Вопрос 3 (90 из 90). Конфликт и примирение. Условия и причины конфликтов.
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 (Буртовая Е.В. КОНФЛИКТОЛОГИЯ и др. материалы)
Конфликт – процесс развития и разрешения противоречивых целей, отношений и действий людей, определяющийся субъективными и объективными причинами. – последняя стадия развития противоречия, когда существующие противоположности доходят до своей крайности. Главную роль в развитии конфликтов играют конфликтогены – слова, действия, способствующие возникновению и развитию конфликта. Эскалация конфликтогенов - когда на конфликтоген в нашу сторону, мы отвечаем наиболее сильным конфликтогеном. Виды конфликтогенов: стремление к превосходству, проявления агрессивности, проявления эгоизма. Функции кофнликта: Явные функции конфликта характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта. Скрытые (латентные) функции конфликта — такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течением времени и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта. Если функция конфликта положительная для его участников, говорят о функциональном конфликте, в противном случае это дисфункциональный конфликт, результаты которого являются негативными для его участников и на которые они не рассчитывали. По смыслу и роли можно выделить: 1) конструктивные (положительные) функции конфликта; - информационная – отражение и выявление причин неблагополучия в системе; - дифференцирующая – процесс социальной дифференциации, отражающий перегруппировку задействованных в конфликте социальных сил. - динамическая – способствование социальному прогрессу, где конфликт – толчок развития и способ разрешения накопившихся противоречий.
- мобилизующая (активирующая) функция - нормотворческая
2) деструктивные (отрицательные) функции конфликта. - функция дестабилизации и дезорганизации - отрицательное воздействие на психологический климат Структура конфликта 1) инцидент (информационный) – событие, обозначивающее хотя бы одному субъекту общения отличие его интересов от интересов другого. 2) Конфликтная ситуация – развитие конфликта 3) Субъекты конфликта – участники 4) Предмет конфликта – интересы, цели, ценности и т.п. 5) Конфликтные отношения – форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия по разрешению конфликта. Фазы развития конфликта
Управление конфликтом: деятельность по обеспечению развития конфликтоного взаимодействия,т.е. переход к последующей фазе развития конфликта. Оценка параметров к.: типология к., оценка степени остроты, оценка стадии развития, определение основных действующих сил, выявление стереотипов восприятия и механизмов к. поведения. Анализ параметров к.:
Факторы возникновения и развития к.: биологические программы на получение всего самого лучшего,
по Дж. Роллс: нарушение прав социальной справедливости и как следствие ущемлением собственного достоинства; по Фролову: противоположные ориентации вступающих во взаимодействие людей, идеологические причины, причины экономического и социального порядка; противоречия между элементами социальной структуры; по Мескону, М. Альберту, Ф. Хедоурну: проблемы распределения ресурсов в организации, различия в целях/ в представлениях о ценностях/ в манерах поведения и жизненном опыте, неудовлетворительные коммуникации (непонимание). Типы конфликтных личностей: 1. Демонстративный тип: хочет быть в центре внимания, относятся к другим, так как они к нему, эмоциаонально-импульсивное поведение преобладает над рациональным, не боится конфликтов, увренно чувствует себя в них (им нужно чаще делать комплименты). 2. Ригидный тип: подозрителен, требует подтверждения собственной значимости, прямолинеен и негибок, с трудом принимает чужую точку зрения, очень обидчив. 3. Неуправляемый тип: импульсивен, непредсказуем, в своих неудачах винит других, не умеет планировать свою деятельность и не учится на прошлых ошибках. 4. Сверхточный тип: скурпулезный, предъявляет повышенные требования к себе и другим,повышенная тревожность, сдержан в эмоциональных проявлениях. 5. Бесконфликтный тип:неучтойчив в оценке и мнениях, легкая внушаемость, непоследовательность поведения, излишнее стремление к компромиссу, не обладает достаточной силой воли, глубоко не задумывается над причинами поведения людей. 6. Целенаправленно конфликтный тип: рассматривает конфликт как главное средство достижения своих целей, часто провоцирует конфликты, склонен к манипуляции во взаимоотношениях, рационально и рассчетливо действует в конфликте. Типы поведения в к. ситуациях по Томасу: конкуренция, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание. Принципы разрешения конфликтов: принцип понимания (осознание проблемы, соотношения сил, предмета, к. личностей и т.п.), принцип предвидения (прогнозирование потенциальных конфликтов между сотрудниками, группировками и своевременная подготовка к ним. Тактики разрешения конфликта: 1. Проявить понимание к собеседнику, терпение, выдержку, поддерживать с ним обратную связь. 2. На дословесной фазе: дать выговориться, внимательно слушать, невербально продемонстрировать понимание его состояния. 3. На словесной фазе: доброжелательно поприветствовать собеседника, переключиться на другую тему, предложить сесть, сказать о своем самочувствии/спросить о его самочувствии, признать свою имеющуюся вину, признать имеющуюся его правоту, показать заинтересованность в решении, подчеркнуть общность интересов, целей; разделить ответственность за решение проблемы, подчеркнуть значимость партнера, его сильные стороны, пообещать поддержку в решении вопроса, решить вопрос сразу или в кратчайший срок. 4. Оперативные приемы: переспросить с недоумением неразумные слова, сделать комплимент, свести проблему к шутке, проявить более сильную агрессию, сказать о негативных последствиях для него.
Основные подходы по вмешательству в конфликтные ситуации: 1. Экспертный метод, направленный на решение конкретной проблемы. 2. Процедурный метод: консультант управляет процессом изменений посредством указания достижимых процедур и их конкретного места вместе с клиентом. 3. Консультационный подход – обучение клиента.
Небольшое приложение Теории мотивации Теория мотивации А. Маслоу. Не будет ошибкой сказать, что наиболее известной теорией мотивации является теория иерархии потребностей А. Маслоу. Потенциально у человека может быть много потребностей, но какие из них актуализированы и определяют поведение индивида в настоящий момент? Являются ли одни потребности более важными, чем другие? Маслоу выдвинул гипотезу, что потребности каждого человека объединены в пять групп: 1. Физиологические потребности — голод, жажда, секс и другие базовые потребности человека. 2. Потребности в безопасности — стремление к безопасности и защите от физических и эмоциональных травм. 3. Потребности в любви (аффилиации) — влюбленность, привязанность, приятие и дружба. 4. Потребности в самоуважении — самоуважение, автономия, достижение успеха, статус, признание, внимание.
5. Потребности в самоактуализации — желание стать тем, кем человек способен быть, стремление к росту, реализации своих потенциальных возможностей, к самореализации[1]. Пять указанных групп потребностей универсальны и необходимы для всех людей. Они образуют иерархическую структуру, которую можно представить в виде пирамиды. Удовлетворенная потребность перестает определять поведение, то есть не действует как фактор мотивации: поведение начинает в большей степени определяться потребностями следующего уровня.
Теория мотивации К.Альдерфера. К. Альдерфер несколько переработал иерархию потребностей Маслоу, предложив выделить три основные группы потребности: а) экзистенциальные (existence); б) социальные (relatedness); в) развития (growth)[2]. Начальные буквы названий этих групп потребностей (в английском варианте) дали название этой теории — ERG-теория. Экзистенциальные потребности связаны с удовлетворением базовых потребностей. Эта группа совпадает с тем, что Маслоу обозначал как физиологические потребности и потребность в безопасности. Вторая группа потребностей связана с желанием устанавливать и поддерживать значимые межличностные связи. Эти потребности лежат в сфере взаимодействия с другими людьми и аналогичны потребностям в аффилиации и внешнему компоненту потребности в уважении (то есть в уважении со стороны других людей) по классификации Маслоу. И, наконец, потребности развития — это стремление к совершенствованию и росту личности. Здесь видны параллели с внутренним компонентом потребности в уважении (самоуважение) и с потребностью самоактуализации. В отличие от Маслоу, Альдерфер отрицал иерархическое строение и необходимость их строго последовательного удовлетворения. Так, человек может, например, стремиться к развитию, даже если его экзистенциальные или социальные потребности не удовлетворены. Более того, индивид может одновременно иметь несколько доминирующих потребностей. Маслоу утверждал, что неудовлетворенная потребность — ведущий мотиватор, восхождение по пирамиде потребностей возможно только после удовлетворения предыдущего уровня. ERG-теория вводит очень важное фрустрационно-регрессивное измерение: если удовлетворение более высокой потребности блокировано, возрастает стремление к более полному и частому удовлетворению низлежащей потребности, т. е. блокированная потребность делает более актуальной менее высокую потребность, которую индивид в состоянии удовлетворить. В целом ERG-теория в большей мере учитывает разнообразие индивидуальных характеристик работников. Различия в образовании, воспитании, культурных корнях — все это может оказывать влияние на приоритетность той или иной группы потребностей. Так, есть данные, что, например, у японцев социальные потребности имеют первостепенную важность и доминируют над остальными[3]. Ряд исследований подтвердил концепцию Алдерфера[4], однако, по-видимому, ее скорее можно рассматривать как развитие идей Маслоу, чем как самостоятельную теорию.
Теория X — Y Д. МакГрегора. Менеджер может прямо или косвенно регулировать, изменять поведение сотрудников на рабочем месте, управлять различными аспектами этого поведения. Среди контролируемых им моментов можно выделить следующие: 1) задания, которые получает подчиненный; 2) формальные аспекты выполнения задания; 3) временные параметры выполнения задания; 4) организационные ресурсы, переданные в распоряжение подчиненного для выполнения заданий; 5) организационную среду, в которой подчиненный выполняет задания; 6) текущий контроль выполнения задания; 7) ожидания или уверенность подчиненного, что он сможет выполнить работу в срок в соответствии с требованиями менеджера; 8) ожидания или уверенность подчиненного, что успешное выполнение заданий будет должным образом вознаграждено; 9) ожидания или уверенность подчиненного, что невыполнение заданий будет должным образом наказано; 10) диапазон вознаграждений/наказаний подчиненного; 11) степень автономности выполнения задания и самостоятельности решения проблем, связанных с работой. Учитывая эти переменные, МакГрегор утверждает, что существует по меньшей мере два подхода, которые менеджеры используют для управления подчиненными. Эти подходы являются следствиями двух различных взглядов на природу человека: принципиально негативного (теория X) и принципиально положительного (теории Y). Анализируя отношения менеджеров к подчиненным, МакГрегор пришел к заключению, что их взгляд на природу человека основан на определенной системе предположений или посылок, которые в конечном счете и детерминируют его поведение и действия по отношению к подчиненным. Мировосприятие менеджеров, руководствующихся теорией X, базируется на следующих четырех постулатах: 1. Работники генетически ненавидят работу и, если есть возможность, избегают ее. 2. Так как работники ненавидят работу, то для того, чтобы они трудились для достижения целей организации, их необходимо принуждать, контролировать и грозить им наказанием. 3. Работники избегают ответственности и нуждаются в постоянном контроле и руководстве. 4. Превыше всего работниками ценится гарантированность рабочего места, и они практически лишены честолюбивых помыслов. Диаметрально противоположный подход к природе человека: 1. Работники воспринимают труд как такой же естественный для человека процесс как отдых или игра. 2. Люди способны к самоорганизации и самоконтролю, если они заинтересованы в своей деятельности. 3. Все работники стремятся к ответственности и свободе принятия решений, связанных с выполнением работы. 4. Все работники наделены высоким уровнем изобретательности и воображения, которые редко используются в современной индустриальной жизни; это ведет к разочарованию и превращает человека в противника организации. Креативность, т. е. способность принимать неординарные решения, чрезвычайно широко распространена среди всех членов организации, а не является прерогативой менеджеров. Теория X — это авторитарный взгляд, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю всех вышеуказанных переменных организационного поведения. Эта теория предполагает, что люди в своем большинстве нуждаются в принуждении, строгом и постоянном контроле и стимулирование к добросовестной работе предполагает наказание или страх перед возможным наказанием. В контексте концепции А. Маслоу, те менеджеры, которые следуют теории X, убеждены: людьми управляют потребности низших уровней. По мнению МакГрегора, такой подход в открытой или замаскированной форме наиболее распространен среди менеджеров. Сам же МакГрегор был убежден в большей валидности теории У и был пропагандистом идей широкого участия всех членов организации в процессах подготовки и принятия решений, наделения сотрудников большей ответственностью и возможностью рисковать, а также указывал на важность оптимальных групповых отношений как фактора индивидуальной мотивации. Ясность и простота теории Макгрегора вызвала широкое признание и одновременно широкую критику за упрощенный взгляд на проблему. Двухфакторная теория мотивации Херцберга. Теория была создана Ф. Херцбергом на основе интервью, взятых на различных рабочих местах, в разных профессиональных группах и в разных странах. Интервьюируемых просили описать ситуации, в которых они чувствовали полное удовлетворение или, наоборот, неудовлетворенность от своей работы. Ответы были классифицированы по группам. Изучая собранный материал, Херцберг пришел к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами. На удовлетворенность работой влияют: — достижения (квалификация) и признание успеха, — работа как таковая (интерес к работе и заданию), — ответственность, — продвижение по службе, — возможность профессионального роста. Эти факторы он назвал «мотиваторами». В свою очередь, на неудовлетворенность работой влияют совсем иные факторы: — способ управления, — политика организации и администрация, — условия труда, — межличностные отношения на рабочем месте, — заработок, — неуверенность в стабильности работы, — влияние работы на личную жизнь. Эти внешние факторы получили название «факторов контекста», или «гигиенических» факторов. По мнению Херцберга, факторы, вызывающие удовлетворенность и неудовлетворенность работой, не являются противоположностями в одном и том же измерении (рис. 7.2).
Процессуальные теории мотивации. Степень усилий, которые человек вкладывает в свой труд, зависят не только от его потребностей, но и от определенных аспектов рабочей ситуации. Именно рассмотрению совместного влияния этих двух факторов на поведение человека посвящены так называемые процессуальные теории мотивации. Наиболее перспективными из них являются: 1) теория подкрепления мотива, 2) теория ожидания, 3) целевая теория мотивации, 4) модификация поведения (behavior modification).
[1] Maslow А.Н. Motivation and personality. New York: Harper & Row, 1954. [2] Alderfer С. P. An Empirical Test of a New Theory of Human Needs //Organizational Behavior and Human Performance. No 5, 1969. P. 142—75.
[3] Haire M., Ghiselli £. Е. & Porter L. Wk Cultural Patterns in the Role of the Manager //Industrial Relations, No 2, 1963. P. 95—117. [4] Schneider C. P. & Alderfer C. P. Three Studies of Measures of Need Satisfaction in Organizations //Administrative Science Quarterly, No 12, 1973. P. 489—505.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|