Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кругооборот стоимости ресурсов – основа функционирования коммерческого предприятия




С точки зрения экономической теории эффективное функционирование коммерческого предприятия обеспечивается непрерывным процессом перенесения стоимости потребляемых ресурсов на готовую продукцию и своевременным их возобновлением за счет выручки от реализации. В результате стоимость производственных ресурсов находится в непрерывном кругообороте, и каждый оборот приносит определенную сумму прибыли. Отсюда чем больше оборотов совершит стоимость ресурсов, тем большую прибыль получит предприятие.

На рисунке 7.2 приведена схема потребления ресурсов, формирования и возмещения текущих затрат, а также действующий в настоящее время порядок формирования цены на продукцию и использование ее составных элементов. Как показывает схема, перенесенная часть стоимости основного капитала (основных средств) включается в текущие затраты в виде амортизационных отчислений; оборотный капитал (оборотные средства) формирует материальные затраты; затраченный труд работников предприятия определяет величину расходов на оплату труда. В результате формируются текущие затраты. Действующая система бухгалтерского учета и отчетности разделяет текущие затраты по целевому назначению: на производство продукции, его реализацию и управление предприятием, что очень важно для оценки величины и динамики этих затрат, выявления резервов и факторов их экономии.

Текущие затраты являются реальными расходами коммерческого предприятия на осуществление хозяйственной деятельности. Вместе с тем механизм формирования текущих расходов используется органами государственного управления для организации поступлений в республиканский и местные бюджеты, в централизованные целевые фонды в виде налогов и сборов. По действующему законодательству часть налогов и сборов присоединяется непосредственно к текущим затратам, образуя себестоимость продукции. На основе себестоимости и прибыли, предусмотренной цене на изделие, формируется оптовая цена изготовителя.

Однако на этом налогообложение не оканчивается. Одним из важнейших источников формирования доходной части государственного бюджета является налог на добавленную стоимость (НДС). Величина налога рассчитывается по законодательно утвержденной ставке (20%) и прибавляется к оптовой цене изготовителя, образуя оптово – отпускную цену на изделие, а после его продажи – выручку от реализации.

Таким образом, налоги и сборы, включаемые в себестоимость и цену, не являются реальными расходами предприятия на изготовление продукции, а есть результат действующей системы налогообложения. После поступления выручки на расчетный счет предприятия-изготовителя они перечисляются в соответствующие бюджеты и фонды. Реальным поступлением средств предприятию является сумма текущих затрат (потребленная величина факторов производства) и прибыль. На рисунке 7.2 потребление ресурсов коммерческого предприятия обозначено стрелкой вниз, а их возмещение – стрелкой вверх. Следовательно, часть выручки от реализации продукции, которая содержит величину текущих затрат, используется предприятием на их возмещение: амортизационные отчисления используется на обновление основных средств (реконструкцию, модернизацию и т.д.); реализованная стоимость материальных затрат возмещает израсходованные оборотные средства; расходы на оплату труда (заработная плата, премии, надбавки, доплаты) направляются в личное потребление для возмещения затрат умственного и физического труда работников коммерческого предприятия.


 

 


    Оптово–отпускная цена предприятия–изготовителя (выручка от реализации)

 


Рисунок 7.2 – Порядок формирования и возмещения текущих затрат и использования прибыли.

В результате завершается один оборот стоимости факторов производства и создаются условия для осуществления следующего оборота. Если предприятие работает с неизменной величиной факторов производства, то имеет место их простое воспроизводство; если объем увеличивается – то расширенное воспроизводство. Увеличение объема основных средств и оборотных средств осуществляется за счет использования прибыли на накопление.

Действующий в настоящее время порядок использования прибыли предусматривает первоочередное отчисление части прибыли в государственный бюджет в виде налога на прибыль (ставка 18%), местные бюджеты. Оставшиеся часть прибыли остается в распоряжении коммерческого предприятия и обозначается термином «чистая прибыль». Она используется на собственные потребности предприятия – накопление факторов производства, строительство объектов социального назначения (жилья, детских учреждений). Прибыль, выделяемая на потребление, расходуется на премирование работников коммерческого предприятия, для частичного возмещения расходов на их питание в заводских столовых, приобретение путевок в дома отдыха и санатории, оказание материальной помощи и других выплат социального характера.

Схема кругооборота стоимости факторов производства и использования денежных средств предприятия, представленная на рисунке 7.2, позволяет получить целостное представление и понимание сущности механизма функционирования коммерческого предприятия как хозяйствующего субъекта, в рамках которого практически реализуются вышерассмотренные принципы коммерческого расчета. Это очень важно для осознанного понимания содержания и назначения как последующих тем дисциплины «Экономика организации (предприятия)», так и для других экономических дисциплин,предусмотренных учебным планом. Кроме того, приведенная схема позволяет сформулировать основные проблемы и задачи коммерческого предприятия, которые возникают и требуют своего решения на отдельных этапах кругооборота денежных средств.

Так, на этапе перенесения стоимости факторов производства и формирования текущих затрат важнейшими задачами экономистов предприятия является обоснование способов начисления амортизационных отчислений от стоимости основных средств и величины этих отчислений (норм амортизации). В настоящее время предприятиям предоставлены широкие права в решении этих вопросов: можно использовать способы ускоренной амортизации, когда основная часть стоимость основных средств переносится на стоимость готовой продукции за относительно короткий период; можно использовать способ равномерной амортизации, когда стоимость основных средств переносится равными частями в течении нормативного срока их службы и другие способы.

Выбор способа начисления амортизационных отчислений имеет важное значение для экономики коммерческого предприятия, так как влияет на величину текущих затрат (амортизационных отчислений) и формирование денежных средств, необходимых для своевременного обновления оборудования и технологий. Наряду с этим выбор способа начисления амортизационных отчислений оказывает влияние на себестоимость продукции, а следовательно, и прибыль коммерческого предприятия. Отсюда важнейшая задача экономистов-менеджеров – обосновать оптимальный способ начисления амортизационных отчислений.

Основной задачей при формировании материальных затрат является обеспечение их всемерной экономии. Поскольку материальные затраты в себестоимости готовой продукции занимают основную долю (от 50 до 90 % в различных отраслях промышленности), их экономия выступает основным источником снижения текущих затрат, а следовательно, получения прибыли. Данная экономия определяется большим количеством факторов технического, организационного и экономического порядка. Важнейшими задачами коммерческого предприятия в процессе потребления и возмещения материальных затрат являются разработка и применение прогрессивных норм их расхода, своевременный пересмотр этих норм в соответствии с изменяющимися условиями производства; замена импортных видов сырья и материалов на предметы труда отечественного производства, применение эффективных методов использования отходов основного производства для изготовления других видов продукции. Перечисленный комплекс задач дополняется задачами экономического порядка – организация материального стимулирования работников за экономию материальных ресурсов, использование эффективных моделей планирования их потребности, доведение заданий по экономии сырья и материалов до цехов и участков предприятия.

Основная проблема, решаемая на этапе формирования расходов на оплату труда – обеспечить рост заработной платы каждого работника при одновременном снижении общей суммы этих расходов на единицу (рубль) произведенной продукции. Эта проблема решается путем обеспечения опережающих темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы. Проблема очень сложная и на многих предприятиях еще не решена, так как требует обновления и модернизации технической базы производства на основе использования инновационных технологий, новых форм организации производства и труда, организации экономических отношений, присущих рыночной экономике. В конечном итоге решение названной проблемы возможно путем установления тесной зависимости размера оплаты труда от конечных результатов деятельности коммерческого предприятия: темпов роста выручки от реализации (объема продаж), прибыли, рентабельности продукции, повышения конкурентоспособности продукции и предприятия.

Одна из важнейших проблем коммерческого предприятия – своевременная реализации произведенной продукции на внутреннем и внешнем рынках и поступление выручки на расчетный счет, то есть организация эффективной работы в сфере обращения стоимости готовой продукции. Несвоевременное поступление выручки от продажи продукции (дебиторская задолженность) создает дефицит в денежных средствах, что нарушает нормальное функционирование предприятия, снижает его эффективность. Данная проблема решается путем проведения маркетинговых исследований, выбора эффективных способов (каналов) реализации продукции, организации оптимальных форм расчетов с потребителями продукции и т.д.

В результате кругооборота стоимости ресурсов коммерческого предприятия формируется прибыль. Прибыль как экономическая категория есть чистый доход хозяйствующего субъекта, то есть доход, превышающий расходы. Для эффективного функционирования предприятия важное значение имеет распределение и использование прибыли. Действующее законодательство предусматривает первоочередные платежи из прибыли в бюджет, о чем говорилось выше. Оставшаяся чистая прибыль используется предприятием на свои потребности, и здесь решается важная задача – сколько прибыли направить на накопление факторов производства, а сколько на потребление. Каждое предприятие решает эту задачу в соответствии со стратегией своего развития, учитывая при этом необходимость увеличения собственных средств (накопление имущества), подготовки и повышения квалификации персонала, обеспечения его материальной заинтересованности в конечных результатах работы предприятия.

Таким образом, основу функционирования коммерческого предприятия составляет кругооборот стоимости факторов производства, предполагающая их потребление и возмещение. В процессе кругооборота формируются расходы и доходы предприятия, величина которых зависит от экономически обоснованного решения проблем и задач действующего предприятия, а также создаются условия для соблюдения всех принципов коммерческого расчета как метода хозяйствования.


 

7.4. Бухгалтерский баланс, его содержание и назначение

Для эффективного управления производственно-коммерческой деятельностью административно-управленческому персоналу требуется обширная информация. Для ее получения на предприятии организован хозяйственный учет трех видов:

· оперативный

· статистический

· бухгалтерский

Оперативный учет – это повседневный учет выполнения сменных и суточных графиков выпуска продукции и ее отгрузки потребителям, проведения работ по ремонту оборудования, учет отработанного времени, простоев, выходов на работу и тд.

Статистический учет предусматривает изучение массовых, но однородных социально-экономических явлений с целью выявления их закономерностей и взаимозависимости, например, установление фактической зависимости производительности труда и количества прогулов от уровня квалификации рабочих предприятия и т.д.

Бухгалтерский учет предназначен в первую очередь для учета величины и движения (изменения) стоимости имущества предприятия. Он является основным видом учета, так как осуществляется непрерывно, документально обоснован, предусматривает сплошной охват хозяйственных операций и, что особенно важно, базируется на стоимостных (денежных) измерителях. Для сбора, регистрации и обработки данных в бухгалтерском учете используется обширная первичная документация, результаты регулярно проводимых инвентаризаций и оценок стоимости имущества и другие исходные материалы.

Бухгалтерский учет отражает все стороны производственной и коммерческой деятельности предприятия, но первейшая его задача – отразить размер и движение имущества, так как предприятие с юридической точки зрения характеризуется как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. С целью учета имущества составляется большое количество документов, но главным является бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс предприятия – это документ, который составляется по установленной форме и отражает размер, состав и изменение имущество предприятия, а также источники его формирования. Баланс составляется на определенную дату – на первое число месяца, на начало квартала, на конец текущего года и начало последующего. Данные приводятся нарастающим итогом. Баланс состоит из двух частей и пяти разделов (рисунок 7.3). Первая часть баланса отражает стоимость имущества предприятия на определенную дату (в годовом балансе это 31 декабря). Она состоит из двух разделов: «Долгосрочное активы» и «Краткосрочные активы», отличительным признаком которых является период возмещения стоимости используемых активов (имущества): в первом случае этот период более года, во втором – менее года. В соответствии с этим к долгосрочным активам относится стоимость основных средств и нематериальных активов; денежные средства, вложенные в недвижимость, в реализуемые инвестиционные проекты и другие долгосрочные вложения с целью получения прибыли.

В разделе «Краткосрочные активы» отражается стоимость имущества, возмещаемая в течение года. Сюда относятся в первую очередь производственные запасы сырья и материалов на складах предприятия, стоимость материальных ресурсов в стадии обработки (незавершенное производство). Величину имущества в сфере обращения на дату отчета характеризует стоимость запасов (остатков) готовой продукции на складе, продукции отгруженной, но еще не оплаченной покупателями.

Приведенный перечень видов имущества (активов) предприятия показывает что имуществом является не только материальные ценности, имеющие материальную форму, но также денежные средства, ценные бумаги, нематериальные активы (объекты интеллектуальной деятельности).

 

 

 


Рисунок 7.3 – Содержание годового бухгалтерского баланса

Вторая часть бухгалтерского баланса «СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА» состоит из трех разделов, показатели которых отражают источники денежных средств, за счет которых сформировано имущество предприятия (активы). Действующая система бухгалтерского учета и отчетности разделяет эти источники на два вида: собственный капитал и обязательства. Собственный капитал предприятия представлен уставным капиталом, резервным капиталом, прибылью, которая осталась неиспользованной на дату составления баланса, а также денежными средствами, полученными для целевого финансирования, например, из государственного или местного бюджета. Имущество, приобретенное за счет собственного капитала, принадлежит предприятию на праве собственности.

Вместе с тем каждое предприятие широко использует заемные средства, в первую очередь банковские кредиты. В его распоряжении также временно находятся денежные средства, которые оно должно возвратить партнерам по бизнесу: задолженность по оплате поставок сырья и материалов, полученные авансы от заказчиков продукции, не выплаченные налоги и сборы, лизинговые платежи, задолженность перед работниками по оплате труда и другие средства. Если предприятие должно погасить эту задолженность в течение года, то она относится к краткосрочным обязательствам; если в течение большего периода, то к долгосрочным обязательствам.

Поскольку вторая часть баланса «СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА» отражает источники денежных средств для формирования имущества предприятия «АКТИВ», то итоговые данные по этим разделам должны быть равны: АКТИВ = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, то есть быть сбалансированными. Отсюда и название отчета – бухгалтерский баланс.

Детально методика и порядок разработки бухгалтерского баланса, содержание его статей и разделов изучаются в дисциплине «Бухгалтерский учет». Однако студенты специальности «Экономика и управления на предприятии», приступая к изучению профилирующей для них дисциплины «Экономика организации (предприятия)», должны иметь четкое понимание содержания и назначения этого важнейшего вида отчетности, каким является бухгалтерский баланс. В первую очередь это нужно для усвоения вопросов формирования имущества предприятия (виды имущества, источники денежных средств для его увеличения) и порядка функционирования всего коммерческого предприятия.

Во вторых, умение ориентироваться в показателях бухгалтерского баланса необходимо для определения экономической эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия, прежде всего для оценки эффективности активов предприятия, собственного капитала, основного и оборотного капитала, исходные данные для которой содержатся в бухгалтерском балансе. На основе данных баланса рассчитывается такой важный для коммерческого предприятия показатель, как чистые активы. Чистые активы – это стоимость имущества, принадлежащая предприятия, на праве собственности. Для партнеров по бизнесу недостаточно, чтобы предприятие имело большой объем имущества. Для них важно величина имущества, находящегося в собственности предприятия, так как имущество, приобретенное за счет заемных средств, к нему не относится. Таким образом, чистые активы выступают гарантами экономической ответственности предприятия как хозяйствующего субъекта.

Поскольку цель функционирования предприятия – получение прибыли, то в оценке рентабельности продукции и рентабельности предприятия в целом важное значение имеет умение студента ориентироваться в отчетности по прибыли. Система бухгалтерского учета предусматривает особый вид отчетности по этому показателю, а именно форма №2 «Отчет о прибылях и убытках». Упрощенная схема данного отчета представлена в таблице 7.1.

Таблица 7.1 – Отчет о прибылях и убытках, млн. руб.

Наименование показателей Код строки За отчетный период За аналогичный период прошлого года
       
1. ТЕКУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1 Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг 1.2 Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг          
1.3 Валовая прибыль (010 – 020) 1.4 Управленческие расходы 1.5 Расходы на реализацию      
1.6 Прибыль от реализации продукции, работ, услуг (030 – 040 – 050) 1.7 Прочие доходы по текущей деятельности 1.8 Прочие расходы по текущей деятельности      
1.9 Прибыль от текущей деятельности (060 + 070 – 080) 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2.1 Доходы от инвестиционной деятельности 2.2 Расходы от инвестиционной деятельности 3. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3.1 Доходы от финансовой деятельности 3.2 Расходы от финансовой деятельности 4. Иные доходы и расходы          

 


Продолжение таблицы 7.1

       
5. Прибыль от инвестиционной, финансовой и иной деятельности (100 – 110 + 120 – 130 +140) 6. Прибыль до налогообложения (090+150) 7. Налог на прибыль 8. Чистая прибыль (160 – 170) 9. Результат от переоценки долгосрочных активов и от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль 10. Совокупная прибыль (210 +220 +230)   220,      

Как видно из таблицы, при определении полученной прибыли деятельность предприятия разделяют на 3 вида: текущая деятельность (производство продукции, работ, услуг), инвестиционная (выбытие основных средств, нематериальных активов, участие в уставном капитале других предприятий, помещение денежных средств на депозитные банковские счета и тд.), финансовая (курсовые разницы от пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, уплата процентов за пользование кредитами и займами и тд.).

По текущей деятельности предприятия рассчитывается два вида прибыли: валовая прибыль (строка 030) и прибыль от реализации продукции (строка 060). Валовая прибыль определяется как разность между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью. Поскольку управленческие расходы и расходы на реализацию в отчете о прибылях в себестоимость не включаются, а показываются отдельно, то валовая прибыль должна быть уменьшена на их величину. В результате определяется прибыль от реализации продукции. С учетом прибыли от прочей текущей деятельности она характеризует реальную прибыль предприятия, полученную в сфере производства (строка 070-строка 080) и реализации продукции (строка 090).

Общую сумму прибыли, полученную от всех видов деятельности, характеризует показатель «Прибыль до налогообложения» (строка 160). Это очень важный показатель, используемый для оценки эффективности предприятия в целом и его производственных ресурсов в отдельности. На основе этой прибыли рассчитывается комплекс обобщающих показателей эффективности функционирования предприятия.

Показатель «чистая прибыль» (строка 210) характеризует величину прибыли, которая реально располагает предприятие для удовлетворения своих потребностей. Ее величина зависит от суммы прибыли до налогообложения и размера ставок по налогам. Показатели эффективности, рассчитанные на основе чистой прибыли, характеризуют реальную прибыльность собственного капитала предпринимателем, вложенного в реальный сектор экономики.

Знание и понимание содержания и взаимосвязей показателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях позволит студенту использовать данные этих важнейших форм отчетности на практических занятиях, в период производственной и преддипломной практики, при написании курсовых и дипломных работ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...