Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оглавление. Введение………………………………………………………………….………3. 1.  Налоги как инструмент государственного экономического регулирования…………………………………………………………………….5




Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………... ………3

1.  Налоги как инструмент государственного экономического регулирования…………………………………………………………………….. 5

1. 1.  Сущность и развитие налогообложения…………………. ………………. 5

1. 2. Функции налогов и принципы налогообложения……………………….. 21

1. 3. Налоги - инструмент государственного регулирования экономики….. 30

2. Государственное регулирование налоговых отношений………………….. 45

2. 1.  Сущность налоговой системы РФ………………………………………45

2. 2. Воздействие государственной реформы на налоговую систему…….. 45

2. 3. Формы и методы государственного регулирования налоговых отношений……………………………………………………………………….. 50

Заключение…………………………………………. …………….. …………….. 54

Список использованной литературы………………………………………. …59

Приложения……………………………………………………………………... 62

 

 

Введение

Тема данной работы актуальна, потому что налоги представляют собой один из важнейших финансовых рычагов, с помощью которых государство воздействует на экономику в стране. Налоговая система представляет собой мощнейший экономический регулятор, который активно воздействует на рынок и на другие экономические сферы. Налоговое регулирование обеспечивает взаимосвязь общегосударственных интересов и интересов предпринимателей, организаций независимо от их ведомственной подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы и т. д.

В настоящее время важность наличия стабильной налоговой системы, создания и применения эффективных методов налогового регулирования и контроля осознает каждый человек. Однако на лицо несовершенность и нестабильность системы налогообложения в России, она содержит множество пробелов.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

 

Поэтому тема работы «Налоги как инструмент государственного регулирования экономики» сегодня особенно актуальна. При правильно - организованном учете налоговых платежей есть возможность найти пути повышения собираемости налогов, увеличения их поступления в бюджет. Отчетность о поступлении платежей в бюджеты всех уровней позволяет получать более полную, точную, достоверную информацию о собираемости налогов, пеней за несвоевременно внесенные суммы в бюджет, а также, штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.  

Целью написания данной работы является изучение налогов как инструмента государственного регулирования экономики.

Задачи работы следующие:

- рассмотреть сущность налогов как инструмента государственного экономического регулирования;

- исследовать сущность налогов, возникновение и развитие налогообложения в РФ.

Данная тема рассмотрена в своих книгах и монографиях многими современными учеными – экономистами, это: Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В., Комаров В. Е., Чернявский У. Г. и многими другими.

 

 

 

Глава 1.  Налоги как инструмент государственного экономического регулирования

1. 1.  Сущность и развитие налогообложения

Налогообложение – это совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов.

Налогообложение ре – ре процесс ре установления ре и ре взимания ре налогов ре в ре стране, ре определение ре видов, ре объектов ре величин ре налоговых ре ставок, ре носителей ре налогов, ре порядка ре их ре уплаты, ре круга ре юридических ре и ре физических ре лиц ре в ре соответствии ре с ре выработанной ре налоговой ре политикой.

Изъятие ре государством ре в ре свою ре пользу ре определенной ре части ре валового ре внутреннего ре продукта ре в ре виде ре обязательного ре взноса ре и ре есть ре сущность ре налога.

Существует ре несколько ре признаков ре налогов[5, ре c. ре 89]:

1. С ре точки ре зрения ре экономической ре науки ре налоги ре есть ре особая ре форма ре перераспределения, ре узаконенное ре нарушение ре отношений ре собственности. ре Снять ре это ре противоречие ре призван ре такой ре институт, ре как ре парламент, ре первой ре функцией ре которого ре исторически ре являлось ре санкционирование, ре а ре позднее ре и ре установление ре налогов. ре С ре тех ре пор ре существует ре принцип, ре отраженный ре в ре конституциях ре большинства ре государств, ре гласящий, ре что ре только ре парламент ре правомочен ре устанавливать ре налоги. ре Таким ре образом, ре  ре законодательное ре  ре оформление ре  ре является ре первым ре признаком ре налога.

2. Законодательство ре Российской ре Федерации ре о ре налогах ре и ре сборах ре состоит ре из ре Налогового ре Кодекса, ре введенного ре в ре действие ре с ре 1 ре января ре 2004 ре года ре и ре принятых ре в ре соответствии ре с ре ним ре федеральных ре законов ре о ре налогах ре и ре сборах.

Согласно ре ст. 4 ре НК ре РФ ре федеральные ре органы ре исполнительной ре власти, ре органы ре исполнительной ре власти ре субъектов ре РФ, ре исполнительные ре органы ре местного ре самоуправления, ре органы ре государственных ре внебюджетных ре фондов ре в ре предусмотренных ре законодательством ре о ре налогах ре и ре сборах ре случаях ре издают ре нормативные ре правовые ре акты ре по ре вопросам ре налогообложения, ре которые ре не ре могут ре изменять ре или ре дополнять ре законодательство ре о ре налогах ре и ре сборах.

Министерство ре РФ ре по ре налогам ре и ре сборам, ре Министерство ре финансов ре РФ, ре Государственный ре таможенный ре комитет ре РФ, ре органы ре государственных ре внебюджетных ре фондов ре издают ре обязательные ре для ре своих ре подразделений ре приказы, ре инструкции ре и ре методические ре указания ре по ре вопросам, ре связанным ре с ре налогообложением ре и ре сборами, ре которые ре не ре относятся ре к ре актам ре законодательства ре о ре налогах ре и ре сборах, ре т. е. ре носят ре рекомендательный, ре методический ре характер ре и ре могут ре применяться ре лишь ре при ре условии ре соответствия ре закону.

2. Налоги ре взимаются ре государством ре без ре какого-либо ре встречного ре предоставления ре с ре его ре стороны ре лицу, ре уплачивающему ре налог. ре Поэтому ре можно ре говорить ре о ре другой ре черте ре налога ре – ре это ре индивидуально-безвозмездные ре платежи.

Слово ре «индивидуально» ре необходимо, ре так ре как ре в ре широком ре смысле ре средства, ре полученные ре с ре помощью ре налогов, ре все ре равно ре используются ре на ре нужды ре общества, ре и ре в ре этом ре смысле ре налог ре есть ре платеж ре возмездный. ре Данный ре признак ре позволяет ре отличить ре налог ре от ре других ре платежей; ре в ре частности ре от ре сборов ре и ре пошлин, ре которые ре уплачиваются ре за ре определенное ре встречное ре предоставление.

Наука ре финансового ре права ре понимает ре под ре сбором ре плату ре за ре предоставление ре какого-либо ре права ре (сбор ре за ре право ре торговли), ре а ре под ре пошлиной ре –плату ре за ре совершение ре юридически ре значимых ре действий ре (госпошлина ре за ре подачу ре искового ре заявления ре в ре суд ре или ре за ре оформление ре загранпаспорта).

В ре Российском ре законодательстве ре не ре приводится ре различие ре между ре налогом, ре сбором, ре пошлиной, ре которые ре объединяются ре в ре одном ре слове ре «налоги».

3. Налог ре является ре обязательным ре платежом, ре что ре выражается ре в ре одностороннем ре его ре установлении ре и ре взимании ре при ре наличии ре объекта ре налогообложения ре вне ре желания ре налогоплательщика. ре Кроме ре того, ре его ре обязательность ре поддерживается ре государственным ре принуждением, ре наличие ре которого ре также ре необходимо ре для ре получения ре полного ре представления ре о ре природе ре налога. ре Ведь ре без ре угрозы ре применения ре государственного ре принуждения ре налог ре превращается ре в ре добровольное ре пожертвование.

4. Налог ре не ре носит ре характер ре санкции ре за ре совершенное ре правонарушение, ре не ре носит ре характер ре наказания. ре Этот ре признак ре позволяет ре отличить ре его ре от ре конфискации ре имущества, ре штрафа.

Из ре приведенных ре признаков ре налогов ре выводится ре определение:

Налог ре – ре это ре обязательный, ре индивидуально-безвозмездный ре платеж ре юридических ре и ре физических ре лиц, ре установленный ре законодательным ре органом ре власти, ре обеспечиваемый ре государственным ре принуждением ре и ре не ре носящий ре характер ре наказания[8, ре c. ре 99].

 ре Согласно ре действующему ре законодательству, ре доходы ре бюджетов ре формируются ре за ре счёт ре налоговых ре и ре неналоговых ре видов ре доходов, ре а ре так ре же ре за ре счёт ре безвозмездных ре и ре безвозвратных ре перечислений. ре Как ре известно, ре налоги ре появились ре с ре разделением ре общества ре на ре классы ре и ре возникновением ре государства.

В ре истории ре развития ре общества ре еще ре ни ре одно ре государство ре не ре смогло ре обойтись ре без ре налогов, ре поскольку ре для ре выполнения ре своих ре функций ре по ре удовлетворению ре коллективных ре потребностей ре ему ре необходима ре определенная ре сумма ре денежных ре средств, ре которые ре могут ре быть ре собраны ре только ре посредством ре налогов. ре Исходя ре из ре этого, ре минимальный ре размер ре налогового ре бремени ре определяется ре суммой ре расходов ре государства ре на ре исполнение ре минимума ре его ре функций: ре управление, ре оборона, ре суд, ре охрана ре порядка. ре Чем ре больше ре функций ре возложено ре на ре государство, ре тем ре больше ре оно ре должно ре собирать ре налогов.

Налоговый ре кодекс ре РФ ре определяет ре принципы ре построения ре налоговой ре системы, ре взимания ре налогов, ре сборов, ре пошлин ре и ре других ре платежей, ре а ре также ре права, ре обязанности ре и ре ответственность ре налогоплательщиков ре и ре налоговых ре органов.

В ре широком ре смысле ре под ре налогами ре понимаются ре обязательные ре платежи ре в ре бюджет, ре осуществляемые ре юридическими ре и ре физическими ре лицами.

Социально-экономическая ре сущность, ре внутреннее ре содержание ре налогов ре проявляется ре через ре их ре функции. ре Налоги ре выполняют ре три ре важнейшие ре функции[7, ре c. ре 194]:

1. ре Обеспечение ре финансирования ре государственных ре расходов ре (фискальная ре функция);

2. ре Поддержание ре социального ре равновесия ре путем ре изменения ре соотношения ре между ре доходами ре отдельных ре социальных ре групп ре с ре целью ре сглаживания ре неравенства ре между ре ними ре (социальная ре функция);

3. ре Государственное ре регулирование ре экономики ре (регулирующая ре функция).

Все ре налоги ре содержат ре следующие ре элементы:

Объект ре налога ре – ре это ре имущество ре или ре доход, ре подлежащие ре обложению.

Субъект ре налога ре – ре это ре налогоплательщик, ре т. е. ре физическое ре или ре юридическое ре лицо.

Ставка ре налога ре – ре величина ре налога ре с ре единицы ре объекта ре налога;

Налоговая ре льгота ре – ре полное ре или ре частичное ре освобождение ре плательщика ре от ре налога.

Налоги ре бывают ре двух ре видов. ре Первый ре вид ре – ре налоги ре на ре доходы ре и ре имущество: ре подоходный ре налог ре и ре налог ре на ре прибыль ре корпораций ре (фирм); ре на ре социальное ре страхование ре и ре на ре фонд ре заработной ре платы ре и ре рабочую ре силу ре (так ре называемые ре социальные ре налоги, ре социальные ре взносы); ре поимущественные ре налоги, ре в ре том ре числе ре налоги ре на ре собственность, ре включая ре землю ре и ре другую ре недвижимость; ре налог ре на ре перевод ре прибыли ре и ре капиталов ре за ре рубеж ре и ре другие. ре Они ре взимаются ре с ре конкретного ре физического ре или ре юридического ре лица, ре их ре называют ре прямыми ре налогами.

Второй ре вид ре – ре налоги ре на ре товары ре и ре услуги: ре налог ре с ре оборота ре – ре в ре большинстве ре развитых ре стран ре заменен ре налогом ре на ре добавленную ре стоимость; ре акцизы ре (налоги, ре прямо ре включаемые ре в ре цену ре товара ре или ре услуги); ре на ре сделки ре с ре недвижимостью ре и ре ценными ре бумагами ре и ре другие. ре Это ре – ре косвенные ре налоги. ре Они ре частично ре или ре полностью ре переносятся ре на ре цену ре товара ре или ре услуги.

Косвенные ре налоги ре переносятся ре на ре конечного ре потребителя ре в ре зависимости ре от ре степени ре эластичности ре спроса ре на ре товары ре и ре услуги, ре облагаемые ре этими ре налогами. ре Чем ре менее ре эластичен ре спрос, ре тем ре большая ре часть ре налога ре перекладывается ре на ре потребителя. ре В ре долгосрочном ре плане ре эластичность ре предложения ре растет, ре и ре на ре потребителя ре перекладывается ре все ре большая ре часть ре косвенных ре налогов.

Налоги, ре как ре и ре вся ре налоговая ре система, ре являются ре мощным ре инструментом ре управления ре экономикой ре в ре условиях ре рынка.

С ре помощью ре налогов ре определяются ре взаимоотношения ре предпринимателей, ре предприятий ре всех ре форм ре собственности ре с ре государственными ре и ре местными ре бюджетами, ре с ре банками, ре а ре также ре с ре вышестоящими ре организациями. ре При ре помощи ре налогов ре регулируется ре внешнеэкономическая ре деятельность, ре включая ре привлечение ре иностранных ре инвестиций, ре формируется ре хозрасчетный ре доход ре и ре прибыль ре предприятия.

Налоговая ре система ре представляет ре собой ре совокупность ре налогов, ре взимаемых ре в ре государстве, ре формы ре и ре методы ре их ре построения, ре методы ре исчисления ре налогов ре и ре налоговый ре контроль.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...