Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3. ре  ре Налоги ре - ре инструмент ре государственного ре регулирования ре  ре  ре экономики




1. 3. ре  ре Налоги ре - ре инструмент ре государственного ре регулирования ре  ре  ре экономики

Налоговая ре политика ре в ре настоящее ре время ре в ре большинстве ре стран ре с ре развитой ре рыночной ре экономикой ре ориентируется ре в ре основном ре на ре теоретические ре постулаты ре экономики ре предложения ре (ЭП). ре Экономика ре предложения ре - ре это ре направление ре одной ре из ре школ ре современной ре экономической ре мысли, ре сутью ре которого ре является ре усиление ре в ре макроэкономической ре политике ре роста ре естественного ре уровня ре национального ре продукта ре за ре счет ре стимулирующей ре роли ре сокращения ре предельной ре доли ре налога. ре Это ре направление ре возникло ре в ре связи ре с ре кризисными ре явлениями, ре поразившими ре экономику ре ведущих ре промышленно ре развитых ре стран ре в ре конце ре 1970-х ре - ре начале ре 1980-х ре гг.

Такие ре проблемы ре экономики ре как ре инфляция, ре снижение ре темпов ре экономического ре роста, ре безработица, ре рост ре " теневой" ре экономики ре и ре пр. ре данная ре теория ре предлагает ре решать ре путем ре радикального ре снижения ре предельных ре налоговых ре ставок.

Сегодня ре налоги ре являются ре главным ре инструментом ре перераспределения ре финансовых ре ресурсов ре и ре доходов. ре Перераспределение ре средств ре осуществляют ре государственные ре органы ре в ре целях ре обеспечения ре тех ре предприятий, ре лиц, ре программ, ре секторов ре и ре сфер ре экономики, ре которые ре испытывают ре потребность ре в ре ресурсах, ре но ре не ре в ре состоянии ре обеспечить ре себя ре из ре собственных ре источников. ре Следовательно, ре налоговое ре регулирование ре доходов ре ставит ре своей ре основной ре задачей ре сосредоточение ре в ре руках ре государства ре денежных ре средств, ре необходимых ре для ре решения ре проблем ре экономического, ре социального, ре научно-технического ре развития ре отпасли, ре региона, ре страны.

С ре экономической ре точки ре зрения ре налоги ре представляют ре собой ре инструмент ре фискальной ре политики. ре В ре то ре же ре время ре налоги ре являются ре методом ре косвенного ре регулирования ре экономических ре процессов. ре В ре области ре налогообложения ре можно ре выделить ре два ре направления ре регулирующей ре роли ре государства ре в ре области ре налогообложения. ре Во-первых, ре это ре аккумулирование ре налоговых ре платежей ре и ре формирование ре доходной ре части ре бюджета ре с ре целью ре выполнения ре государством ре задач ре по ре реализации ре общественных ре потребностей. ре Во-вторых, ре стимулирование ре посредством ре налоговых ре рычагов ре определенных ре видов ре экономической ре деятельности ре или ре отраслей ре экономики.

Налоговая ре политика ре – ре это ре составная ре часть ре финансовой ре экономической ре политики ре государства, ре направленная ре на ре формирование ре эффективно ре действующей ре налоговой ре системы, ре с ре целью ре обеспечения ре экономического ре роста, ре гармонизации ре экономических ре интересов ре государства ре и ре налогоплательщиков ре с ре учетом ре социально-экономической ре ситуации ре в ре стране

Экономическая ре сущность, ре функции ре и ре роль ре налоговой ре политики ре как ре финансовой ре категории ре реализуются ре в ре сфере ре практических ре действий ре государственных ре органов ре власти, ре выражающихся ре в ре понятиях ре налогового ре права, ре налогообложения, ре налоговой ре системы, ре налогового ре механизма. ре Все ре они ре вместе ре взятые ре находят ре свое ре концентрированное ре выражение ре в ре налоговой ре политике. ре Каждое ре из ре названных ре понятий ре отражает ре те ре или ре иные ре организационно-правовые, ре управленческие ре стороны ре функционирования ре налоговых ре отношений ре по ре обеспечению ре условий ре и ре регулированию ре процессов ре образования ре централизованных ре денежных ре фондов ре (доходов) ре государства ре на ре основе ре перераспределения ре стоимости ре валового ре и ре чистого ре продукта ре общества.

Для ре поддержания ре высокой ре эффективности ре государственной ре налоговой ре политики ре необходимо ре поддерживать ре определенные ре пропорции ре между ре прямыми ре и ре косвенными ре налогами ре с ре учетом ре специфики ре конкретной ре страны.

Деление ре налогов ре на ре прямые ре и ре косвенные ре происходит ре по ре способу ре взимания.

Под ре прямыми ре налогами ре понимаются ре налоги ре на ре собственность ре или ре на ре доход. ре Они ре уплачиваются ре в ре процессе ре приобретения ре или ре накопления ре материальных ре благ. ре Плательщик ре – ре владелец ре собственности ре или ре собственник ре дохода. ре В ре свою ре очередь ре все ре прямые ре налоги ре делятся ре на ре личные ре и ре реальные. ре Личные ре - ре подоходные. ре Реальные ре - ре поимущественные ре (real ре – ре имущество).

Косвенные ре налоги ре взимаются ре через ре надбавку ре к ре цене. ре Являются ре налогами ре на ре потребление ре и ре обращение. ре Плательщиком ре выступает ре покупатель, ре который ре купил ре товар. ре Косвенные ре налоги ре делятся ре на ре косвенные ре индивидуальные ре (на ре конкретный ре товар), ре косвенные ре универсальные ре (НДС), ре таможенные ре пошлины ре и ре так ре называемые ре фискальные ре монополии.

К ре проблеме ре ориентирования ре налоговой ре системы ре страны ре на ре прямые ре или ре косвенные ре налоги ре существуют ре два ре подхода.

В ре основе ре первого ре подхода ре лежит ре положение ре о ре том, ре что ре те ре физические ре и ре юридические ре лица, ре которые ре имеют ре более ре высокие ре доходы, ре должны ре платить ре и ре более ре высокие ре налоги ре по ре сравнению ре с ре теми, ре кто ре не ре располагает ре ни ре высокими ре доходами, ре ни ре дорогостоящей ре собственностью ре (принцип ре платежеспособности)[6, ре c. ре 177].

Второй ре подход ре основан ре на ре том, ре что ре более ре высокие ре налоги ре должен ре платить ре тот, ре кто ре получает ре большую ре выгоду ре от ре предоставляемых ре обществом ре услуг, ре что ре рассматривается ре как ре реализация ре принципа ре справедливости, ре поскольку ре именно ре эти ре категории ре населения ре и ре должны ре оплатить ре услуги, ре предоставляемые ре обществом ре за ре счет ре бюджетных ре средств. ре Однако ре основной ре недостаток ре обеих ре концепций ре заключается ре в ре том, ре что, ре во-первых, ре определить ре сумму ре тех ре благ, ре которые ре отдельные ре налогоплательщики ре получают ре от ре существования ре армии ре и ре органов ре охраны ре правопорядка, ре не ре представляется ре возможным, ре а ре во-вторых, ре методики ре по ре измерению ре возможности ре уплаты ре налогов ре для ре каждого ре налогоплательщика ре отсутствуют. ре Для ре достижения ре целей, ре стоящих ре перед ре налоговой ре политикой, ре устранения ре возникающих ре диспропорций ре функционирования ре налогового ре механизма ре государство ре использует ре различные ре инструменты ре и, ре в ре частности, ре такие, ре как ре конкретные ре виды ре налогов ре и ре их ре элементы, ре объекты, ре субъекты, ре льготы, ре сроки ре уплаты, ре ставки, ре санкции.

Условно ре выделяют ре три ре возможных ре типа ре налоговой ре политики.

Первый ре тип ре – ре высокий ре уровень ре налогообложения, ре т. е. ре политика, ре характеризующаяся ре максимальным ре увеличением ре налогового ре бремени.

Второй ре тип ре – ре низкое ре налоговое ре бремя, ре когда ре государство ре максимально ре учитывает ре не ре только ре собственные ре фискальные ре интересы, ре но ре и ре интересы ре налогоплательщика.

Третий ре тип ре – ре налоговая ре политика ре с ре достаточно ре существенным ре уровнем ре налогообложения, ре как ре для ре корпораций, ре так ре и ре для ре физических ре лиц, ре который ре компенсируется ре для ре граждан ре страны ре высоким ре уровнем ре социальной ре защиты, ре существованием ре множества ре государственных ре социальных ре гарантий ре и ре программ.

Налоговая ре политика ре государства ре отражает ре тип, ре степень ре и ре цель ре государственного ре вмешательства, ре являясь ре составной ре частью ре финансовой ре политики.

Содержание ре налоговой ре политики ре во ре многом ре определяется ре принятой ре концепцией ре развития ре налогов. ре Она ре призвана ре обеспечить ре приток ре инвестиций, ре способствовать ре экономическому ре росту, ре гармонизации ре взаимоотношений ре государства ре и ре налогоплательщиков, ре выравниванию ре налогового ре бремени ре по ре отдельным ре экономическим ре регионам ре и ре социальным ре группам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...