Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие правоохранительных органов в мерах по выявлению, предупреждению и пресечению незаконного оборота оружия и боеприпасов




 

На современном этапе эффективное выявление, предупреждение и пресечение каналов нелегального поступления оружия в крупные города России возможно только при наличии координации действий государственных органов на различных уровнях: межгосударственном, государственном и региональном.

Межгосударственный уровень. Незаконная торговля огнестрельным оружием является широко распространенным видом транснациональной преступной деятельности, в которой участвуют преступные сообщества и синдикаты. Обязательным условием для успешной борьбы с этим видом преступной деятельности является международное сотрудничество государств путем заключения двусторонних или многосторонних договоров, обмена технической информацией, участия в совместных операциях и обращения к Интерполу, выступающему в качестве канала содействия обмену подобной информацией.

Для пресечения незаконных поставок оружия в Россию необходимы совместные действия с полициями и другими службами сопредельных государств. Одним из путей решения данной проблемы является укрепление взаимодействия органов внутренних дел, пограничных органов и органов государственной безопасности СНГ. Это меры, направленные на унификацию законодательства, создание современной правовой базы совместного контроля над преступностью, совершенствование информационного обеспечения этой деятельности. Кроме того, успешно осуществляются совместные согласованные мероприятия по предотвращению и пресечению наиболее опасных преступлений, проводятся: специальные операции по пресечению незаконного изготовления и оборота оружия; инвентаризация огнестрельного оружия, находящегося во владении организаций и граждан; проверка мест хранения взрывчатых веществ на предприятиях военно-промышленного комплекса, военизированных подразделений и т.д.

В борьбе с этими преступлениями положительно сказалась практика проведения комплексных масштабных, региональных и со странами СНГ специальных оперативно-розыскных операций «Арсенал» по выявлению и изъятию из незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

На государственном уровне взаимодействие правоохранительных органов и ведомств по предупреждению и пресечению незаконного оборота оружия осуществляются в рамках “Федеральной программы по усилению борьбы с преступностью”. В соответствии с этой программой органами ФСБ, МВД, МО, ГТК реализован комплекс мер по предотвращению и пресечению незаконного оборота оружия. В настоящее время уже накоплен определенный опыт организации и проведения совместных мероприятий органов внутренних дел с иными субъектами правоохранительной системы (органами ФСБ, ГТК и др.) по контролю над незаконным оборотом оружия. Учрежден Межведомственный координационный совет по обеспечению взаимодействия в вопросах сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ и борьбы с посягательствами на них из представителей МВД, Министерства обороны, Министерства внешних и экономических связей, ФСБ, Федеральной службы охраны, Госкомоборонпрома, Государственного таможенного комитета, Государственной компании “Росвооружение”.

На региональном уровне меры правоохранительных органов по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия зависят от специфики территориально-административных структур. Мероприятия данного уровня носят производный характер от мероприятий государственного уровня и реализуются во исполнение решений вышестоящих органов. Ведущая роль в выявлении и раскрытии рассматриваемых преступлений отводится сотрудникам оперативных аппаратов служб криминальной милиции. Также к этой работе широко привлекаются сотрудники служб и подразделений милиции общественной безопасности (лицензионно-разрешительных отделов, паспортных аппаратов, участковые уполномоченные и т.д.), используются возможности внештатных сотрудников милиции, граждан, содействующих органам внутренних дел и др. Повышению результативности этой работы в большой степени способствует систематическое проведение органами внутренних дел комплексных операций «Арсенал». В этих же целях широко используются оперативно-розыскные и криминалистические учеты, оперативно-технические и криминалистические средства, информационно-поисковые системы и т.п. Все это свидетельствует о комплексном характере деятельности по выявлению и раскрытию фактов незаконного оборота оружия.


 

Заключение

 

Подводя итог сказанному, следует отметить, что с учетом современных политических, экономических и социальных условий напряженности в обществе в ближайшие годы можно прогнозировать увеличение незаконного оборота оружия. Позитивные результаты в борьбе с этим явлением могут быть достигнуты лишь в случае консолидации сил и средств правоохранительных органов, исполнительных органов власти и управления, администрации заводов - изготовителей оружия, командования воинских частей Министерства обороны и всех нравственно-здоровых сил общества.

В современных условиях незаконный оборот оружия представляет серьезную угрозу национальной безопасности, являясь средством воздействия преступного мира на общество и одновременно источником высоких криминальных доходов. Борьба с незаконным оборотом оружия в настоящее время обладает двойной превенцией: непосредственно с противоправными действиями в отношении оружия и преступлениями, совершаемыми с его применением.

Причинный комплекс незаконного оборота оружия неразрывно связан с современными условиями жизни общества, производен от общих причин и условий преступности и заключается во взаимодействии негативных факторов в социально-экономической, социально-культурной, воспитательной, политической, правовой, организационно-управленческой и технической сферах жизни общества. Повышенный спрос на оружие придал экономический характер незаконному обороту оружия, поскольку он является источником высоких криминальных доходов.

В современных условиях необходимо принять на федеральном уровне основополагающий документ об основах государственной политики в области контроля за вооружением. В связи с этим необходимо разработать концепцию государственной политики в области контроля за вооружением, которая должна отражать современное состояние и тенденции, развития оборота оружия, комплекс мер по предупреждению его незаконного оборота, рассчитанного на длительный период.

Если разделить по функциональным особенностям деятельность ОВД по борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов взрывчатых веществ и устройств и преступлениями, совершаемых с их применением на два направления, то первым направлением можно назвать борьбу с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, вторым направлением будет раскрытие преступлений, связанных с огнестрельным оружием, взрывчатыми веществами, совершаемых с их применением, проведением специальных и оперативно-розыскных мероприятий по пресечению незаконного оборота.

По первому направлению мероприятия проводятся в основном сотрудниками лицензионно-разрешительных подразделений. При проведении массовых контрольных мероприятий по отдельным планам им помогают сотрудники других служб и подразделений. В некоторых РОВД из-за отсутствия штатных сотрудников лицензионно-разрешительной службы, их деятельность осуществляют участковые инспектора милиции.

Эффективность данных мероприятий достаточно высока из-за взаимодействия с другими службами милиции общественной безопасности и взаимообмена имеющейся информации.

На втором направлении - используются силы и средства подразделений уголовного розыска, УБОП, УВДТ, ФСБ, и прокуратуры. Для участия в поисковых и оперативно-профилактических мероприятиях привлекаются участковые инспектора милиции, сотрудники лицензионно разрешительных подразделений, патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны, ГИБДД, внутренних войск.

 


Список литературы:

1.  Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993.

.    Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (в редак. ФЗ от 24.07.2007 N 222-ФЗ, от 04.03.2008 N 25-ФЗ).

3. Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.07.98.(в редак. ФЗ от 26.07.2006 N 459, от 30.01.2007 N 56, от 19.05.2007 N 301)

.   Постановление Правительства РФ от 21.07.98 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской

.   Федеральный закон РФ от 12 августа 1995г. №144-ФЗ (с послед. изм. и доп., в ред. Федерального закона РФ от 26 декабря 2008г. №293-ФЗ) «Об оперативно-розыскной деятельности». //Собрание законодательства РФ.-1995.-№33.-Ст.3349.

6.  Уголовный Кодекс Российской Федерации от 1997 года.- М.: Издательская группа Инфра-М. - Норма. 2004.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября 2004 г.).

.   Герасимов СИ. Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия и меры по его предупреждению // О состоянии борьбы с незаконным оборотом оружия и мерах по ее усилению. М., 2004.

.   Комментарий к Федеральному Закону РФ «Об оружии» (с постатейными материалами и образцами документами). - М., Городец. 2003. 250 С.

.   Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. // Отв. ред. В.М. Лебедев. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Юрайт-Издат, 2004.

.   Невский С.А. Незаконный оборот оружия: состояние, причины предупреждение // Криминальная ситуация на рубеже веков в России. - М.: Криминологическая Ассоциация, 1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...