При условии, что правонарушители обнаружены на объекте. 2 страница
Вместе с тем при обнаружении на улицах и в других общественных местах лиц, находящихся в бессознательном состоянии, с травмами черепа и иными опасными телесными повреждениями, а также с другим явно выраженным тяжелым состоянием здоровья наряду милиции необходимо вызвать на место происшествия скорую медицинскую помощь, доставлять таких лиц в служебные помещения органов внутренних дел запрещается. Наряды милиции имеют право производить привод граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову в милицию или другие государственные органы. По своей правовой природе привод - это самостоятельная мера административного принуждения, обеспечивающая пресечение уклонения лиц от явки в соответствующее государственное учреждение. Поэтому привод следует отличать от доставления, административного задержания или уголовно-процессуального задержания правонарушителей. Привод характеризуется специфическими правовыми основаниями и порядком осуществления. Он исчерпывается доставлением лица в соответствующий орган с целью обеспечения его участия в тех или иных административных или уголовно-процессуальных действиях. Так, лица, в отношении которых возбуждено ходатайство о принудительном лечении, в случае уклонения от явки на медицинское обследование или в суд подвергаются приводу работниками милиции. Патрульные и постовые наряды осуществляют привод на основании постановления, которое выносится начальником (заместителем начальника) или дежурным органа внутренних дел. Порядок производства привода обычно соответствует порядку доставления правонарушителей. В связи с производством по уголовному делу свидетели и обвиняемые, не явившиеся без уважительной причины по вызову органа расследования или суда, могут быть подвергнуты приводу, исполнение которого возлагается на органы внутренних дел. Данный вид привода имеет уголовно-процессуальный характер, и основанием его применения является постановление прокурора, следователя, органа дознания или определение суда.
Действующие нормативные акты предоставили нарядам милиции (Закон о милиции. Положение о ГИБДД МВД РФ, Устав ППСМ) право запрещать эксплуатацию транспортных средств, в том числе со снятием номерных знаков, если их конструкция или техническое состояние не соответствует требованиям действующих правил, нормативов и стандартов и равно, если транспортные средства не прошли государственный технический осмотр, либо не имеют номерного знака, либо имеют скрытые поддельные или измененные каким-либо способом номера узлов, агрегатов или номерные знаки. В зависимости от характера технических неисправностей работники милиции полномочны задержать машину на месте осмотра до устранения обнаруженного дефекта, возвратить машину в гараж для устранения неисправностей, снять номерные знаки до приведения машины в исправное состояние. Запрещение эксплуатации транспортных средств оформляется составлением акта технического осмотра, соответствующей записью в путевом листе, индивидуальном учетном талоне автохозяйства и техническом паспорте. Названные полномочия, как правило, используются сотрудниками дорожно-патрульной службы и нарядами муниципальной милиции. В случаях, прямо предусмотренных законодательными актами, в целях пресечения правонарушений, составления протоколов, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях работники милиции имеют право производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие соответствующих вещей и документов.
В целях охраны общественного порядка и борьбы с преступностью наряды милиции имеют право изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения. Так, работники милиции производят изъятие холодного и огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ, на приобретение, хранение, ношение или использование которых не имеется разрешения и соответствующих документов. При нарушении правил охоты и рыболовства работники милиции в целях обеспечения конфискации, осуществляемой компетентными органами, производят изъятие как запрещенных орудий охоты и лова, так и предметов использованных в качестве средств совершения правонарушения (плавсредства, ружья и пр. ). Изъятию подлежат, и предметы незаконной охоты и рыбной ловли, которые в установленном порядке передаются работниками милиции в предприятия общественного питания или уничтожаются в случае их недоброкачественности. Изъятие милицией определенных законодательством вещей (предметов, орудий, средств), применяемое в качестве меры административного пресечения, производится в связи с правонарушением, но не имеет цели наказания правонарушителей. В этих случаях сотрудники милиции преследуют цель пресечь правонарушение, принудительно обеспечить выполнение предписания или соблюдение запрета, содержащегося в нормативном акте. Правовыми актами предусмотрены случаи изъятия в административном порядке документов у лиц, совершивших правонарушения. Например, подлежит изъятию удостоверения на право управления транспортными средствами у водителей, совершивших нарушения, влекущие применение взыскания в виде лишения водительских прав. У правонарушителей, подвергнутых административному задержанию, изымаются документы на время их содержания в органах внутренних дел. О личном досмотре, досмотре вещей, изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.
Нарядам милиции предоставлено право отстранять от управления транспортными средствами водителей, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством. В подобных случаях у водителей изымаются документы, ключи от замка зажигания, транспортное средство ставится на ручной тормоз, закрывается на замок. Нарушители доставляются в органы внутренних дел для разбирательства и принятия к ним соответствующих мер воздействия, а в отношении транспортного средства принимаются меры, обеспечивающие его сохранность. При дорожно-транспортных происшествиях наряды милиции обязаны задерживать водителей транспортных средств, сообщать о происшествии оперативному дежурному по органу внутренних дел, в ГИБДД и принимать меры к сохранению обстановки места происшествия, следов и вещественных доказательств, выявлять и записывать установочные данные очевидцев и потерпевших, оказывать им необходимую медицинскую помощь, не допуская при этом задержек движения транспорта и пешеходов. В необходимых случаях устанавливаются новые направления движения (объезда), а при невозможности сделать это - точно фиксируются местонахождение транспортных средств пострадавших в момент происшествия, следы торможения, их длина и направление. В целях предотвращения заторов и нарушений движения транспорта патрульные и постовые милиционеры принимают меры к освобождению места происшествия и к возобновлению движения транспорта, предварительно зафиксировав мелом или другими средствами первоначальную обстановку дорожно-транспортного происшествия. В случае совершения до-рожно-транспортного происшествия или нарушения правил дорожного движения водителем машины дипломатического корпуса следует принимать меры на общих основаниях. Если в автомобиле, в том числе в качестве водителя, находится лицо, пользующееся дипломатическим иммунитетом, надо записать номера автомобиля, дипломатической или консульской карточки, а машину не задерживать.
РАЗДЕЛ III
ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ НАРЯДАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МИЛИЦИИ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
§1. ПРАВОМЕРНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ. НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА. КРАЙНЯЯ НЕОБХОДИМОСТЬ. ЗАДЕРЖАНИЕ ПРЕСТУПНИКА.
Правовой основой для применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции ОВО являются: - Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г.; - Закон РФ « Об оружии» от 13 ноября 1996 г.; - Закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21 июня 1995 г.; - Правила применения специальных средств, состоящих на вооружении в ОВД РСФСР, утвержденное постановлением Совета Министров от 3 сентября 1991 г. № 455; - Приказ МВД РФ № 384 от 16 августа 1993 г. «Инструкция о порядке постоянного хранения и ношения боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудниками ОВД и военнослужащими МВД РФ»; - Приказ Министерства здравоохранения СССР от 11 декабря 1978 г. № 1208 « Правила судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений»; - УК России ст. 37 « Необходимая оборона»; ст. 38 «Причинение вреда при задержании лица»; ст. 39 « Крайняя необходимость»; - Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка - Принят 17 декабря 1979 г, резолюцией Генеральной Ассамблей ООН № 34/169. Правовые основания применения сотрудниками милиции вневедомственной охраны огнестрельного оружия - это фактические обстоятельства, с наличием которых закон связывает возможность использования ими огнестрельного оружия по прямому назначению. При применении средств воздействия на правонарушителя следует стремиться к тому, чтобы любой причиняемый при этом вред был минимальным для здоровья задержанного лица, которого пресекаются. Это правило согласовано с положениями ст. 37 УК России «Необходимая оборона». Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны (ст. 38 УК РФ). Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления в органы власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным, и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер (ст. 39 УК РФ «Крайняя необходимость»).
Не является преступлением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно уфожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышение пределов крайней необходимости. Правило о том, что на деятельность сотрудника милиции распространяются правила о необходимой обороне и крайней необходимости закреплено в законодательстве в ст. 24 Закона РФ «О милиции». Таким образом, стимулируется более активная деятельность сотрудника милиции по предотвращению и пресечению правонарушений и преступлений, повышается его правовая защищенность, укрепляется уверенность в том, что его законные действия не влекут для него негативных последствий. Эта обязанность вытекает из правового положения милиции, наделенной государственно-властными полномочиями для организации и практического осуществления охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Пресекая преступные посягательства преступников, сотрудник милиции должен действовать настойчиво, решительно и осмотрительно при выполнении служебного долга. Осуществление акта необходимой обороны (ст. 37 УК России) - это субъективное право гражданина. На гражданах не лежит правовая обязанность осуществлять акт обороны. В определенных ситуациях оборона от преступного посягательства может являться моральной обязанностью, общественным долгом гражданина. Однако для определенной категории лиц в ряде случаев лежит не только моральная, но и правовая обязанность обороняться от происходящего нападения. К числу таких лиц законодатель определил сотрудников милиции. Осуществление акта необходимой обороны со стороны этих лиц является их служебным долгом. Условия правомерности акта необходимости обороны принято подразделять на относящиеся к посягательству и защите. Посягательство должно быть: - общественно опасным; - наличным; - действительным (реальным). В соответствии со ст. 38 УК России «Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление», отмечается - это, акт задержания лица, совершившего преступление по своей юридической природе является осуществлением права и в ряде случаев выполнением моральной обязанности гражданина по пресечению противоправных действий и доставлению лиц их совершивших, органам власти. Для некоторых лиц в частности для работников милиции задержание преступника является правовой обязанностью. Далее сотрудникам милиции следует обратить внимание на ст. 39 УК России «Крайняя необходимость», условиями правомерности акта крайней необходимости принято подразделять на относящиеся к грозящей опасности и к защите от нее. Опасность, исходящая из различных источников должна быть: - угрожать личности и правам данного лица или иных лиц охраняемым законом интересам общества или государства; - быть наличной; - быть действительной (реальной). Существуют также условия правомерности акта крайней необходимости, относящиеся к защите от грозящей опасности: - защита направлена на охрану интересов личности, общества и государства; - вред при крайней необходимости применяется не лицам, создавшим опасность, а третьим (посторонним) лицам; - защита должна быть своевременной; - защита не должна превышать пределов необходимой необходимости. Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, должен быть менее значительным, чем вред предотвращенный. Необходимо соответствие причиненного правонарушителю вреда силе оказанного им сопротивления. Оно определяется в зависимости от конкретных обстоятельств и не может носить абсолютного характера. Сотрудники милиции обязаны осмотрительно подходить к выбору монета применения оружия. В частности, наличие условий для правомерного применения оружия не исключает необходимости выработать такую линию огня, при которой пуля полетит в сторону, свободную от жилых построек, прохожих и т. д. Также осмотрительно должен поступать работник милиции ОВО, применяя оружие на территории расположения хранилища горючего, взрывоопасных и других подобных материалов, попадание в которых может вызвать катастрофические последствия. Работникам милиции следует избегать применения или использования оружия при наличии угрозы резкого осложнения оперативной обстановки на месте происшествия. Это может быть связано с преследованием и задержанием преступника в местах значительного скопления граждан, отрицательно воспринимающих действия сотрудников милиции либо открыто поддерживающих правонарушителя и оказывающих сопротивление представителям власти. Данное положение надо иметь в виду и при пресечении групповых нарушений общественного порядка, когда по тем же соображениям применять оружие целесообразно и нужно использовать другие меры ликвидации возникшей ситуации. Неправомерное применение оружия является одним из грубейших нарушений законности. Виновные в этом сотрудники милиции несут уголовную или дисциплинарную ответственность в зависимости от того, образуют совершенные неправомерные действия состав преступления либо проступка. Сотрудник милиции будет нести ответственность за превышение власти, если: - применит оружие в отношении лица его оскорбившего или оказывающего злостное неповиновение его законному требованию; - лица совершившего административное правонарушение; - лица показавшегося сотруднику милиции, находящемуся в засаде «подозрительным»; - лица задерживаемого в связи с совершением преступления, когда применение оружия цель задержания не преследовало, а было вызвано мотивами мести, расправы с задержанным, который не пытался или не может скрыться и не оказывает сопротивления. Сотрудник милиции несет, уголовную и дисциплинарную ответственность и за незаконное неприменение оружия. Так, если в результате бездействия сотрудника милиции наступят тяжкие, последствия (например, в присутствии вооруженного сотрудника милиции, имевшего все возможности предотвратить преступление, будет убит человек или в результате беззубых действий сотрудника милиции не решившегося применить оружие против нападавших на него лиц, последние отберут у него оружие и с ним скроются), он будет нести ответственность за халатность (ст. 293 УК России). Если же, попустительствуя преступлению против жизни, здоровья и собственности, сотрудник милиции ОВО из корыстной или иной личной заинтересованности не примет мер к его пресечению и задержанию лица, его совершившего, в том числе и с использованием огнестрельного оружия, когда в этом была необходимость, он несет уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК России).
§2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ.
Закон РФ «О милиции» говорит о возможности применения и использования огнестрельного оружия. Под использованием - оружия следует понимать реализацию его функций качеств, то есть, прежде всего, возможности поражения биологических объектов (людей, животных) или повреждения предметов. Применение оружия - более широкий термин, который кроме непосредственного использования оружия включает в себя его подготовку к использованию, демонстрацию, предупреждение. Использование оружия должно сопровождаться применением минимально необходимых повреждений (выстрел по конечностям человеческого тела, либо такие его части, ранение которых не создает угрозы для жизни). Порядок применения - это закрепленная в Законе последовательность действий сотрудниками милиции при применении огнестрельного оружия. Во время применения следует учитывать: - степень и характер опасности посягательства; - силу оказываемого противодействия; - силу и характер опасности нарушителя; - стремиться причинить минимальный ущерб. Закон РФ «О милиции» устанавливает правовые основания при наличии которых, сотрудники милиции имеет право применять оружие. В целях обеспечения выполнения служебного долга по защите личности и прав граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных посягательств сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях, предусмотренных ст. 15 Закона РФ «О милиции»: (в ред. Федерального закона от 31. 03. 1999 №68-ФЗ) 1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья; 2) для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием; 3) для освобождения заложников; 4) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление; 5) для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений; (в ред. Федерального закона от 31. 03. 1999 №68-ФЗ); 6) для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц. Сотрудники милиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие в следующих случаях: 1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника милиции остановиться; (п. 1 в ред. Федерального закона от 31. 03. 1999№68-ФЗ). 2) для обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей; 3) для производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица. О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник милиции в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа внутренних дел (органа милиции) по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия. Перечень видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении милиции, утверждается Правительством Российской Федерации. Запрещается принимать на вооружение огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска. Рассмотрим подробнее конкретные основания применения оружия сотрудниками милиции. 1. Защита граждан от нападения, опасного для жизни или здоровья. При угрозе со стороны посягающего на жизнь или здоровье граждан сотрудник милиции должен принять все зависящие от него меры для предотвращения нападения и задержания преступника, особенно необходимо в данном случае учитывать следующие два условия, при которых допускается применение оружия: - во-первых, наличие реальной угрозы жизни или здоровью граждан; - во-вторых, возникновение такой ситуации, когда граждан защитить иначе, как применив оружие, нельзя. Вместе с тем работник милиции, оценив обстановку не должен исключить возможность обезвредить преступника путем применения боевых приемов борьбы либо другим способом. Медицинские критерии установления степени тяжести телесных повреждений, опасных для жизни или здоровья, содержатся в Правилах судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений, опасных для жизни или здоровья. В соответствии с указанными критериями опасным для жизни и здоровья признается такое насилие, которое повлекло или могло повлечь в момент его совершения смерть потерпевшего, причинение ему повреждений с кратковременным расстройством здоровья или незначительной стойкой утратой трудоспособности. Здесь важно знать, что состояние необходимой обороны, а значит и право применения огнестрельного оружия возникает не только в момент общественно опасного посягательства, но и при наличии реальной угрозы нападения. Нападение считается начавшимся уже с момента непосредственной реальной угрозы причинения потерпевшему смерти или телесных повреждений (например, нападающий направил на гражданина огнестрельное оружие, приготовился нанести удар но-, жом, металлическим предметом, камнем. В такой ситуации сотрудник милиции не должен ждать, когда нападающий произведет выстрел, нанесет удар ножом или иным предметом имеет право стрелять первым). 2. Отражение нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, либо пресечение попытки завладения его оружием. При угрозе жизни или здоровью сотрудника милиции он вправе, отражая нападение, использовать оружие без промедления, а в случаях, когда нависшая угроза неотвратима - без предупреждения. Оружие без промедления и предупреждения применяется в условиях, исключающих возможность прибегнуть к каким - либо другим средствам защиты. Обычно это характерно для обстановки борьбы с преступником, когда намерение последнего расправиться с представителем власти очевидно. Нападение на сотрудника милиции нередко сопровождается попыткой завладения его оружием и для ее пресечения он имеет бесспорное право применить оружие против нападающего. При совершении посягательства группой лиц сотрудник милиции вправе применить оружие к любому из нападающих, что определяется опасностью и характером действий всей группы. Закон «О милиции», значительно усилил в сравнении с прежним законодательством, правовую защищенность сотрудников милиции. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О милиции», работник милиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения. Попытка лица, задерживаемого сотрудником милиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное расстояние или прикоснуться к его оружию предоставляет сотруднику милиции право применять огнестрельное оружие. В тоже время во всех случаях применения работниками милиции оружия требуются осмотрительность, четкое усвоение правил службы, обеспечивающик строгое соблюдение требований законов. Следует также иметь в виду, что работа в милиции часто сопряжена с необходимостью проявления большого мужества и самообладания не совместимых с фактами, когда оружие применяется в силу недостаточной выдержки либо трусости. 3. Освобождение заложников. Наряды милиции по данному основанию имеют право применять огнестрельное оружие только против тех преступников, которые непосредственно участвуют в захвате или удержании заложников и обладают реальной возможностью воспрепятствовать их освобождению или немедленной возможностью воспрепятствовать их освобождению или немедленного приведения в исполнение высказанных угроз убийством, причинением телесных повреждений или осуществлением иных насильственных действий. В отношении иных лиц, причастных к захвату или удержанию заложников, применение оружия является правомерным, если они своими действиями создают угрозу жизни или здоровью заложников и других граждан, участвующих в освобождении заложников. 4. Задержание лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление. Действия нарядов милиции по задержанию преступника приравнивается к состоянию необходимой обороны, позволяющей правомерно тот или иной вред задерживаемого лицу. Применение огнестрельного оружия в этих целях обуславливается наличием ряда условий: 1 - сотрудник милиции должен сам лично застать лицо при совершении преступления, т. е. быть его непосредственным очевидцем. Следовательно, даже прямые показания потерпевших и очевидцев на то или иное лицо, как совершившее тяжкое преступление не могут служить основанием для применения оружия при его задержании; 2 - лицо, совершившее преступление на глазах сотрудника милиции, пытается скрыться. Причем такая ситуация относится к попытке скрыться с места совершения преступления или после задержания в период доставления в милицию либо из помещения милиции до решения вопроса об уголовно-процессуальном задержании или заключении под стражу; 3 - наряд милиции должен иметь достаточные основания считать, что задерживаемое лицо только что совершило, совершает или пытается совершить преступление против жизни, здоровья и собственности; 4 - задерживаемое лицо оказывает вооруженное сопротивление. Оказание преступником вооруженного сопротивления нарядам милиции представляет - собой особую общественную опасность, поскольку в результате действий преступников, использующих огнестрельное оружие, может причиняться вред не только coтpyдникaм милиции, но и гражданам, случайно оказавшимся на месте происшествия. Под вооруженным сопротивлением понимается - применение преступником огнестрельного или холодного оружия, а также топора, лома, вил, лопаты, молотка, кухонного ножа, бритвы, других аналогичных предметов в целях активного противодействия нарядам милиции в осуществлении их служебных обязанностей, связанных с его задержанием. Вооруженное сопротивление обычно оказывается преступниками при задержании на месте совершения преступления в укрытиях (например, в квартире, подвале на чердаке), в лесу, а также в других местах, где может быть обнаружен разыскиваемый преступник. При пресечении вооруженного сопротивления работники милиции должны проявлять: - находчивость; - смелость; - быстро реагировать на те или иные действия преступника; - быть осмотрительным и осторожным, чтобы вовремя уклониться от удара либо выстрела. Сопротивление нарядами нередко оказывают лица, вооруженные охотничьими ружьями. Если преступник не реагирует на требование прекратить противоправные действия и ведет прицельный огонь, то необходимо использовать все имеющиеся средства для пресечения преступления, в том числе и такую меру, как применение табельного оружия. 5. Отражение группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, общественных объединений, учреждений и организаций. Под таким нападением понимается - насильственные действия, состоящие во вторжении, т. е. в открытом, вопреки установленном режиму работы объекта, действующим на нем правилам пропускного режима, требования должностных лиц, обеспечивающих их соблюдение или воле проживающих граждан, проникновении в помещение, сопровождающемся в ряде случаев уничтожением, повреждением имущества объекта (путем взламывания дверей, поджога, взрыва и т. п. ), причинением тесных повреждений находящихся там либо угрозой совершения подобных действий в целях захвата заложников или установления контроля над объектом, хищения или уничтожения находящегося там имущества, документов или в иных целях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|