Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды эффекта при оценке эффективности предприятия




Экономический эффект. С точки зрения общественного производства результатом функционирования предприятия является объем произведенных материальных благ, оказанных услуг. На предприятиях, производящих один вид продукции, он измеряется в физических единицах (киловатт/часы, тонны, м2 и т. д.). В этом случае показатели эффективности будут наиболее объективны, так как на объем продукции не влияет изменение цен на потребляемые ресурсы и реализованную продукцию.

Однако перечень предприятий, выпускающих один вид продукции (электроэнергию, цемент, кирпич) ограничен, большинство из них производит несколько видов продукции. Поэтому общий объем изготовленной продукции измеряется в стоимостном выражении и показатель носит название объем произведенной продукции (ОПП).

В современных условиях для эффективного функционирования предприятия особое значение имеет реализация продукции. Недостаточно только изготовить продукцию, ее надо еще и реализовать. Жесткая конкуренция на внутреннем и внешнем рынке, геополитические, финансовые и экологические проблемы обостряют проблему реализации производимой продукции, выдвигают ее в ряд важнейших условий эффективного хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности. Поэтому одним из важнейших показателей экономического эффекта является выручка от реализации продукции (ВР). Темп роста этого показателя входит в перечень прогнозируемых и оценочных показателей работы предприятия.

В настоящее время все большее значение приобретает такой вид экономического эффекта, как добавленная стоимость (ДС). Ее величина определяется (в упрощенном виде) как сумма расходов на оплату труда работников предприятия и полученной прибыли, то есть ЗП+П. Добавленная стоимость есть денежное выражение затрат труда работников данного предприятия на создание конкретных видов продукции в процессе переработки исходных материалов и выступает как доход (эффект) работников (расходы на оплату труда) и предприятия (прибыль). Увеличение добавленной стоимости означает увеличение доходов работников, предприятия и государства со всеми положительными экономическими последствиями.

Особое место в системе показателей экономического эффекта занимает прибыль (П), так как получение прибыли является целью функционирования предприятия. Прибыль формируется в сфере производства, приобретает форму дохода после реализации продукции. Свой вклад в «копилку» прибыли вносит коммерческая деятельность (экономия затрат на реализацию, выгодная продажа продукции на рынке и т. д.) и финансовая деятельность предприятия (прибыль от операций с имуществом, реализация эффективных инвестиционных проектов и т. д.).

Указанные виды прибыли используются в оценке эффективности соответствующей сферы деятельности предприятия, а их общая сумма - при оценке эффективности функционирования предприятия в целом.

Прямым результатом эффективного использования производственных ресурсов выступает их экономия.- абсолютная. и относительная. Абсолютная экономия выражается в прямом уменьшении расхода ресурса на единицу продукции, относительная экономия - в уменьшении потребности в ресурсах при производстве большего количества продукции.

Пример 1. В базовом году деталь весом 1,2 кг вытачивалась из заготовки 1,7 кг. В результате модернизации литейной технологии вес этой заготовки снизился до 1,3 кг, то есть расход металла на деталь снизился на 0,4 кг. При выпуске 1000 деталей абсолютная экономия составит 400 кг (0,4 кгх1000ед.).

Пример 2. В базовом периоде предприятие работало с численностью 500 чел. (Чб) в отчетном периоде выпуск продукции увеличился на 15% (Jo), а численность работников (Чо) составила 525 чел. Относительная экономия (Эо) рассчитывается по формуле:

Эо=(ЧбхJo)-(Чо),

отсюда

Эо=500чел.х1,15-525=575-525=50 чел.

Вывод: если бы эффективность труда работников в отчетном году осталась на уровне базисного года, то предприятию для увеличения выпуска продукции потребовалась бы 575 чел. Но в результате более эффективного использования рабочего времени предприятию потребовалось 525 чел., то есть экономия относительно роста объема производства составила 50 чел.

Первое и самое общее представление о работе предприятия дают показатели его дохода. Доход - это сумма всех денежных средств, поступивших на предприятие за данный период времени (год, квартал, месяц) из всех источников. Основную часть дохода составляет выручка от реализации, но имеют место и другие поступления. В результате получаем величину, которая называется «валовым доходом» (рисунок 8.1).

Итак, в качестве конечного результата при оценке эффективности предприятия принимаются:

- количественный результат (выручка от реализации продукции, валовый доход);

- качественный результат (добавленная стоимость, прибыль).

 
 

 


Рисунок 8.1 - Источники формирования валового дохода предприятия

 

Поэлементная структура выручки от реализации продукции, работ, услуг (без учета налогов, включаемых в выручку) представлена на рисунке 8.2.


 

Валовой доход
Материальные затраты, включая амортизационные отчисления Добавленная стоимость
  Заработная плата Прибыль

 

Рисунок 8.2 – Составные элементы выручки от реализации продукции, работ, услуг

 

Наряду с этим в качестве конечного результата используются показатели - рост стоимости предприятия, изменение курса акций, показатели финансового состояния предприятия и другие.

Экологический эффект. В настоящее время в перечень жизненно необходимых благ включено улучшение окружающей среды. Экология приобрела значение фактора, определяющего качество жизни и эффективность функционирования предприятия. Все без исключения методические рекомендации по определению эффективности, в том числе и по оценке эффективности инновационных проектов, содержат экологическую составляющую.

Для осуществления природоохранной деятельности предприятие использует свои ресурсы (трудовые, материальные, денежные), инвестирует средства в создание объектов экологического назначения. Текущие затраты на содержание этих объектов (заработная плата, затраты на ремонт и т. д.) включаются в себестоимость продукции и влияют на величину прибыли. Поэтому необходимо рассчитывать эффективность природоохранных мероприятий.

Экологический эффект выражается в трех формах [68]:

- общий экологический эффект;

- эколого-экономический эффект;

- эколого-социальный эффект.

Общий экологический эффект выражается в снижении отрицательного воздействия на окружающую среду и улучшении ее состояния (уменьшение количества вредных выбросов в природу), снижении заболеваемости населения, улучшении условий его отдыха, увеличении растительного и животного мира.

Эколого-экономический эффект выражается в форме прироста прибыли в результате проведения природоохранных мероприятий (отмена штрафных санкций за нарушение правил в экологии, увеличение цен на экологически чистую продукцию, повышение производительности труда и т. д.).

Эколого-социальный эффект характеризует социальные последствия природоохранной деятельности как на предприятии, так и и целом по стране. На уровне предприятии он может быть выражен в виде роста производительности труда в результате улучшения условий труда, увеличении объема выпущенной продукции за счет снижения заболеваемости, снижении рабочего времени и т. д.

Социальный эффект. Конечным и комплексным выражением социального эффекта является качество жизни населения страны, которое выступает и как критерий эффективности национальной экономики. Для практического использования данного критерия разработана система показателей, которые дают количественную оценку уровню качества жизни, выявлены составные элементы и определены факторы, влияющие на него (рисунок 8.3).

 

 

       
   
Качество жизни (критерий эффективности национальной экономики)
 
 

 


Размер доходов Образование и состояние системы

образования

Структура расходов Здоровье и состояние системы

здравоохранения

Собственность Культура

Занятость

Уровень преступности

 

Рисунок 8.3 - Виды социального эффекта, формирующих качество жизни [18].

 

Как видно на схеме, качество жизни опирается на два блока: уровень жизни и уровень развития человеческого потенциала. Каждый из них, в свою очередь, состоит из отдельных элементов, которые позволяют определить уровень жизни как экономический блок (доходы и расходы индивида), а уровень развития человеческого потенциала как образовательно-культурный блок. Для каждого элемента названных блоков разработана система показателей, позволяющая дать количественную оценку достигнутых уровней по соответствующим блокам.

Так, в блоке «уровень жизни» количественно измеряются размер и темпы роста реальных денежных доходов за конкретный период времени, изменение цен на продовольственные товары, энергоносители, услуги жилищно-коммунального хозяйства. Важным социальным эффектом является улучшение структуры расходов, а именно повышение доли расходов на приобретение товаров длительного пользования, увеличение сбережений, приобретение собственности (квартира, автомобиль, загородный дом, капитал в виде ценных бумаг).

В блоке «уровень развития человеческого потенциала» образование и состояние системы образования предлагается количественно оценивать показателями:

- количество студентов вузов и ссузов на 10 тысяч населения;

- количество учащихся в средних образовательных учебных заведениях.

Состояние системы здравоохранения рекомендовано оценивать по количеству зарегистрированных заболеваний с впервые установленным диагнозом, количеству больничных коек на 10 тысяч населения и другие.

Комплекс количественных показателей приводится к единому значению оп специальной методике. Не вдаваясь в ее рассмотрение (это не наша задача) отметим, что уровень развития человеческого потенциала определен отечественными экономистами как средний между минимальными и максимальными значениями, принятыми для ее оценки.

Республика Беларусь последовательно реализует модель социально ориентированной рыночной экономики. За прошедшие годы хорошие результаты достигнуты по таким видам социального эффекта как обеспеченность жильем, увеличение реальных доходов населения, продолжительность жизни. Дальнейшее повышение качества жизни предусмотрено и на предстоящее пятилетие 2011-2015 годов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...