Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие понятия документации, документооборота в банке




 

Все операции, проводимые КБ, д.б. оформлены документами. На их основе происходит контроль над правильностью, законностью операций, целевым использованием средств. Поскольку КБ осуществляет множество операций, к документации предъявляются след. Требования:

1. стандартизация

2. унификация

Стандартизация – применение документов с единой схемой расположения реквизитов.

Унификация – max сокращение форм используемых документов.

Госкомстат в марте 1999 утвердил порядок применения форм первичной учетной документации и альбомы первичных форм учетной документации. Все реквизиты, включенные в формы, не м.б. исключены; дополнительные реквизиты могут вноситься пользователями этих документов.

Банк может сам разрабатывать формы учета первичных документов, если они отсутствуют в унифицированных формах учета первичных документов, разработанных Госкомстатом.

Все банковские документы должны разрабатываться на стандартных бланках либо на ЭВМ, но со стандартным расположением реквизитов. Документ делится на правую и левую части: правая имеет цифровую информацию, левая – текст. Реквизиты содержат название документа, номер формы, номер документа и дату, наименование предприятий и их счета, наименование банков и номера их счетов, идентификационные номера банка и плательщика, назначение, сумма, срок, очередность платежа, подписи клиента и его печать, подписи работника КБ, дата проведения операций по счету и штамп банка. Кроме этих реквизитов м.б. и дополнительные реквизиты (например, в чеках, справках и т.д.).

Все документы делятся на документы клиентов и банков по месту их создания. Клиентские документы: платежное поручение, чеки, заявление на аккредитив, документы по б/н расчету, платежное требование. Банковские документы: мемориальные документы, кассовые ордера, авизо, распоряжения должностных лиц банка и т.д.

По характеру отражения операций документы делятся на кассовые и мемориальные. Кассовые документы предназначены для отражения операций с наличностью: денежные чеки, заявление на взнос наличности, приходные, расходные кассовые ордера. Мемориальные документы оформляются по балансовым и внебалансовым счетам: заявление на выдачу чековой книжки, авизо и т.д.

Документы, которые относятся к строгой отчетности, подлежат хранению и учету на внебалансовых счетах. Как правило, это бланки чеков, бланки ц.б., документы, имеющие типографскую нумерацию.

Все денежно-расчетные документы выписываются в определенном количестве экз. (определяется количеством участников расчетов). Документы распечатываются ЭВМ либо под копирку. Как правило, выписывается не менее 3 штук, но может достигать 6 экз. Особенность оформления: никакие реквизиты исправлять нельзя. Все документы должны иметь подписи работника банка. При этом документы по массовым операциям (перечисление со счета на счет) оформляются подписью ответственного работника, который обслуживает данного клиента. На документах проставляется дата его приема, штамп.

Право подписания банковских документов уполномочиваются разрешением (распоряжением) Председателя КБ, а также подписи этих лиц передаются структурным подразделениям.

Документы по определенным банковским операциям (операции по счетам УК, доходов, расходов, прибыли, т.е. по всем собственным операциям и по определенным типам операций с ценностями – операции с инвалютой, драг металлами, и т.д., операции по выдаче наличных денег, расчеты с филиалами, операции по счетам нерезидентов, по закрытию счетов ЮЛ и ФЛ, расчеты с дебиторами и кредиторами) должны оформляться подписью контролирующего работника.

По собственным операциям обязательна подпись руководителя КБ и главного бухгалтера. Право контролирующей подписи можно передавать др. доверенным лицам по распоряжению главбуха.

Работники банка, подписавшие расчетно-денежные документы, не имея на это права, несут дисциплинарную ответственность и даже уголовную.

Для четкой организации б/у в банке составляется график документооборота. Внутрибанковский документооборот – это последовательное движение документа по стадии обработки: с момента получения документа до момента завершения операции. КБ сам определяет продолжительность опер дня и составляет графики документооборота, в том числе и движение документов между структурными подразделениями банка. К организации документооборота ЦБ РФ предъявляет следующие требования: 

1. Все документы, поступающие в опер время, д.б. оформлены и отражены в б/у в момент их получения. Документы, поступившие после опер дня банка, д.б. отражены б/у следующим опер днем.

2. Документы, подписанные и оформленные КБ, д.б. направлены корреспондентам в день их обработки.

3. Передача кассового документа в кассу КБ д. Осуществляться внутренним путем, т.е. запрещено передавать иным способом, чем внутренним.

4. В б/у приходно-кассовые операции отражаются после фактического приема наличных денег в кассу, а расходно-кассовые операции – до выдачи наличных денег из кассы банку.

5. По мемориальным документам в учете отражаются операции по Дт счета плательщика, а затем по Кт счета получателя средств.

6. Оплата документов со счетов клиентов и банков-корреспондентов осуществляется в соответствии с установленной законом очередностью платежей.

Графики и правила документооборота должны устанавливаться руководителями банка.

Требования к хранению документов:

Банки должны хранить документы в течение установленного срока (как правило, не менее 5 лет). За организацию сохранности документов отвечает руководитель и главбух.

После отражения всех операций бухгалтерские документы подбираются в порядке возрастания Дт балансовых счетов, брошюруются и передаются в архив. Подборка может происходить порейсовым способом.

Мемориальные документы по внебалансовым счетам брошюруются с документами по балансовым счетам.

Отдельно брошюруются документы по кассовым операциям, по вкладам граждан, по кредитованию индивидуальных заемщиков, операциям с инвалютой и ценностями, по хозяйственным операциям КБ, по документа м с иными сроками хранения.

Второй экземпляр бухгалтерского …….. помещается в пачку с основными мемориальными документами. На обложке каждой пачки отражается дата, срок хранения документов, делается запись о наименовании КБ, кол-во документов, ссылка на другие документы. Пачки, сброшюрованные денежно-расчетными документами, называются документами дня. Цель: последующий контроль банковских операций для внешней ревизии. Эти документы нужны для наведения справок, для ответа на запросы, для выдачи копии.

Отдельно документируются договора, страховые полисы, таможенные декларации. Они не относятся к бухгалтерским документам.

 

Принципы бухучета.

Принципы бухучета.

 

Здесь же которые перечислены ЦБРФ в Инструкции № 61.

Проведение операций в КБ базируется на стандартах, что позволяет давать наиболее объективную картину финансово-экономического состояния КБ.

Международный комитет разрабатывает и совершенствует принципы (1973 г.), которые используются странами с учетом национальных особенностей, а также используются в качестве ориентира для разработки собственных принципов.

 

 

Правила ведения б/у, утвержденные ЦБ РФ:

 

1. Непрерывная деятельность. КБ должен осуществлять свою деятельность в течение неопределенного периода времени, необозримом в будущем. Если предполагается прекращение деятельности банка (филиала), необходимо пересмотреть активы, оценить их по рыночной стоимости и отразить в отчете о прибылях и убытках.

2. Принципа единицы измерения или первоначальной стоимости. Активы и пассивы отражаются по стоимости их приобретения, возникновения. Только отдельные виды активов могут изменить свою стоимость (определенные виды ценных бумаг, иностранная валюта, драгоценные камни, драгметаллы) Переоценка активов производится и по решению Правительства.

3. Принцип осторожности. Активы и пассивы должны оцениваться с определенной степенью осторожности, чтобы не переносить риски на следующие периоды. Доходы, которые заработаны до конца отчетного периода, должны быть отражены в отчетности. Расходы, даже если они не отражены, потери (убытки), но они потенциальны, также должны быть отражены. Для этого создаются резервы на всевозможные потери.

4. Непрерывность, постоянство правил б/у. КО должны использовать постоянные методы б/у, которые будут неизменны в течение длительного времени. Постоянство правил позволяет анализировать отчетность за разные периоды времени. При изменении правил, нормативных и других изменениях, КБ должен обеспечить сопоставимость данных б/у и отчетности за предшествующий и отчетный периоды. Для этого КБ должен пояснить причину изменений и их влияние на отчетность и результаты деятельности.

5. Принцип наращивания, разделения отчетных периодов. Вся отчетность делится на 12 месяцев, причем доходы и расходы должны быть отражены в том отчетном периоде, к которому они относятся независимо от факта получения доходов или осуществления расходов.

6. Незыблемость входящего остатка. Остатки на конец предшествующего периода должны быть равны остаткам на начало следующего периода. Все изменения собственных средств должны происходить за счет прибыли отчетного года или убытков отчетного года.

7. Раздельное отражение активов и пассивов. Они должны быть отражены и оценены раздельно (доходы и расходы, прибыли и убытки, дебиторы и кредиторы)

8. Принцип консолидации. При наличии филиалов должен создаваться консолидированный баланс, отражающий экономическую ситуацию банка в целом, за исключением взаимных расчетов.

9. Приоритет содержания над формой. В б/у должна отражаться достоверная экономическая и финансовая сущность проводимых операций. При этом делается приоритет над правовым оформлением??

10.Открытость. Сущность проведенных операций должна быть достаточно подробно и полно отражена. Финансовая отчетность должна быть четкой, ясной.

11.Принцип существенности. В финансовых отчетах должна быть отражена существенная информация, достаточная для оценки состояния КБ и принятия решения. Иначе может быть искажено представление о банке.

12.Принцип дня сделки. Все операции должны быть отражены в б/у в день заключения сделки.

 

Учет расчетных операций.

1. Принципы и формы безналичных расчетов.

2. Порядок открытия расчетных (текущих) счетов.

3. Учет расчетов платежными поручениями.

4. Учет расчетов платежными требованиями-поручениями.

5. Учет расчетов аккредитивами.

6. Учет расчетов в форме инкассо.

 

1. Особенность: разграничение всего денежного оборота на наличный и безналичный. Разграничение базируется на ГК РФ.

В законе “О предпринимательской деятельности” существует требование об обязательности хранения свободных денежных средств на счетах в КБ.

Проведение безналичных расчетов устанавливается ЦБ РФ. В настоящее время порядок безнал. Расчетов регламентируется Положением “О безналичных расчетах в РФ” от 09.07.92г., Письмом № 14. В нем определяются основные принципы безналичных расчетов:

· Платежи осуществляются только по распоряжению владельца счета или с его согласия; исключение – взыскание средств по решению суда и арбитража, отдельные требования Правительства на бесспорное и безакцептное списание средств.

· Платежи осуществляются как за фактически поставленный товар, так и авансом, при этом суммы не ограничиваются.

· Платежи осуществляются в определенной очередности платежей при недостатке средств на счете.

· Расчеты оформляются документарно в виде требования или поручения клиента на перечисление денежных средств, при этом для отдельных видов расчетных документов устанавливаются сроки их действия; документы, принятые банком к исполнению, сроков не имеют.

· Формы расчетов и порядок их проведения устанавливаются ГК РФ и ЦБ РФ (платежные поручения, аккредитивы, чеки, инкассо, а также другие формы установленные законодательством). В Письме № 14 формы документов в виде п/п, п/т-п, чеков и аккредитивов, при этом выбор формы расчетов производит сама организация и расчеты осуществляются только через КБ.

· Расчеты между КБ производятся через РКЦ, а также с использованием корсчетов, которые банки открывают друг у друга, минуя РКЦ.

·    Предельная сумма наличных денег – 5 тыс. рублей разовыми платежами для предприятий, а для потребительской кооперации – 10 тыс. руб.

1. Юр. лица и граждане без образования юр. лица открывают в КБ расчетные и текущие счета. Расчетные счета открываются ю/л, имеющим самостоятельный баланс и работающим на самофинансировании. Текущие счета открываются организациям, учреждениям и организациям, находящимся в гос. собственности.

  Для открытия счета ю/л представляют:

· Заявление;

· Копию свидетельства о регистрации;

· Копию устава;

· Копию учредительного договора;

· Справка из ГНИ;

· Справка из внебюджетных фондов;

· Справка о регистрации в Госкомстате (о присвоении ОКПО);

· Карточка с образцами подписей и печатью, нотариально заверенная.

Эти документы предоставляют ю/л – резиденты.

Документы для граждан без образования юр. лица:

· Заявление;

· Копию о регистрации;

· Карточка с образцами подписей.

КБ может открывать счета для ю/л-нерезидентов в рублях (Инструкция №16 ЦБ РФ):

· Заявление;

· Копию учредительных документов на русском языке, заверенных в посольстве и у нотариуса;

· Выписку из торгового или банковского реестра;

· Разрешение (копию) об открытии филиала (представительства)на территории РФ;

· Карточка из ГНИ;

· Карточка с подписями.

Для нерезидентов могут открываться счета:

1. типа “Т” - для расчетов по экспортно-импортным операциям данного филиала (представительства) на территории РФ;

2. инвестиционный счет для осуществления инвестиций в российскую экономику;

3. типа “ С” (Инструкция № 79) – для проведения операций на ОРЦБ (т.е. с гос. ц/б, некоторыми определенными ц/б).

- инвестиционные (покупка - продажа ц/б),

- конверсионные (покупка ц/б с дальнейшим переводом денег за границу).

 

Документы, предоставляемые для открытия счета, контролируются КБ, и после получения заключения юриста оформляется открытие счета. Разрешение дает Председатель КБ (его заместитель) и оформляется его подписью. Затем в книге открытых счетов в бухгалтерии уже непосредственно оформляется открытие счета в зависимости от формы собственности и вида деятельности (например, 40501, 40602, 40703) а далее присваивается сам лицевой счет. Лицевой счет проставляется на заявлении, карточке образцов подписи, а также ставится разрешительная подпись бухгалтера. С организацией заключается договор банковского счета. 1 экземпляр карточки с подписями отдается операционисту, 2 экз.– контролирующему работнику по расчетно-кассовым операциям. После открытия счета КБ направляет извещение специальной формы в ГНИ об открытии счета (№, дата и т.д.). Все документы помещаются в досье или юридическое дело по оформлению расчетных/ текущих счетов в банке.

При проведении операций по расчетному/ текущему счету КБ выдает выписки.

Расчетные / текущие счета – это пассивные счета, поэтому операции проводятся в пределах кредитового остатка на счете, если иное не оговорено в договоре. Если на счете имеется достаточно средств, то платежи осуществляются в календарной очередности, иначе – в очередности, установленной в ГК РФ:

1. Платежи в форме перевода средств по исполнительным документам для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.

2. По исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору.

3. По платежным документам на оплату труда.

4. Платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

5. Платежи по исполнительным документам по другим денежным требованиям, не перечисленные ранее.

6. Платежные документы в порядке календарной очередности платежей.

Эта очередность применяется к резидентам.

ATTENTION!!! Лекции немного расходятся с докладом Маши Г. В ФЗ от 22.02.1999 №36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год” есть статья 23, которая действует впредь до внесения в соответствии с решением Конституционного Суда РФ изменений в пункт 2 статьи 855 ГК РФ. Согласно этой статье в третью очередь производится списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту). В четвертую (пятую) очередь – по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований. В пятую (шестую) очередь – по другим платежным документам в порядке календарной очередности. Таким образом, сейчас 5 групп очередности, но так как многие банковские программы до сих пор настроены на 6 групп очередности, то ЦБ разрешил указывать в платежных документах 1,2,3, 5 и 6 группы очередности.

 

3. Платежное поручение – поручение клиента банку о перечислении определенной суммы со своего счета.

 П/п оформляются на специальных бланках, действительны в течение 10 дней, не считая день выписки.

П/п оформляет плательщик с указанием реквизитов. П/п должно иметь две подписи должностных лиц (руководитель и главный бухгалтер) и оттиск печати. П/п предоставляется в КБ в 3-5 экземплярах. Печать ставится только на 1 экземпляр. Работник КБ должен проконтролировать правильность заполнения всех реквизитов, обязательно назначение платежа, ссылка на договор, срок действия, проверить соответствие подписей и печати образцам.

! экземпляр п/п помещается в документы дня КБ, который обслуживает плательщика. Если расчеты осуществляются в одном КБ, то 2 экземпляр передается поставщику, 3 – покупателю.

Если расчеты осуществляются через 2 КБ, то 4 экземпляр – банку-корреспонденту, а 5 экземпляр используется как расписка о перечислении НДС (если НДС  выделяется в п/п, но это необязательно).

После приема документов исполнитель ставит штамп банка, дату приема, подпись.

Д 40502

К 40702 (счет получателя)

К 30102 (если через РКЦ), другие кор/счета.

 

Д 30102, другие кор/счета

К 40702 (счет получателя)

*****************************

Если средств на счете плательщика нет, то п/п помещается в картотеку и учитывается на внебалансовом счете 90902. Документы в картотеке располагаются в порядке очередности платежей, внутри очередности – в календарном порядке.

На лицевой стороне клиентского поручения делается отметка “частичная оплата”. Отметка о частичном платеже – на обороте платежного поручения: №, дата документа, сумма частичного платежа, сумма остатка платежа.

Частичная оплата осуществляется при появлении средств на счете плательщика и оформляется мемориальным ордером, содержащим все реквизиты основного документа. Подписывается ответственным исполнителем и контролирующим работником. На основе 1-го экземпляра мемориального ордера делается проводка:

Д 40502

Д 40702 К 90902

Д 30102

Д 99999

Последний частичный платеж оформляется мемориальным ордером, сумма остатка = 0 (на обороте платежного поручения).

Документы дня в банке плательщика – 1 экземпляр мемориального ордера, а при последующей частичной оплате п/п – 1-й экземпляр мемориального ордера и 1-й экземпляр п/п.

Остальные экземпляры п/п возвращаются плательщику. Экземпляры мемориального ордера имеют то же значение, что и документы плательщика.

Если средств недостаточно на счете для оплаты полной суммы, то на оплаченную часть делается балансовая проводка и оформляется мемориальный ордер:

Д 40502 К 40702

Неоплаченная сумма помещается в картотеку по счету 90902. На п/п делается отметка о частичной оплате.

 

4. Расчеты платежными требованиями поручениями (ПТП) используются при платежах за ТМЦ и в платежах по нетоварным платежам. ПТП – требование поставщика, подтвержденное плательщиком, о переводе суммы платежа со счета плательщика на счет поставщика.

Бланк состоит из двух частей:

1. верхнюю часть заполняет поставщик (дата, № документа, № счета, БИК, наименование плательщика, сумма платежа, ссылки на договор/ заказ), заверяется подписью и печатью поставщика.

2. нижняя часть заполняется плательщиком: окончательная сума платежа, № счета, 2 подписи и печать плательщика.

Документооборот. Поставщик после отгрузки товара заполняет верхнюю часть ПТП (3-4 экземпляра) и направляет в банк, обслуживающий плательщика. Банк плательщика передает первые 2-3 экземпляра плательщику для акцепта (товарно-тренспортные накладные остаются в КБ до оплаты). Плательщик должен в течение 3 рабочих дней представить в банк документ с оформленной нижней частью, на основе которой банк перечисляет средства. Если в 3-х дневный срок не поступит ПТП, банк возвращает документы банку, обслуживающему поставщика с указанием об отсутствии акцепта.

Д 90901 “ Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты”

К 99999

На ПТП указывается срок акцепта.

При получении от плательщика соглашения документы оплачиваются:

Д 40502 К 30102

и списываются с внебалансовых счетов: Д 99999 К 90901.

Если при получении согласия средств у плательщика нет, то документы помещаются в картотеку: Д 90902 К 90901

Указанная дата помещается в картотеку №2. Частичная оплата будет отражена в нижней части с указанием всех реквизитов. Оформляется мемориальным ордером.

Если в установленный 3-х дневный срок не поступит согласия, то транспортные документы изымаются из картотек внебалансовых счетов и возвращаются в банк поставщика: Д 99999 К 90901.

 

5 Аккредитивы.

 Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

Могут открываться следующие виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);

- отзывные или безотзывные.

1.Покрытыми (депонированными ) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика на отдельный балансовый счет.

Непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

2. Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным. Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком (например, в случае несоблюдения условий, предусмотренных договором, досрочного отказа банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву). Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива плательщик может давать поставщику только через банк-эмитент, который извещает банк поставщика (исполняющий банк), а последний - поставщика. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы соответствующие условиям аккредитива, выставленные поставщиком и принятые банком поставщика до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Платежи наличными с аккредитива запрещены.

Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком, в котором следует указать:

- наименование банка-эмитента;

- вид аккредитива и способ его исполнения;

- способ извещения поставщика об открытии аккредитива;

- полный перечень и точную характеристику документов, представляемых поставщиком для получения средств по аккредитиву;

- сроки представления документов после отгрузки товаров, требования к их оформлению.

Расчеты по аккредитиву могут осуществляться с акцептом уполномоченного (представителя покупателя в банке поставщика) или без него. Это указывается при открытии аккредитива: указывается ФИО, паспортные данные уполномоченного. Уполномоченный в банке поставщика предъявляет паспорт, командировочное удостоверение, доверенность, заполненную карточку с образцами подписей. Все документы тогда должны быть с подписью уполномоченного.

Документооборот.

Для открытия аккредитива плательщик представляет банку заявление на открытие аккредитива в количестве экземпляров, необходимых банку плательщика для выполнения условий аккредитива, в котором плательщик обязан указать все реквизиты:

- номер договора, по которому открывается аккредитив;

- срок действия аккредитива (число и месяц закрытия аккредитива);

- наименование поставщика;

- наименование банка, исполняющего аккредитив;

- место исполнения аккредитива;

- полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления (полный развернутый перечень может указываться в приложении к заявлению);

- вид аккредитива с указанием по нему необходимых данных;

- для отгрузки каких товаров (оказание услуг) открывается аккредитив, срок отгрузки (оказание услуг);

- сумма аккредитива;

- способ реализации аккредитива.

- подписи и печать.

Банк плательщика открывает аккредитив:

- при покрытом – перевод средств на счет банка получателя.

- непокрытый – оформляется в учете как гарантия.

 Банк покупателя извещает КБ поставщика ® поставщика.

 Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товары, представляет реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы в обслуживающий банк. При выплате по аккредитиву банк поставщика обязан проверить соблюдение поставщиком всех условий аккредитива, а также правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и печати поставщика на нем заявленным образцам. Платеж ® извещает банк покупателя о платеже и направляет ему товарно-транспортные документы ® передача документов плательщику и учет исполнения аккредитива.

Для каждого аккредитива открывается свой лицевой счет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...