Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2 (89 из 90). Место психологии в системе наук, её структура.




(Занковский А. Н. «Введение в профессию»)

Современная психология представляет собой разветвленную систему отраслей, среди которых различаются фундаментальные и прикладные, общие и специальные.

Основной такой отраслью является Общая психология, которая исследует самые общие законы и механизмы развития и функционирования психики человека и животных.

Общая психология – фундаментальная наука об общих закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека. В качестве фундаментальной научной дисциплины она занимается изучением вопросов методологии и теории психологии в целом.

Современная психология занимает особое место среди других научных дисциплин, т.к. объединяет в единое целое самые разнообразные знания о человеке. С одной стороны, психология зависит от всех других наук и видит в психологической жизни результат физико-химических, биологических, социальных, лингвистических, экономических и др. факторов, которые изучаются всеми науками, занимающимися объектами внешнего мира. С другой стороны, ни одна из этих наук не возможна без логико-математических координаций, овладение которыми возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучать эту деятельность в развитии. Т.о. психология занимает центральное место в системе др. наук,объединяя естественнонаучные, технические и общественные научные дисциплины (треугольник Кедрова).

естественные науки общественные науки

 

 

Технические науки

Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение между общественными науками, с одной стороны, естественными – с другой, техническими – с третьей. Близость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, совместно разрабатываемых с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета.

В психологии объектом исследования является человек. Человек - субъект и объект изучения одновременно. Современная психология оказывается тесно связана со многими другими науками, изучающими человека. Прежде всего — с философией. Это вызвано тем, что вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. И сегодня существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др. Кроме того, в самой психологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем. К числу традиционных междисциплинарных проблем, в данном случае философско-психологических, относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияния общества на личность и личности на общество, методологические проблемы психологии.

Другой наукой, которая находит очень много общих с психологией интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, является социология. Здесь также наблюдается взаимоподдержка в развитии наук, но уже на уровне методологии исследования. Так, социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В то же время психология использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими. К таким методам относятся в первую очередь опрос и анкетирование. Вместе решают проблемы: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства, проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

Тесно связанной с психологией, является педагогика. Воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода. Суть этого метода состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необходимо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных к более сложным формам. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей. Следовательно, главной и наиболее ценной мыслью, которая лежит в основе сближения психологии и истории, является мысль о том, что современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества.

В настоящее время помимо общественных наук психология оказывается связанной и с техническими науками. Связь психологии и технических наук обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Практически невозможно организовать производственный процесс без участия человека. Человек был и остается основным участником этого процесса. Психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса. В исследовании психологов, занимающихся разработкой социотехнических систем, человек выступает как самый сложный элемент системы «человек — машина». Создаются образцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможности человека.

Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений, и прежде всего психических процессов, имеют физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния.

Прикладная психология (специальные разделы)— разделы и отрасли психологии, ориентированные на решение разнообразных практических проблем. К таким разделам относятся педагогическая, возрастная, дифференциальная, экономическая, инженерная психология, психология труда, спорта, управления, авиационная и космическая, военная, медицинская психология, творчества, юридическая, психология семьи и быта. Задачи прикладной психологией — это постоянный поиск решений практических проблем, возникающих в повседневной жизни людей. Различия между фундаментальной и прикладной психологией могут быть показаны на примерах. В первом случае психолог исследует, как приобретаются новые навыки, почему объемный предмет воспринимается как объемный, хотя его отображение на сетчатке глаза является плоским, или как разные люди оценивают промежутки времени. Анализ этих явлений дает психологу возможность систематизировать факты человеческого поведения. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей, независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются. Практический же психолог решает другие проблемы: какими качествами должен обладать водитель такси и как их выявлять, какой длины должна быть строка печатного текста, чтобы читатель меньше утомлялся, какой должна быть панель управления самолета, чтобы показания приборов легко читались и т.п. Практический психолог может проводить исследования на фабрике, выясняя причины текучести кадров, может быть консультантом по профессиональной ориентации в школе, может давать рекомендации военным по приспособлению прицелов к особенностям человеческого зрения.

 

Билет 30

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...