обидится. Ни в коем случае не пытайтесь подшучивать над публикой (особенно незнакомой) и судьями. Весьма вероятно, что они поймут вас неправильно и посчитают, что вы хотели их оскорбить. Оппонентов высмеивать не следует — потеряете баллы за корректность. А вот над их речами можно и поглумиться, но, опять же, в меру и с умом. Судьи и зрители высоко оценят вашу оперативную и остроумную реакцию на реплики ваших соперников. Юмор экспромтом ценится куда выше, чем заготовленные дома шутки. Следите за текущими событиями, если не желаете попасть впросак. Учитывайте состав аудитории: шутите так, как принято у них. Избегайте профессионального сленга и шуток, понятных лишь избранным. Можно добавить немного местного юмора, только лучше заранее выяснить, так ли вас поймут, ничего ли вы не напутали. Опробуйте вашу штуку на нескольких «аборигенах», и вы поймёте, стоит ли включать её в свою речь. Пример: «В здание влетает самолет, все крушится и горит, тут на экране появляется бен Ладен, надкусывающий шоколадный батончик: "Шок — это по-нашему». Рассказав этот анекдот в США, вы прослывёте жестоким и циничным человеком. Более того, ваш чёрный юмор не поймут, ибо подавляющее большинство американцев не смотрит российскую рекламу.
«Культ личности». Об этом принято умалчивать. Многие считают, что давать подобные советы неэтично и предпочитают не упоминать данный аспект. Тем не менее, вы никогда не станете мастером дебатов, если не будете сознательно культивировать свой образ победителя. Пусть слава о вашей дебатской мощи идёт впереди вас: в идеале оппоненты должны заранее осознавать, что они обречены на неудачу; зрители - стекаться на ваши перформансы; судьи – мечтать посудить игру с вашим участием! Создайте свой неповторимый стиль, который отличает подлинного мастера от обычного опытного дебатёра, и оттачивайте его день ото дня! Сохраняйте вокруг себя некоторую пелену таинственности, ведь оппоненты обязательно будут стараться изучить вашу манеру, выявить сильные и слабые места и использовать эту информацию для того, чтобы вас обойти. Никогда не застывайте на вашем текущем уровне, стремитесь к большему, экспериментируйте, пробуйте себя в новых дебатских амплуа, и вам воздастся! Как писал Гарри Каспаров, «чтобы выжить, нужно развиваться». Однажды три мастера кунг-фу поспорили, кто из них самый лучший мастер. И решили выяснить свой спор прилюдно. Созвали весь народ на площадь и объявили соревнование. И вышел первый мастер, встал перед толпой и сказал: И толпа стала бросать в него камни, а он стал руками, ладонями, кулаками, ногами, отбивать их - и ни один камень в него не попал... И люди сказали: И встал второй мастер перед народом и сказал: - Люди, бросайте в меня камни! И люди стали бросать в него камни, а он стал уворачиваться, подпрыгивать, падать, вскакивать, изворачиваться змеей - и ни один камень в него не попал... И люди сказали: - Да-а-а, ты крутой мастер!! И встал третий мастер перед народом. И сказал: - ЛЮДИ, БРОСАЙТЕ В МЕНЯ КАМНИ... ... и ни один не решился бросить в него камень... [83] Ваша фамилия, услышанная во время жеребьёвки, должна стать смертельным приговором для будущих соперников. Ваш вид должен ясно демонстрировать, кто тут хозяин положения и настоящий Мастер. Ваши титулы и репутация непобедимого игрока - создавать все предпосылки для дальнейших побед. Помните, что чемпионы мало отличаются от «обычных» международных мастеров в плане класса, зато у них значительно больше уверенности в себе, воли к победе + на них работают их репутация и ранее завоёванные звания. Предположим, мы смотрим выступления художественных гимнасток. Сначала выступила Алина Кабаева, наша титулованнейшая спортсменка, а потом «кто-то ещё». Возможно, мы не уловили особой разницы в уровне их программ, так как обе гимнастки были на высоте. Тем не менее, мы уверены, что победит именно Алина, и будем сильно возмущены, если судьи решат иначе. Такова сила репутации… Есть одно любопытное и несколько неэтичное исключение из вышесказанного: «заманивание», сознательное введение соперников в заблуждение. Вы делаете вид, что «совсем не в форме, сто лет не играли, кейсы не написали, плохо выспались, приехали на турнир ради участия» и т.д. Оппоненты этому верят, а в итоге сталкиваются со значительно более основательно подготовленным противником, чем они ожидали. Таким образом, если вам очень хочется победить, то важно добиться ситуации, когда вы сами способны объективно оценить свою форму и уровень оппонентов, а они этого сделать не могут (т.е. считают вас сильнее или слабее, чем на самом деле).
Структура речи. Здесь мы рассмотрим две из трёх классических стадий выступления: вступление и заключение [84], и дадим несколько важных советов по тому, как построить каждую из них. Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора является максимальное сближение этих двух вещей. Гилберт Кийт Честерстон
Вступление. Хорошее начало полдела откачало Русская народная пословица Исследования учёных показали, что мы лучше всего запоминаем первые и последние 30 секунд выступлений спикеров[85]. Оно и неудивительно: в начале нам любопытно посмотреть на только что вышедшего на сцену человека, оценить, насколько интересным и ценным будет его сообщение для нас. Как вы оцените следующее приветствие: «Я не очень-то знаю, что говорить, но попробую рассказать вам о бетономешалках, потому что меня об этом попросили»? Хочется уйти куда подальше или, лучше, послать туда этого оратора-неудачника, который планирует отнять у вас время? А вот такое: «(пауза) Один из вас точно станет миллиардером. Хотите узнать, кто? (пауза)» Что, желание обсуждать костюм выступающего с соседом у вас пропало, вы напряжённо ждёте, что будет дальше? То-то же… За первые 30 секунд общения мы формируем своё отношение к человеку, а потом не можем его пересмотреть на протяжении оооочень долгого времени. Давайте сначала поймём, от каких привычек вам необходимо избавиться. Если у вас их нет, то можете повспоминать их счастливых обладателей и добродушно посмеяться над ними. Если же вы узнаёте в описании себя, то в ближайшее время вам предстоит основательно поработать над оттачиванием своего ораторского мастерства. · Не начинайте говорить раньше времени. Многие спикеры, не выдерживая напряжения и пытаясь сэкономить время, начинают свою речь, ещё не выйдя на центр сцены. Нервные, красные, дёрганые, они бегут и бормочут что-то себе под нос, в то время как зрители либо смеются над ними, либо занимаются своими делами, не обращая внимание на то, что происходит на сцене. Ваша походка должна быть грациозной и уверенной, движения – плавными, величавыми, но не надменными. Начните общение с публикой не с устного обращения, а с визуального – поздоровайтесь с присутствующими, окинув аудиторию взглядом и дав людям успокоиться и разглядеть вас. Только после этого начинайте выступать. · Не изображайте из себя клоуна. Начитавшись советов из книжек и невдумчиво выполняя рекомендации, люди порой пытаются растопить лёд между собой и слушателями, рассказывая в начале выступления анекдот или смешную историю. Как правило, они либо забывают его суть, либо искажают её, либо говорят настолько скованно, что если кто и смеётся, то над ними, а не над шуткой. Далее, бывают люди, которым в принципе не дано хорошо рассказывать анекдоты. Разумеется, если вы окончили актёрское училище или подрабатываете на досуге клоуном, то эти утверждения к вам не относятся, но в остальных случаях лучше воздержаться от подобных «шуточек». Следуя популярным советам о включении в свой репертуар местных шуток и жаргона, важно не переборщить и не попасть впросак: если окажется, что вы что-то недопоняли, либо запомнили не так, то зрители не только не примут вас за своего, а сделают нелестный вывод о вашем такте и интеллектуальных способностях. · Не надо лишнего пафоса. Возможно, на торжественных приёмах и церемониях вручения Нобелевской премии фразы наподобие «уважаемые леди и джентльмены, я очень польщён, что мне выпала честь открыть сей знаменательный турнир…» будут уместны, но в современном студенческом обществе и зале, состоящем из «обычной» публики, вы будете выглядеть, мягко говоря, странновато и старомодно. Я не устану повторять: ведите себя естественно! · Не афишируйте собственную некомпетентность. Это не значит, что вы должны изображать из себя всезнайку, но фразы «вообще-то я в этом не эксперт» или «у нас не было времени, чтобы как следует подготовиться к этой теме» должны напрочь исчезнуть из вашего репертуара. Помните, что люди вряд ли оценят вас выше, чем вы сами себя оцените. Если вы сразу признаетесь, что не ориентируетесь в том, о чём говорите, то кто вас будет слушать? Теперь мы познакомимся с некоторыми полезными приёмами, которые вы сможете использовать для того, чтобы сразу приковать всё внимание слушателей к вашему выступлению: · Начните с самой сути. Казалось бы: как так можно? Без всяких церемоний начать выступать? Этот приём действительно грубоват, но действенен: помните, что за первые 30 секунд вы должны донести до зрителей основную идею вашего выступления, так и начните с неё, а не с длинного демагогического вступления, не относящегося к теме. · Заинтригуйте зрителей и начните с того, что интересно им. Помните, как родители читали вам в детстве сказки, а в самых интересных местах делали паузы? А ужасная реклама, которая опять не дала узнать, что же произойдёт с главным героем, которого вот-вот скинут в реку, кишащую акулами? Завладейте вниманием аудитории с самого начала, и половина успеха у вас в кармане. Вам не обязательно начинать каждое выступление с того, что в конце вашего спича кто-то из присутствующих умрёт (хотя таким способом вы гарантированно привлечёте внимание), достаточно просто нарисовать интересную картину и создать интригу. Как вам, например, такое вступление к главе[86]: Обычно она видел их в сумерках, когда с океана тянуло вечерней прохладой: ветерок подгонял пухлые колобки, и они кувыркались вдоль линии прибоя, забредали в проулок позади её дома, точно радующиеся свободе беглые пляжные мячи. Иной раз они цеплялись за какой-нибудь угол или камень на краю тротуара, и тогда из их упитанных боков высовывались тонкие длинные ручки, которыми они отталкивались от препятствия, и продолжали свой путь. Больше всего они походили на плывущие по реке весенние льдины или кусты перекати-поля, только разноцветные – красные, жёлтые, голубые. Любопытно, хочется узнать, о чём идёт речь, не правда ли? · Поделитесь историей. Все мы любим легенды, любопытные исторические факты, рассказы о великих людях и житейские истории. Вы можете начать как с краткой истории о себе любимом[87] (что позволит вам стать ближе к слушателям), либо о ком-то/чём-то ещё (но не о присутствующих и их близких!). Рассказывая о себе, выберите какой-либо познавательный или смешной случай, а не занимайтесь бесплатным самопиаром. Все люди любят посмеяться над другими, так дайте им такую возможность. А вот скучать, выслушивая перечисление ваших достоинств и успехов, никто не пожелает: Я бы никогда не вернулся в дебаты, если бы не Пушистик. Как мы познакомились? Меня, как опытного и беспристрастного судью, пригласили судить чемпионат города по дебатам Карла Поппера, там я её и увидел уже в четвертьфинале. Что она говорила, я уже не помню. Да и тогда не особо слушал: ваш непредвзятый и чрезвычайно объёктивный судья был настолько очарован первым спикером команды утверждения, что вся игра прошла для него как в тумане, а больше всего запомнились сапожки с помпончиками и розовая кофточка пресловутого Пушистика. Рука неожиданно начала рисовать бонус-баллы во всех трёх графах…Ой, вы ещё не слышали, как я провёл анализ! И так далее. Приукрашивание и элементы самоиздёвки приветствуются. · Опишите обстановку. Начните ваше выступление с создания у зрителей образной картины, перенеситесь с ними вместе в волшебный мир, дайте им почувствовать, о чём будет идти речь. Вспомните, скажем, начало бессмертного стихотворения А.А. Блока: Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Представили? А теперь, когда мы с вами вместе находимся на этой улице, я уже поведу вас дальше… · Задайте вопрос. Вопросы, касающиеся предмета выступления, пускай и риторические[88], помогают удерживать внимание публики. Е. Б. Мостовая, профессор экономики НГУ, рассказывая о технологическом прогрессе, любит вопрошать у аудитории: «А вы знаете, во сколько раз подешевел обычный транзистор с момента его изобретения?» Выдерживая эффектную паузу, позволяя всем погадать на кофейной гуще, она потом торжественно сообщает: «В мил-ли-ард!». Эффект достигнут. · Начните с цитаты или короткого стиха. Практически все получают наслаждение от цитат великих людей; сборники с лучшими высказываниями всех времён и народов расходились «на ура» во все времена и во всех народах. Так почему бы и вам не сослаться на чьё-то мудрое изречение (разумеется, не забыв упомянуть, кто является его автором)? Например, лекцию по роли личности в менеджменте можно начать так: «Есть два вида менеджеров. Первые спрашивают: «Сколько это стоит?», вторые: «Что это даст?». Строго говоря, настоящими управляющими могут называться только те, кто склоняются ко второй постановке вопроса» — Вернег Зигерт и Лючия Ланг, люди, жившие в совсем другую эпоху. Но разве сейчас в этом плане что-либо изменилось?
Заключение.
Конец — всему делу венец. Русская народная пословица Как вы помните, провожают нас по уму, так что не забудьте блеснуть им напоследок. Ваши последние слова запомнятся лучше всего, так что отнеситесь к делу серьёзно и продумайте концовку заранее. Как и в предыдущем разделе, давайте сначала посмотрим, как не надо завершать свои выступления и тут же дадим рекомендации, как избежать наиболее типичных ошибок: · Завершайте выступление своевременно. Ваше выступление должно подходить к концу плавно, логично. Научитесь тщательно планировать свои выступления, не превышая лимит отведённого вам времени, но и не уходя существенно раньше. Пример: будучи премьер-министром, произносящим презентационную речь, вы, в идеале, должны (спокойно) вернуться на своё место примерно через 7мин. 15 секунд после начала выступления. Продумайте концовку заранее, возможно, даже имеет смысл отрепетировать её дома. Вы наверняка видели спикеров, которые теряют мысль, а потом заявляют что-то наподобие «у меня всё» и садятся на место с позором? Желаю вам ни разу не попасть в такую ситуацию. Завершить своё выступление подобным образом считается среди ораторов величайшим позором. Цитируя Тайлерана, я бы сказал: Это хуже чем преступление. Это ошибка. Другая крайность: Спикер пару раз дезинформировал всех присутствующих, пообещав завершить свой спич, но смог остановиться только после того, как его буквально усадил на место Спикер Палаты. В результате зрители и судьи не поняли, в чём была суть выступления, но остались раздражёнными. Не уподобляйтесь тому певцу, о ком критики писали: «он очень хотел спеть на бис, но публика предпочла покинуть зал». · Не спешите уходить. Завершите свою речь, ещё раз окиньте взглядом зал, насладитесь заслуженными аплодисментами и только потом вернитесь на место с чувством собственного достоинства и глубокого удовлетворения. Негласное правило: если я просто донёс свой сообщение до публики, и меня поняли, то выступление прошло посредственно; если мне ещё похлопали, как следует, то выступление было нормальным; если аплодировали стоя, то я выступил в свою подлинную силу. · Избегайте излишней пафосности и патетики. Не надо выплёскивать на бедных слушателей длинные и нудные стихи, трогательные, но не имеющие отношения к делу цитаты и ваши душевные излияния. Будьте искренними, не пытайтесь никого обмануть и изобразить, что вы расчувствовались, если, это, конечно, не так на самом деле. Постарайтесь растопить лёд в душах слушателей своей речью, а не слезами. Особенно эффективная и эффектная концовка, позволяющая вам закрепить эффект от вашей речи– призыв к действию. Уинстон Черчилль закончил свою речь в палате общин по поводу вступления в должность премьер-министра следующим образом: Вы спросите: какова наша цель? Я отвечу одним словом: победа – победа любой ценой, победа, несмотря на все ужасы, победа, каким бы долгим не был путь к ней; без победы нет жизни. Хочу внести ясность: нет жизни для Британской империи, нет для вековых устремлений и надежд человеческого рода, направленных к своей цели. Я возьмусь за решение моих задач, полный энергии и надежды, и убеждён, что мы не испытаем крушения нашего дела. В это мгновение я чувствую себя как имеющий право требовать помощи от каждого, и я призываю: давайте же действовать вместе, выступая единой силой! Ораторское искусство — сложнейшая тема, освещая которую мы соревнуемся с величайшими авторами, начиная от древних греков до самых выдающихся ораторов современности. В этом состязании нет проигравших, но есть победители: это все мы, люди, которые хотят выступать с каждым днём всё лучше и лучше! Надеюсь, что эта небольшая глава показалась вам интересной и подвигла на то, чтобы всерьёз заняться изучением тайн ораторского искусства. Более того, если всё, что вы из неё вынесли - это идея о необходимости постоянного самосовершенствования, то наш уже труд не пропал даром.
Итак, в этой главе вы узнали как:
· Настраиваться на соревнования · Верно подобрать одежду для выступлений · Вести себя на сцене · Контролировать свой голос, жесты и мимику · Улучшить свой слог и обогатить словарный запас · Удачно начать, продолжить и завершить выступление
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|