Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3 (90 из 90). Конфликт и примирение. Условия и причины конфликтов.




(Буртовая Е.В. КОНФЛИКТОЛОГИЯ и др. материалы)

 

Конфликт – процесс развития и разрешения противоречивых целей, отношений и действий людей, определяющийся субъективными и объективными причинами. – последняя стадия развития противоречия, когда существующие противоположности доходят до своей крайности.

Главную роль в развитии конфликтов играют конфликтогены – слова, действия, способствующие возникновению и развитию конфликта.

Эскалация конфликтогенов - когда на конфликтоген в нашу сторону, мы отвечаем наиболее сильным конфликтогеном.

Виды конфликтогенов: стремление к превосходству, проявления агрессивности, проявления эгоизма.

Функции кофнликта:

Явные функции конфликта характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта.

Скрытые (латентные) функции конфликта — такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течением времени и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта.

Если функция конфликта положительная для его участников, говорят о функциональном конфликте, в противном случае это дисфункциональный конфликт, результаты которого являются негативными для его участников и на которые они не рассчитывали.

По смыслу и роли можно выделить:

1) конструктивные (положительные) функции конфликта;

- информационная – отражение и выявление причин неблагополучия в системе;

- дифференцирующая – процесс социальной дифференциации, отражающий перегруппировку задействованных в конфликте социальных сил.

- динамическая – способствование социальному прогрессу, где конфликт – толчок развития и способ разрешения накопившихся противоречий.

- мобилизующая (активирующая) функция

- нормотворческая

 

2) деструктивные (отрицательные) функции конфликта.

- функция дестабилизации и дезорганизации

- отрицательное воздействие на психологический климат

Структура конфликта

1) инцидент (информационный) – событие, обозначивающее хотя бы одному субъекту общения отличие его интересов от интересов другого.

2) Конфликтная ситуация – развитие конфликта

3) Субъекты конфликта – участники

4) Предмет конфликта – интересы, цели, ценности и т.п.

5) Конфликтные отношения – форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия по разрешению конфликта.

Фазы развития конфликта

  1. Предконфликтный период – есть различие, но оно не осознается
  2. Сам конфликт – осознание различий
    1. Инцидент (начало конфликта),
    2. эскалация (развитие) конфликта,
    3. завершение конфликта;
  3. послеконфликтный период (ликвидируются основные виды напряженности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие, однако следует иметь в виду, что не всегда завершение конфликта приводит к миру и согласию).

 

Управление конфликтом: деятельность по обеспечению развития конфликтоного взаимодействия,т.е. переход к последующей фазе развития конфликта.

Оценка параметров к.: типология к., оценка степени остроты, оценка стадии развития, определение основных действующих сил, выявление стереотипов восприятия и механизмов к. поведения.

Анализ параметров к.:

  1. Установить его действительных участников
  2. Изучить характеристики
  3. Выявить их отношения в предконфликтоной фазе.
  4. Узнать намерения участников и приемлемые для них способы преодоления к.
  5. Разобраться во всех возможных путях преодоления конфликта.

Факторы возникновения и развития к.: биологические программы на получение всего самого лучшего,

по Дж. Роллс: нарушение прав социальной справедливости и как следствие ущемлением собственного достоинства;

по Фролову: противоположные ориентации вступающих во взаимодействие людей, идеологические причины, причины экономического и социального порядка; противоречия между элементами социальной структуры;

по Мескону, М. Альберту, Ф. Хедоурну: проблемы распределения ресурсов в организации, различия в целях/ в представлениях о ценностях/ в манерах поведения и жизненном опыте, неудовлетворительные коммуникации (непонимание).

Типы конфликтных личностей:

1. Демонстративный тип: хочет быть в центре внимания, относятся к другим, так как они к нему, эмоциаонально-импульсивное поведение преобладает над рациональным, не боится конфликтов, увренно чувствует себя в них (им нужно чаще делать комплименты).

2. Ригидный тип: подозрителен, требует подтверждения собственной значимости, прямолинеен и негибок, с трудом принимает чужую точку зрения, очень обидчив.

3. Неуправляемый тип: импульсивен, непредсказуем, в своих неудачах винит других, не умеет планировать свою деятельность и не учится на прошлых ошибках.

4. Сверхточный тип: скурпулезный, предъявляет повышенные требования к себе и другим,повышенная тревожность, сдержан в эмоциональных проявлениях.

5. Бесконфликтный тип:неучтойчив в оценке и мнениях, легкая внушаемость, непоследовательность поведения, излишнее стремление к компромиссу, не обладает достаточной силой воли, глубоко не задумывается над причинами поведения людей.

6. Целенаправленно конфликтный тип: рассматривает конфликт как главное средство достижения своих целей, часто провоцирует конфликты, склонен к манипуляции во взаимоотношениях, рационально и рассчетливо действует в конфликте.

Типы поведения в к. ситуациях по Томасу: конкуренция, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.

Принципы разрешения конфликтов: принцип понимания (осознание проблемы, соотношения сил, предмета, к. личностей и т.п.), принцип предвидения (прогнозирование потенциальных конфликтов между сотрудниками, группировками и своевременная подготовка к ним.

Тактики разрешения конфликта: 1. Проявить понимание к собеседнику, терпение, выдержку, поддерживать с ним обратную связь. 2. На дословесной фазе: дать выговориться, внимательно слушать, невербально продемонстрировать понимание его состояния. 3. На словесной фазе: доброжелательно поприветствовать собеседника, переключиться на другую тему, предложить сесть, сказать о своем самочувствии/спросить о его самочувствии, признать свою имеющуюся вину, признать имеющуюся его правоту, показать заинтересованность в решении, подчеркнуть общность интересов, целей; разделить ответственность за решение проблемы, подчеркнуть значимость партнера, его сильные стороны, пообещать поддержку в решении вопроса, решить вопрос сразу или в кратчайший срок. 4. Оперативные приемы: переспросить с недоумением неразумные слова, сделать комплимент, свести проблему к шутке, проявить более сильную агрессию, сказать о негативных последствиях для него.

Основные подходы по вмешательству в конфликтные ситуации:

1. Экспертный метод, направленный на решение конкретной проблемы.

2. Процедурный метод: консультант управляет процессом изменений посредством указания достижимых процедур и их конкретного места вместе с клиентом.

3. Консультационный подход – обучение клиента.

 


Небольшое приложение

Теории мотивации

Теория мотивации А. Маслоу. Не будет ошибкой сказать, что наиболее известной теорией мотивации является теория иерархии потребностей А. Маслоу. Потенциально у человека может быть много потребностей, но какие из них актуализированы и определяют поведение индивида в настоящий момент? Являются ли одни потребности более важными, чем другие? Маслоу выдвинул гипотезу, что потребности каждого человека объединены в пять групп:

1. Физиологические потребности — голод, жажда, секс и другие базовые потребности человека.

2. Потребности в безопасности — стремление к безопасности и защите от физических и эмоциональных травм.

3. Потребности в любви (аффилиации) — влюбленность, привязанность, приятие и дружба.

4. Потребности в самоуважении — самоуважение, автономия, достижение успеха, статус, признание, внимание.

5. Потребности в самоактуализации — желание стать тем, кем человек способен быть, стремление к росту, реализации своих потенциальных возможностей, к самореализации[1].

Пять указанных групп потребностей универсальны и необходимы для всех людей. Они образуют иерархическую структуру, которую можно представить в виде пирамиды. Удовлетворенная потребность перестает определять поведение, то есть не действует как фактор мотивации: поведение начинает в большей степени определяться потребностями следующего уровня.

 

Теория мотивации К.Альдерфера. К. Альдерфер несколько переработал иерархию потребностей Маслоу, предложив выделить три основные группы потребности:

а) экзистенциальные (existence);

б) социальные (relatedness);

в) развития (growth)[2].

Начальные буквы названий этих групп потребностей (в английском варианте) дали название этой теории — ERG-теория. Экзистенциальные потребности связаны с удовлетворением базовых потребностей. Эта группа совпадает с тем, что Маслоу обозначал как физиологические потребности и потребность в безопасности. Вторая группа потребностей связана с желанием устанавливать и поддерживать значимые межличностные связи. Эти потребности лежат в сфере взаимодействия с другими людьми и аналогичны потребностям в аффилиации и внешнему компоненту потребности в уважении (то есть в уважении со стороны других людей) по классификации Маслоу. И, наконец, потребности развития — это стремление к совершенствованию и росту личности. Здесь видны параллели с внутренним компонентом потребности в уважении (самоуважение) и с потребностью самоактуализации.

В отличие от Маслоу, Альдерфер отрицал иерархическое строение и необходимость их строго последовательного удовлетворения. Так, человек может, например, стремиться к развитию, даже если его экзистенциальные или социальные потребности не удовлетворены. Более того, индивид может одновременно иметь несколько доминирующих потребностей.

Маслоу утверждал, что неудовлетворенная потребность — ведущий мотиватор, восхождение по пирамиде потребностей возможно только после удовлетворения предыдущего уровня. ERG-теория вводит очень важное фрустрационно-регрессивное измерение: если удовлетворение более высокой потребности блокировано, возрастает стремление к более полному и частому удовлетворению низлежащей потребности, т. е. блокированная потребность делает более актуальной менее высокую потребность, которую индивид в состоянии удовлетворить.

В целом ERG-теория в большей мере учитывает разнообразие индивидуальных характеристик работников. Различия в образовании, воспитании, культурных корнях — все это может оказывать влияние на приоритетность той или иной группы потребностей. Так, есть данные, что, например, у японцев социальные потребности имеют первостепенную важность и доминируют над остальными[3]. Ряд исследований подтвердил концепцию Алдерфера[4], однако, по-видимому, ее скорее можно рассматривать как развитие идей Маслоу, чем как самостоятельную теорию.

 

Теория XY Д. МакГрегора. Менеджер может прямо или косвенно регулировать, изменять поведение сотрудников на рабочем месте, управлять различными аспектами этого поведения. Среди контролируемых им моментов можно выделить следующие:

1) задания, которые получает подчиненный;

2) формальные аспекты выполнения задания;

3) временные параметры выполнения задания;

4) организационные ресурсы, переданные в распоряжение подчиненного для выполнения заданий;

5) организационную среду, в которой подчиненный выполняет задания;

6) текущий контроль выполнения задания;

7) ожидания или уверенность подчиненного, что он сможет выполнить работу в срок в соответствии с требованиями менеджера;

8) ожидания или уверенность подчиненного, что успешное выполнение заданий будет должным образом вознаграждено;

9) ожидания или уверенность подчиненного, что невыполнение заданий будет должным образом наказано;

10) диапазон вознаграждений/наказаний подчиненного;

11) степень автономности выполнения задания и самостоятельности решения проблем, связанных с работой.

Учитывая эти переменные, МакГрегор утверждает, что существует по меньшей мере два подхода, которые менеджеры используют для управления подчиненными. Эти подходы являются следствиями двух различных взглядов на природу человека: принципиально негативного (теория X) и принципиально положительного (теории Y). Анализируя отношения менеджеров к подчиненным, МакГрегор пришел к заключению, что их взгляд на природу человека основан на определенной системе предположений или посылок, которые в конечном счете и детерминируют его поведение и действия по отношению к подчиненным.

Мировосприятие менеджеров, руководствующихся теорией X, базируется на следующих четырех постулатах:

1. Работники генетически ненавидят работу и, если есть возможность, избегают ее.

2. Так как работники ненавидят работу, то для того, чтобы они трудились для достижения целей организации, их необходимо принуждать, контролировать и грозить им наказанием.

3. Работники избегают ответственности и нуждаются в постоянном контроле и руководстве.

4. Превыше всего работниками ценится гарантированность рабочего места, и они практически лишены честолюбивых помыслов.

Диаметрально противоположный подход к природе человека:

1. Работники воспринимают труд как такой же естественный для человека процесс как отдых или игра.

2. Люди способны к самоорганизации и самоконтролю, если они заинтересованы в своей деятельности.

3. Все работники стремятся к ответственности и свободе принятия решений, связанных с выполнением работы.

4. Все работники наделены высоким уровнем изобретательности и воображения, которые редко используются в современной индустриальной жизни; это ведет к разочарованию и превращает человека в противника организации. Креативность, т. е. способность принимать неординарные решения, чрезвычайно широко распространена среди всех членов организации, а не является прерогативой менеджеров.

Теория X — это авторитарный взгляд, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю всех вышеуказанных переменных организационного поведения. Эта теория предполагает, что люди в своем большинстве нуждаются в принуждении, строгом и постоянном контроле и стимулирование к добросовестной работе предполагает наказание или страх перед возможным наказанием. В контексте концепции А. Маслоу, те менеджеры, которые следуют теории X, убеждены: людьми управляют потребности низших уровней. По мнению МакГрегора, такой подход в открытой или замаскированной форме наиболее распространен среди менеджеров.

Сам же МакГрегор был убежден в большей валидности теории У и был пропагандистом идей широкого участия всех членов организации в процессах подготовки и принятия решений, наделения сотрудников большей ответственностью и возможностью рисковать, а также указывал на важность оптимальных групповых отношений как фактора индивидуальной мотивации. Ясность и простота теории Макгрегора вызвала широкое признание и одновременно широкую критику за упрощенный взгляд на проблему.

Двухфакторная теория мотивации Херцберга. Теория была создана Ф. Херцбергом на основе интервью, взятых на различных рабочих местах, в разных профессиональных группах и в разных странах. Интервьюируемых просили описать ситуации, в которых они чувствовали полное удовлетворение или, наоборот, неудовлетворенность от своей работы.

Ответы были классифицированы по группам. Изучая собранный материал, Херцберг пришел к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами.

На удовлетворенность работой влияют:

— достижения (квалификация) и признание успеха,

— работа как таковая (интерес к работе и заданию),

— ответственность,

— продвижение по службе,

— возможность профессионального роста. Эти факторы он назвал «мотиваторами».

В свою очередь, на неудовлетворенность работой влияют совсем иные факторы:

— способ управления,

— политика организации и администрация,

— условия труда,

— межличностные отношения на рабочем месте,

— заработок,

— неуверенность в стабильности работы,

— влияние работы на личную жизнь.

Эти внешние факторы получили название «факторов контекста», или «гигиенических» факторов.

По мнению Херцберга, факторы, вызывающие удовлетворенность и неудовлетворенность работой, не являются противоположностями в одном и том же измерении (рис. 7.2).

 

 

Процессуальные теории мотивации. Степень усилий, которые человек вкладывает в свой труд, зависят не только от его потребностей, но и от определенных аспектов рабочей ситуации. Именно рассмотрению совместного влияния этих двух факторов на поведение человека посвящены так называемые процессуальные теории мотивации. Наиболее перспективными из них являются:

1) теория подкрепления мотива,

2) теория ожидания,

3) целевая теория мотивации,

4) модификация поведения (behavior modification).

 


[1] Maslow А.Н. Motivation and personality. New York: Harper & Row, 1954.

[2] Alderfer С. P. An Empirical Test of a New Theory of Human Needs //Organizational Behavior and Human Performance. No 5, 1969. P. 142—75.

 

[3] Haire M., Ghiselli £. Е. & Porter L. Wk Cultural Patterns in the Role of the Manager //Industrial Relations, No 2, 1963. P. 95—117.

[4] Schneider C. P. & Alderfer C. P. Three Studies of Measures of Need Satisfaction in Organizations //Administrative Science Quarterly, No 12, 1973. P. 489—505.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...