Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отцы-основатели русской политической традиции в начале XIX в.




Русская политическая мысль. Век XIX в общем и целом

 

Русская политическая мысль, истории которой столько же лет, сколько российскому государству, возникла из стремления постичь его природу и специфику, желания сохранить и укрепить его культурно-историческое бытие и национальное своеобразие. Как самостоятельная область научного знания, русская политическая мысль представляет собой систему взглядов на властные отношения в обществе, сущность государства и формы политического устройства, оптимальные для России.

Политическая мысль России была своеобразной по сравнению с европейской общественно-политической традицией. Это своеобразие было продиктовано двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России, которое сочетало в себе огромное пространство с богатыми потенциальными ресурсами, и промежуточное положение между Западом и Востоком. Российский этнос формировался под постоянным воздействием этих противоборствующих цивилизаций: либерально-демократической, западной (с ее республиканскими и конституционными традициями, развитыми институтами гражданского общества, приоритетами свободы личности и собственности) и традиционной, «восточноазиатской» (с господством в ней общинных отношений, чертами восточной деспотии, подчиненностью личности религии и власти государства). Результат такого промежуточного положения - длительно существующее состояние незавершенности российской модернизации. Оно не позволяет обществу, как перейти к либеральной цивилизации, так и вернуться к традиционной. Еще с допетровских времен в российском государстве модернизационные преобразования осуществлялись главным образом «сверху вниз», в связи с чем плохо приживались правовые нормы, институты самоуправления и гражданского общества.[1,2]

Во-вторых (являющегося следствием первого), в сравнении с передовыми странами Европы Россия находилась на более низкой стадии социально-экономического и политического развития. В производственных отношениях капиталистический способ производства сочетался с феодально-крепостническими методами ведения хозяйства, в политическом плане сохранялась абсолютно-монархическая форма управления. Примеряя на себя европейские идеалы свободы, российская интеллигенция отчетливо осознавала необходимость освобождения народа от крепостничества и тирании.

Перед русской мыслью с момента ее зарождения стояли две основные проблемы культурного и государственного развития России: свободы и власти, т. е. проблема освобождения личности и проблема упорядочения государственного властвования.

Жизнь большинства населения России - крестьян в течение многих столетий и поколений - вплоть до начала XX в. - проходила в сельской общине, где поведение каждого ее члена определялось коллективистскими традициями. Община укореняла привычку крестьян к подневольному труду и внеэкономическому принуждению, к безусловному подчинению власти государства.

Еще одной особенностью русской политической мысли является ее нравственность. Нравственные нормы служили критерием оценки политического поведения властвующих и подвластных, содержания, целей и задач самой политики и даже познания. Отправной точкой здесь была прочная традиция русской философии - этика христианства, православие. Даже проблема социализма, широко дискутировавшаяся на рубеже веков, была для многих теоретиков «легального марксизма» и «христианского социализма» проблемой этической.[2]


Отцы-основатели русской политической традиции в начале XIX в.

 

Современная русская политическая мысль начинается с Николая Михайловича Карамзина (1766-1826). По Карамзину единственно возможный для России политический строй - самодержавие. Самодержавие понимается как «надклассовая», надсословная сила, обеспечивающая нравственное совершенствование русского народа. В ходе исторического процесса самодержавие постепенно переходит от «самовластия» к своеобразному варианту просвещенного абсолютизма. Своеобразие это состоит в патриархальном типе правления. Монарх руководствуется не юридическим законом, а действует по «единой совести», воля самодержца - «живой закон».

Карамзин создает «идеальный тип» самодержавного правления, образ русского властителя и при этом критикует самодержавие реальное. Карамзинская критика практически всех русских императоров есть типично политическая критика. Она характерна для европейской культуры Нового времени, но ее совершенно невозможно представить в рамках той культуры, которая вырабатывает идею сакральной власти (в нашем случае - самодержавия).[1,3]

Михаил Михайлович Сперанский (1772 - 1839) отец-основатель всей современной русской политико-правовой традиции.

Сперанскому принадлежат разработки таких проектов, как правовое государство, разделение властей, конституционная схема организации власти, система министерств, кодификация законов, теория элит, просвещенную бюрократию.

В 1809 году он напишет «Введение к Уложению государственных законов». Первая русская конституция 1906 года и, так называемая, ельцинская конституция 1993 года, родились из властно-организационной схемы, предложенной Михаилом Михайловичем во «Введении». При жизни Сперанского реализовалась лишь одна деталь его плана: был создан Государственный совет - законосовещательный орган при императоре. В эпоху «великих реформ» Александра II через введение системы земского уездного и губернского самоуправления и создания независимого (от власти) суда план был осуществлен на среднем и нижнем уровнях.

В 1906 году Государственный совет фактически превратился в первую палату парламента (одна половина его членов отныне избиралась, другая назначалась царем); Дума стала - второй. Правительство сохраняло ответственность перед императором. В 1993 году Россия в соответствии с реалиями конца столетия вновь избирает себе схему Сперанского. Власть президента огромна, он не «вписан» в разделение властей, а располагается над ними; правительство ответственно перед президентом; Госсовет преобразился в Совет Федерации, который вместе с Думой (ограниченной, как и ранее, в реальном влиянии на политический процесс) составляют двухпалатный парламент.

Сперанский говорил о необходимости создания в России наследственной политической элиты, аристократического политического класса наподобие того, что в Великобритании заседает в Палате лордов и носит название “establishment”. Именно как орган этого класса и планировался им Государственный совет империи. [3]


Декабристы

 

Между смертями двух «отцов-основателей» - Карамзина и Сперанского, между 1826 и 1839 годами в интеллектуальной жизни России произошли существенные изменения. Сначала появились декабристы (общеизвестными их идеи становятся именно в этот период), затем идеология «официальной» народности. С декабризмом в Россию пришла Революция. Одновременно эта была последняя попытка нашей аристократии ограничить Власть. В рамках этого движения было выдвинуто два принципиально различных проекта обустройства России. И полярный характер эти проекты имели не только по линии декабризма.

 

Пестель. «Южное общество»

Павел Иванович Пестель (1793-1826), вождь «Южного общества», создает модель республиканского, централистского, унитарного, русифицированного, культурно и административно-политически однородного и нивелированного государства. Крепостное состояние отменяется, половина всех земель отдаётся в собственность волостному обществу (крестьяне освобождаются с землей, но она не становится их частной собственностью). Верховная законодательная власть принадлежит однопалатному Народному вече, избирающемуся на 5 лет; исполнительная власть - Державной думе, одно из пяти лиц которой переизбирается ежегодно. Для контроля над исполнением конституции и «компетенцией» разделения властей предлагается власть блюстительная - Верховный собор из 120 «бояр», избиравшихся пожизненно (идея современного конституционного суда). Избирательное право предоставляется всем российским гражданам с 20 лет, независимо от имущественного ценза, исключая осужденных по суду и прислугу. Отрицалась федерация как «возврат к удельной системе» и провозглашался принцип унитаризма - Российского государства. Столицей унитарной Российской республики должен был стать Нижний Новгород.

Пестель - сторонник свержения царизма и установления республики через военную революцию и диктатуру временного (на 10-15 лет) Верховного правления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...