Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2 (83 из 90). Проблемы ошибки в трудовой деятельности.




 

(Ю. К. СТРЕЛКОВ ИНЖЕНЕРНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

 

Ошибка - это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану. В случае ошибки результат, который уже получен, не соответствует намеченному или заданному, требуемому.

В рамках теории ошибка может быть задана как невыполнение базовых предположений теории, как несоответствие правилам построения конструкции, отсутствие связей между элементами и отсутствие самих элементов и т.д.

Чтобы узнать, что привело к ошибке, необходимо ответить на вопросы: какими были движения, мысли и переживания человека в ходе выполнения действия? Время позволяет увидеть новые стороны.

Прошлое. Нельзя упускать из внимания, что в определении понятия ошибки решающее значение имеет время: ошибочное действие уже совершено, т.е. оно всегда в прошлом. Ошибку можно констатировать, когда получен окончательный результат.

Будущее. Но ведь тренировки и профилактические меры направлены в будущее. Значит, можно говорить о будущих ошибках? Действительно, любое воспитание и обучение направлены на то, чтобы люди не повторяли чужих ошибок.

Ошибка - это свершившийся факт. При проектировании стараются оценить вероятность ошибочных действий персонала. Ошибки будут возникать в наиболее сложных пунктах трудового процесса, там, где велика нагрузка. Сложность известна заранее. При ее оценке исходят из возможностей человека воспринимать, помнить, мыслить, внимать и владеть собой, из коммуникативных возможностей. Все эти возможности определяются количеством обрабатываемых предметов, временными характеристиками обработки, состоянием человека.

Настоящее. Пока идет действие, об ошибке говорить нельзя. Об ошибке опытного специалиста нельзя говорить до тех пор, пока действие не закончилось.

Контроль самого субъекта за исполнением своего действия - одна из важных функций сознания. По мере профессионального совершенствования сознание высвобождается. Сознательный контроль ведется не подряд, а только в наиболее сложных местах. В остальном контроль ведется автоматически, бессознательно. Двигательный автоматизм - отличительная черта профессионального труда.

Расследование и анализ ошибочных действий операторов ведется с помощью большого комплекса методов, включая изучение статистики происшествий и моделирование ситуаций, основе - восстановление цепи событий. Психологическое исследование требует применения клинического метода и психологической экспертизы. Для этого используются детектор лжи и наборы психологических задач, в которых испытываются моторика, память, внимание, восприятие и мышление, эмоциональные реакции и личностные качества.

Н.А.Носовым разработан метод многостороннего кольцевого опроса свидетелей и всех, кто имеет косвенное отношение к происшествию, или тех специалистов, у которых есть свой взгляд на развитие ситуации, - это полирефлексивное интервью. Сочетание его с экспериментальной моделью позволило сформулировать предположение о психологических механизмах ошибок бортмеханика.

Анализ критических инцидентов позволяет лучше понять, какие места в трудовом процессе сложны для специалиста. В них наиболее вероятны ошибки. Для выявления узких мест используют наблюдение, интервью и моделирование.

Классификации ошибок человека известны. Они имеются в каждой профессиональной отрасли. Особенно интенсивные исследования проводились в лаборатории инженерной психологии под руководством П.Фиттса, которая начала систематические исследования летных происшествий. С тех пор введены принципы деления ошибок на пространственные, временные, перцептивные, двигательные.

Ошибки возможны на следующих уровнях:

· Процедуры - управление двигателями и конфигурацией несущих плоскостей. контроль расхода топлива, управление автопилотом, навигационными устройствами, ведение радиосвязи.

· Сенсомоторные акты - пилотирование самолета, контроль скорости, удаления, пролета препятствий, обнаружение опасных ситуаций, географическое ориентирование.

· Принятие решения -- оценка знаний, навыков. физических и психических возможностей, оценка возможностей наземных и бортовых систем, оценка опасных ситуаций, навигационное планирование и коррекция.

 

Влияние ошибки на формирование профессионального опыта и совершенствование действия: через преодоление ошибок - к профессиональному мастерству. Опыт не может возникнуть из знания одних только правил. Попытки исполнения действия в соответствии с правилами обязательно влекут за собой ошибки. Ошибка здесь - результат активности по освоению границ, пределов, внутри которых результат может считаться нормальным. В ошибках проявляется разница между вербальными формулировками и двигательным исполнением. Такого рода ошибки обязательны - они источник опыта любого человека.

Но после достижения определенного профессионального уровня профессиональное развитие прекращается. Специалист достиг своего потолка. Если сложность задач выше этого потолка - специалист не может действовать так же успешно, как при решении простых задач. Это начало деградации. Субъект больше не в состоянии работать на достигнутом уровне сложности. Это именно та ситуация, когда можно сказать, что на ошибках учатся не все, на ошибках учатся не всегда. Новичок может оставаться на месте, не развиваясь, не двигаясь вперед из-за того, что группа не доверяет ему.

 

(ПРЯЖНИКОВ Н. С. Психология труда УМК)

 

В экспериментальной психологии различают следующие виды ошибок:

· ошибки восприятия (не успел обнаружить, не сумел различить и др.);

· ошибки памяти (забыл, не успел запомнить, не сумел сохранить, воспроизвести и др.);

· ошибки мышления (не понял, не сумел "схватить" суть, не предусмотрел, не разобрался, не сопоставил и др.);

· ошибки внимания (не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться).

 

Важно развести разные позиции в ходе пошаговой реконструкции ошибки: 1) взгляд субъекта (взгляд изнутри ситуации совершения ошибки, где сам субъект был частью ситуации); 2) взгляд судьи или исследователя (взгляд со стороны). Между позициями субъекта, совершившего ошибку, и судьи-исследователя "огромная разница", и если субъекту грозит наказание, то для признания им ошибки возникают "непреодолимые препятствия"

 

Основные методы исследования ошибок операторов:

1. Метод полирефлекторного интервью (по Н.А.Носову). Суть метода - в многостороннем кольцевом опросе свидетелей и всех, кто имел отношение к происшествию.

2. Метод построения фреймов (по А.М. Емельянову, М.А. Котик). Анализируются содержащиеся во фреймах "узлы" и "связи", в результате чего выявляются причины сбоев в деятельности.

3. Метод критических инцидентов (по Фланагану). Анализируются ситуации, провоцирующие наибольшие сложности в трудовом процессе (где наиболее вероятны ошибки). Для обнаружения "узких мест" в работе обычно используют наблюдение, интервью и моделирование.

4. Метод выделения трех категорий действий, каждое из которых подвергается особому анализу (по Дж. Расмуссену): 1) Моторные навыки: они автоматизированы и часто не могут быть поставлены в вину оператору; главная вина - на инструкторах, которые не довели у обучающихся навык до автоматизма. 2) Знания: движение по цепи знаний редко соответствует движению по цепи операций (действий); это категория субъективная, особенно у высококлассных специалистов; пробел в знаниях - часто также на совести инструкторов; 3) Творческая активность: здесь субъект в гораздо большей степени сознательно берет ответственность на себя; соответственно, повышается риск совершения им ошибки; для снижения вероятности ошибок субъект сам должен заблаговременно позаботиться и о своих знаниях, и о моторных навыках (как основы для импровизации и творчества).

 

Билет 28

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...