Либерал-консерватизм - «типично русское изобретение»
Невероятную с точки зрения классического либерализма модель политического обустройства России предложил один из классиков отечественного либерализма Константин Дмитриевич Кавелин (1818 - 1885). Строй жизни, единственно возможный для России, он видит в самодержавной власти, прислушивающейся к народному мнению. Русский народ он считает «самодержавным народом», т.е. народом, отказавшимся от института частной собственности, сословного разделения. Крестьянское население (а именно оно понимается под «народом») может объединиться только под сильной самодержавной властью. Политический строй, который должен будет провести социалистические преобразования в России, предлагаемые Кавелиным - самодержавная республика. В основе всего находится крестьянская община, автономная в своих делах; затем уездные и губернские или областные союзы общин со своими выборными представительствами. Верховная власть принадлежит земскому собору под председательством самодержавного, наследственного царя. В политических взглядах Кавелина нет традиционных либеральных идей и ценностей; характерно неприятие интеллигенции. Единственный непосредственно либеральный момент - социалистически общинный уклад, пронизывающий Русь по всей социальной горизонтали, и самодержавие - организующий принцип властной вертикали.[1,3,6] Крупнейшим представителем русского консервативного («охранительного») либерализма рубежа веков был Борис Николаевич Чичерин (1828-1904). Он обосновал необходимость интеграции идей свободы, закона и частной собственности с политическими реалиями России рубежа ХIХ-ХХ вв. и попытался примирить самодержавную власть с ростом оппозиционного движения, отстаивающего демократические свободы и конституционный строй.
Чичерин дал первую в истории отечественной политической мысли типологию русского либерализма. ) «уличный» либерализм толпы, для которой характерны политические скандалы и самолюбование собственным «волнением»; ) оппозиционный либерализм, сопутствующий любым реформаторским начинаниям, систематически обличающий власть в ошибках; ) охранительный либерализм, ориентированный на осуществление реформ на основе взаимных уступок и компромиссов. Главной проблемой общественной жизни Чичерин считал согласование двух противоположных начал - личности и общества (природа личности состоит в свободе, общественное начало - в законе, ограничивающем свободу). Власть призвана охранять закон и сдерживать свободу, иначе в обществе воцарятся деспотизм государства или тирания демократии. Основа права - гражданская свобода личности (равноправность) перед законом. Она включает в себя: право занятия любой деятельностью, свободы перемещения и поселения, право собственности. Гражданская свобода, должна быть дополнена политической (в том числе свободой создания политических партий при их непременной подзаконности основам конституции). Главной задачей, целью и условием правового государства Чичерин считал охрану гражданских и политических свобод своих граждан. Отличительной для России формой государства он считал конституционную монархию, где монарх воплощает начало власти, дворянство - начало закона, а представители народа - начало свободы.[2,3] Пётр Бернгардович Струве (1870-1944). В 1890-х годах П.Б.Струве - один из лидеров русского «литературного» или «легального» марксизма. В развитие платформы для сближения левых либералов и критических марксистов П.Б. Струве (вместе с П. Новгородцевым) выступил инициатором программного сборника «Проблемы идеализма» (1902). Струве был одним из первых в оппозиционной среде, кто отказался от марксистских идей, свойственных поколению русской интеллигенции 1890-х годов, перейдя к западничеству.
У Струве выделяется концепция патриотизма, русского национализма и государственничества, сформулированная в виде идеологии либерального империализма («Великой России»). Он отверг доктрину социалистического, государственного (общественно управляемого) народного хозяйства, базирующуюся на превосходстве планомерно руководимого строя над строем, основанным на господстве частной собственности. Основная идея либерализма Струве состоит в том, что гарантия свободы есть закон; закон опирается на историческую традицию, так как всякий разрыв традиции, всякая насильственная революция, ведет к деспотизму.[1,3] 4.3 Русское «духовное возрождение»
Крупнейшим представителям религиозно-нравственной традиции русской политической мысли был В.С. Соловьев. Для них государство перестает быть лишь политическим институтом и юридической категорией. Государство должно быть «деятельно нравственным», подчинить себя религиозному началу, а общество должно иметь духовные основы. Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) до 90-х гг. придерживался идеи «свободной теократии» (т. е. синтеза Вселенской церкви и Всемирной монархии, необходимости слияния духовной и светской властей в «Богочеловеческом союзе»). Однако, разочаровавшись в способности русского общества объединить «восточное благочестие и западную цивилизацию», он отказался от своей консервативной теократической утопии. В.С. Соловьев одним из первых в европейской политической мысли сформулировал идею «права каждого человека на достойное существование», использованную затем теоретиками русского нового либерализма и партии кадетов. Концепция В.С. Соловьева о правовом государстве, построена на взаимосвязи нравственности, свободы личности, равенства, справедливости, права, власти, государства. Соловьев - сторонник разделения трех ветвей власти как необходимого условия правомерного государства, причем верховная власть должна выполнять законодательные функции, а судебная - контролировать административно-исполнительную и быть выше последней. Право для Соловьева немыслимо без нравственности и свободы, равенства и справедливости. Законы, не соответствующие понятию добра, не правовые и подлежат отмене.[5,6]
Неолиберализм
Оригинальность собственных позиций новых либералов (неолибералов) была связана с разработкой идеи взаимных прав и обязанностей человека и государства. В неолиберальной среде в конце XIX - начале XX в. сформировалось убеждение, что правовые равенство и свобода предполагают определенный уровень материального благосостояния, при отсутствии которого они перестают иметь какое-либо значение. Неолиберальные мыслители предлагали провести правовые реформы в области трудовых отношений, целью которых должно было стать ограничение произвола работодателей в отношении наемных работников. Поэтому особое внимание в программе неолиберального законотворчества уделялось закреплению таких социальных прав, как право на труд и свободный выбор работы, на социальное обеспечение, на образование и т.д. Полный перечень социальных прав был отражен в программе Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы), а в последующем выразился в законопроектах, предложенных на обсуждение в Государственную Думу представителями этой партии. Конкретный законотворческий материал в области законодательного закрепления прав человека, разработанный в рамках деятельности отечественного неолиберализма, представлял собой единый комплекс законопроектов, где были предложены конкретные пути трансформации политической системы страны в правовое государство.[4]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|