Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные меры выявления, предупреждения и пресечения каналов нелегального поступления оружия и боеприпасов в крупные города России




Под выявлением, предупреждением и пресечением каналов нелегального поступления оружия мы понимаем регламентированную соответствующими нормативными актами (УПК, КоАП, Законы об ОРД, - о ФСБ и др.) деятельность уполномоченных государством лиц по установлению (обнаружению) источников и механизма незаконного движения оружия от производителя к покупателю, а также лиц, причастных к данному роду деятельности, соответствующее документальное закрепление выявленных фактов и принятие мер, направленных на прекращение этой деятельности.

Основную, главную часть работы по выявлению, предупреждению и пресечению указанных каналов выполняют оперативные подразделения криминальной милиции.

Способы выявления, отслеживания и пресечения каналов поступления оружия в крупные города России можно объединить в следующие блоки:

1.  Совершенствование анализа оперативной обстановки в регионе, состояния учета и сохранности оружия и боеприпасов на обслуживаемых объектах.

Внешними источниками информации при этом могут являться: материалы средств массовой информации; сведения, поступающие из различных органов власти и управления, судов, прокуратуры, воинских подразделений, предприятий оборонной промышленности, транспортных организаций, откуда официально может быть получена информация по вопросам, связанным с оборотом вооружения; сведения из негосударственных структур: оборонных спортивно-технических обществ, коллективов охотников, добровольных спортивных обществ и клубов, производственно-хозяйственных, коммерческих, финансовых учреждений, частных охранных предприятий, учебных заведений, использующих оружие, ВВ и ВУ для производственных, научно-исследовательских, спасательных работ, обеспечения охраны, обучения.

Внутренними источниками информации являются сообщения и документы различных служб органов внутренних дел: дежурных частей, подразделений муниципальной, транспортной милиции, разрешительной системы, паспортных аппаратов, по борьбе с преступностью несовершеннолетних, экономическими преступлениями, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков.

При этом необходимо осуществлять анализ:

сводок и книг учета сообщений о происшествиях;

материалов предварительной проверки сообщений о происшествиях;

материалов об отказе в возбуждении уголовного дела;

корреспонденции, поступающей в орган внутренних дел;

сообщений негласного аппарата;

документов, поступающих из информационных центров, статистических органов и т.п.;

материалов, отражающих результаты проводимых оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций.

Изучая указанные документы, в первую очередь, следует обращать внимание на:

а) конкретные факты административных правонарушений или преступлений;

б) обстоятельства, повлекшие за собой такие правонарушения или преступления;

в) действия лиц, свидетельствующие об их возможной причастности к преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия.

Наиболее ценной считается информация, содержащая в себе:

сведения о замышляемых и совершенных преступлениях с использованием оружия;

материалы об угрозах применения оружия;

информация о готовящихся взрывах, массовых беспорядках, неорганизованных политических выступлениях и национальных конфликтах;

сообщения о состоянии дисциплины и имеющихся проблемах в воинских подразделениях, расположенных на обслуживаемой территории;

информация о процессах, происходящих в преступной среде, грозящих возникновением вооруженных конфликтов.

Сбор и анализ указанной информации преследует следующие основные цели:

а) выявление объектов, требующих особого внимания при организации оперативного обслуживания;

б) выявление криминальных структур и отдельных лиц, занимающихся незаконным оборотом вооружения;

в) выявление недостатков в системе государственного контроля за оборотом оружия, нарушений правил учета, ненадлежащей сохранности и небрежного использования.

Итогом анализа является четкая картина состояния и порядка осуществления оборота оружия на обслуживаемой территории.

2. Участие в официальных мероприятиях, проводимых заинтересованными инстанциями на объектах легального оборота оружия, ВВ и ВУ:

- проверках состояния их учета и сохранности, охранно-пожарной сигнализации, инвентаризациях и т.п. В этой работе необходимо взаимодействие с подразделениями лицензионно-разрешительной системы, вневедомственной охраны, пожарно-спасательной службы и др. Одной из конкретных форм такого взаимодействия является участие оперативных сотрудников в комплексных оперативно-профилактических операциях «Динамит-Баланс» и т.п

3.  Осуществление оперативно-поисковых мероприятий на криминогенных объектах и среди лиц, представляющих оперативный интерес.

Данные объекты и лица определяются в результате проведенной аналитической работы.

К числу основных оперативно-розыскных мероприятий, проводимых для выявления и пресечения фактов незаконного поступления оружия в регион относятся: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, проверочная закупка, создание легендированных юридических лиц. Для выявления, отслеживания и пресечения каналов нелегального поступления оружия, а также установления лиц, причастных к совершению данного вида преступной деятельности, органы внутренних дел могут заводить дела оперативного учета. Положительные результаты, как показала практика, дает проведение комплексных специальных оперативно-розыскных операций «Арсенал».

Правильное применение оперативно - розыскных сил и средств позволяет своевременно:

выявлять латентные преступления, которые в ряде случаев могли остаться не известными для органов внутренних дел, а также условия и причины, способствующие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению;

устанавливать лиц, связанных с незаконным оборотом оружия и применять к ним соответствующие меры.

При выявлении лиц, стремящихся незаконно завладеть оружием, оперативные работники должны начать проверку:

членов различных официальных и неофициальных организаций, стремящихся к достижению своих целей с помощью оружия;

членов группировок, относящимся к преступным сообществам и осуществляющих противоправную деятельность в какой-либо сфере;

граждан, на которых имеются материалы, свидетельствующие о замышляемом, подготавливаемом или содеянном ими преступлении, для совершения которого необходимо огнестрельное оружие;

подростков, поставленных на учет в ОВД, которые проявляют агрессивность и жестокость в обращении с окружающими;

ранее судимых за преступления, совершенные с применением оружия, но которое не было обнаружено следствием;

лиц, пытавшихся проникнуть на объект, связанный с оборотом оружия и боеприпасов.

4.  Оперативное обслуживание объектов легального оборота оружия.

Главной целью осуществляемых при этом мероприятий является выявление на ранней стадии и устранение обстоятельств, способствующих совершению хищений. Для этого оперативный работник изучает расположение объекта, места, наиболее уязвимые для несанкционированного проникновения, выноса (вывоза) оружия, ВВ; лиц, работающих на объекте, систематически его посещающих, клиентов, партнеров по производственно-хозяйственной деятельности, подрядчиков, субподрядчиков; особенности производственно-технологического процесса для выявления стадий, наиболее уязвимых для совершения хищений; систему и режим функционирования охраны для обеспечения наиболее эффективной ее организации.

Организация оперативного обслуживания заводов-производителей оружия немыслима без выявления и надежного оперативного прикрытия мест и каналов сбыта похищаемого оружия. Как правило, большинство оперативных материалов, заведенных для пресечения нелегального оружейного бизнеса, реализуется на сбыте оружия покупателю. Практика показывает, что эти сделки в основном происходят в местах, не обслуживаемых подразделениями 8-го ГУ МВД России, отвечающего за организацию оперативно-розыскной работы на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Поэтому, в совершенствовании работы по контролю над незаконным оборотом оружия важную роль должны сыграть меры по укреплению взаимодействия этих подразделений с территориальными органами внутренних дел. Общие усилия в этом направлении деятельности необходимо, прежде всего, сконцентрировать на организации оперативного прикрытия организованных преступных группировок, как формирующихся на самих предприятиях, так и действующих в местах расположения заводов-изготовителей. Среди них важное место занимает использование оперативно-розыскных возможностей для контроля за преступными формированиями, состоящими из членов этнических общин, временно или постоянно проживающих в данном городе.

5.  Организация раскрытия хищений оружия, ВВ и ВУ.

Для этого необходимо осуществить целую систему организационных и оперативно-розыскных мероприятий по выявлению (обнаружению) самого преступления, установить его событие и состав, конкретных лиц, виновных в совершении этого преступления, обеспечить их задержание. Может включать в себя следующие действия: участие в осмотре места происшествия; организация преследования и задержания преступников по «горячим» следам; принятие мер к обнаружению дополнительных источников информации о совершенном преступлении, организация обследования близлежащей местности, выявление и опрос очевидцев и других лиц, могущих располагать информацией о преступлении и преступниках, установление и изъятие документации, содержащей сведения по ведению учета и обеспечению сохранности похищенного. При разработке задержанных, арестованных и их соучастников необходимо обратить особое внимание на установление источников приобретения, каналов поступления и сбыта оружия.

6.  Информационно-аналитическая работа.

Успешная работа по выявлению, отслеживанию и пресечению каналов нелегального поступления оружия в крупные города России на современном этапе невозможна без создания и укрепления разветвленной информационно-поисковой системы, охватывающей все структуры имеющие отношение к огнестрельному оружию, боеприпасам и взрывчатым веществам. В этих целях в ОВД России используются АИПС «Оружие-ЛРР» и централизованный банк КУС и ЖУИ на базе ПК «Легенда». Имеется возможность проверки огнестрельного оружия, а также пуль, гильз и патронов со следами оружия по Федеральной пулегильзотеке ЭКЦ МВД РФ и ее региональным подразделениям. Кроме того, с учетом обстоятельств дела имеется возможность направлять запросы в Национальное центральное бюро Интерпола в России (по оружию, боеприпасам, взрывным устройствам и взрывчатым веществам иностранного производства), в Главное Ракетно-артиллерийское управление Министерства обороны РФ (по боевому ручному стрелковому огнестрельному оружию, гранатам, минам и инженерным боеприпасам), в подразделения 8-го Главного управления МВД РФ (письмо Следственного комитета от 17.01.2000 г. № 17\3-269) - по отечественному боевому стрелковому, охотничьему и газовому оружию, а также оружию, собранному из заводских деталей не прошедших окончательных технологических операций (в случаях, когда есть основания полагать, что хищения совершены с заводов-изготовителей, а также для установления каналов поступления оружия в незаконный оборот), в региональные подразделения лицензионно-разрешительной работы ОВД - по огнестрельному гражданскому и охотничьему, а также газовому оружию для установления владельцев оружия и наличия лицензий и в Экспертно-криминалистический центр МВД РФ - о применении взрывных устройств аналогичных изъятым или обнаруженным (письмо Следственного комитета от 24.02.99 г. № 17\3-1421).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...