1.2. ре ре Функции ре налогов ре и ре принципы ре налогообложения
Государство, ре выражая ре интересы ре общества ре в ре различных ре сферах ре жизнедеятельности, ре вырабатывает ре и ре осуществляет ре соответствующую ре политику ре - ре экономическую, ре социальную, ре экологическую, ре демографическую ре и ре др. ре Регулирующая ре функция ре государства ре в ре сфере ре экономики ре проявляется ре в ре форме ре бюджетно-финансового, ре денежно-кредитного, ре ценового ре механизмов, ре которые ре выступают ре в ре качестве ре средства ре взаимодействия ре объекта ре и ре субъекта ре системы ре государственного ре регулирования ре экономики. Бюджетно-финансовая ре система ре включает ре отношения ре по ре поводу ре формирования ре и ре использования ре финансовых ре ресурсов ре государства ре - ре бюджета ре и ре внебюджетных ре фондов. ре Она ре призвана ре обеспечивать ре эффективное ре развитие ре экономики, ре реализацию ре социальной ре и ре других ре функций ре государства. ре Важной ре " кровеносной ре артерией" ре бюджетно-финансовой ре системы ре являются ре налоги. Налоги ре возникли ре вместе ре с ре товарным ре производством, ре разделением ре общества ре на ре классы ре и ре появлением ре государства, ре которому ре требовались ре средства ре на ре содержание ре армии, ре судов, ре чиновников ре и ре другие ре нужды. Налоги, ре таким ре образом, ре - ре это ре порождение ре государства, ре и ре в ре этом ре своем ре качестве ре они ре существовали ре и ре могут ре в ре принципе ре существовать ре вне ре товарно-денежных ре отношений. ре К ре примеру, ре в ре некоторых ре докапиталистических ре общественных ре формах ре главными ре доходами ре государства ре были ре различного ре рода ре натуральные ре поборы. ре Кроме ре того, ре основная ре масса ре населения ре вынуждена ре была ре выполнять ре натуральные ре повинности.
Государство ре устанавливало ре налоги ре в ре натуральном ре выражении ре с ре учетом ре специализации ре того ре или ре иного ре хозяйства, ре местности. ре С ре расширением ре функций ре феодального ре государства, ре образованием ре централизованных ре государств ре (абсолютных ре монархий) ре возрастала ре роль ре налогов ре в ре формировании ре государственной ре казны, ре в ре проведении ре протекционистской ре политики. ре В ре эпоху ре становления ре и ре развития ре капиталистических ре отношений ре значение ре налогов ре стало ре усиливаться: ре для ре содержания ре армии ре и ре флота, ре обеспечивающих ре завоевание ре новых ре территорий ре - ре рынков ре сырья, ре и ре сбыта ре готовой ре продукции, ре казне ре нужны ре были ре дополнительные ре средства. Изъятие ре государством ре в ре свою ре пользу ре определенной ре части ре валового ре внутреннего ре продукта ре в ре виде ре обязательного ре взноса ре и ре составляет ре сущность ре налога. ре Взносы ре осуществляют ре основные ре участники ре производства ре валового ре внутреннего ре продукта[6, ре c. ре 236]: - ре работники, ре своим ре трудом ре создающие ре материальные ре и ре нематериальные ре блага ре и ре получающие ре определенный ре доход; - ре хозяйствующие ре субъекты, ре владельцы ре капитала. За ре счет ре налоговых ре взносов ре формируются ре финансовые ре ресурсы ре государства, ре аккумулируемые ре в ре его ре бюджете ре и ре внебюджетных ре фондах. ре Экономическое ре содержание ре налогов ре выражается, ре таким ре образом, ре взаимоотношениями ре хозяйствующих ре субъектов ре и ре граждан, ре с ре одной ре стороны, ре и ре государства ре - ре с ре другой ре стороны, ре по ре поводу ре формирования ре государственных ре финансов.
Перечисленные ре принципы ре налогообложения ре учитывались ре и ре при ре формировании ре новой ре налоговой ре системы ре России, ре адекватной ре рыночным ре преобразованиям. ре В ре конце ре 1991 ре г. ре был ре принят ре Закон ре РФ ре " Об ре основах ре налоговой ре системы ре Российской ре Федерации". ре В ре течение ре 1992 ре - ре 1993 ре гг. ре серьезные ре изменения ре вносились ре в ре механизм ре налогообложения ре и ре структуру ре налогов. ре Однако ре неоднократно ре при ре этом ре нарушался ре принцип ре справедливости: ре вносимые ре изменения ре утверждались ре законодательными ре актами ре " задним ре числом". Принципы ре налогообложения ре зависят ре от ре экономической ре ситуации ре в ре стране, ре плана ре государственных ре мероприятий, ре размеров ре государственного ре долга, ре отношения ре государственного ре аппарата ре и ре общества ре к ре отдельным ре группам ре населения. ре Попытки ре выработать ре оптимальную ре систему ре налогообложения ре позволили ре сформулировать ре следующие ре принципы[5, ре c. ре 218]: * ре простота ре алгоритма ре расчета ре отдельных ре налогов; * ре отсутствие ре дублирования; * ре простота ре и ре экономичность ре системы ре сбора ре налогов; * ре стабильность; * ре законодательное ре регламентирование; * ре пропорциональность ре налоговых ре сборов ре выгоде, ре которую ре взамен ре может ре предоставить ре государство; * ре равенство ре по ре доходам ре и ре правам ре граждан, ре облагаемых ре равным ре налогом; * ре приемлемый ре размер ре общего ре налогового ре давления; * ре справедливость ре по ре горизонтали; * ре справедливость ре по ре вертикали. Справедливость ре по ре горизонтали ре предполагает, ре что ре равные ре по ре доходам ре лица ре должны ре платить ре равные ре налоги. ре Принцип ре справедливости ре по ре вертикали ре заключается ре в ре том, ре что ре если ре равные ре по ре экономическому ре и ре социальному ре положению ре налогоплательщики ре платят ре равные ре налоги, ре то ре и ре неравные ре должны ре платить ре неравные ре налоги. Налоговая ре политика ре государства ре не ре только ре базируется ре на ре конкретных ре принципах, ре но ре и ре учитывает ре социально- ре экономические ре потребности ре страны, ре стратегические ре потребности ре страны, ре стратегические ре и ре текущие ре задачи ре экономики.
Негативным ре последствием ре повышенного ре налогообложения ре может ре быть ре падение ре интереса ре к ре работе, ре следовательно, ре снижение ре производительности ре труда, ре сдерживание ре роста ре объема ре и ре совершенствования ре сортамента ре продукции, ре сокращение ре дохода ре от ре производства. ре При ре высоких ре налогах ре исчезает ре материальное ре стимулирование, ре в ре результате ре останавливается ре экономический ре и ре социальный ре прогресс. Законодательством ре установлено, ре что ре объектами ре налогообложения ре являются: ре прибыль ре (доход), ре стоимость ре определенных ре товаров, ре добавленная ре стоимость ре продукции, ре имущество ре юридических ре и ре физических ре лиц, ре передача ре имущества ре (дарение, ре продажа, ре наследование), ре операции ре с ре ценными ре бумагами, ре отдельные ре виды ре деятельности, ре другие ре объекты, ре установленные ре законом. Один ре и ре тот ре же ре объект ре облагается ре налогом ре одного ре вида ре только ре один ре раз ре за ре установленный ре период ре налогообложения ре (месяц, ре квартал, ре полугодие, ре год). Общее ре количество ре налогоплательщиков ре определяется ре количеством ре юридических ре лиц ре (предприятий, ре организаций, ре учреждений), ре численностью ре граждан, ре зарегистрированных ре в ре налоговых ре органах ре в ре качестве ре лиц, ре занимающихся ре предпринимательской ре деятельностью, ре и ре численностью ре граждан, ре уплачивающих ре подоходный ре налог ре по ре месту ре получения ре заработной ре платы. В ре современных ре условиях ре налоги ре выполняют ре две ре основные ре функции: фискальную ре и ре экономическую, ре каждая ре из ре которых ре проявляет ре внутреннее ре свойство, ре признаки ре и ре черты ре данной ре финансовой ре категории. Функция ре налога ре - ре это ре проявление ре его ре сущности ре в ре действии, ре способ ре выражения ре его ре свойств. ре Функция ре показывает, ре каким ре образом ре реализуется ре общественное ре назначение ре данной ре экономической ре категории ре как ре инструмента ре стоимостного ре распределения ре и ре перераспределения ре доходов ре государства. ре Отсюда ре возникает ре главная ре распределительная ре функция ре налогов, ре отражающая ре их ре сущность ре как ре особого ре централизованного ре звена ре распределительных ре отношений.
Первой ре и ре наиболее ре последовательно ре реализуемой ре функцией ре налогов ре выступает ре фискальная ре (бюджетная) ре функция. Формирование ре доходной ре части ре государственного ре бюджета ре на ре основе ре стабильного ре и ре централизованного ре взимания ре налогов ре превращает ре само ре государство ре в ре крупнейший ре экономический ре субъект. Посредством ре фискальной ре функции ре реализуется ре главное ре общественное ре назначение ре налогов ре - ре формирование ре финансовых ре ресурсов ре государства, ре аккумулируемых ре в ре бюджетной ре системе ре и ре внебюджетных ре фондов ре и ре необходимых ре для ре осуществления ре собственных ре функций ре (военно-оборонительных, ре социальных, ре природоохранных ре и ре др. ) Другая ре функция ре налогов ре как ре экономической ре категории ре состоит ре в ре том, ре что ре появляется ре возможность ре количественного ре отражения ре налоговых ре поступлений ре и ре их ре сопоставления ре с ре потребностями ре государства ре в ре финансовых ре ресурсах. ре Благодаря ре контрольной ре функции ре оценивается ре эффективность ре каждого ре налогового ре канала ре и ре налогового ре " пресса" ре в ре целом, ре выявляется ре необходимость ре внесения ре изменений ре в ре налоговую ре систему ре и ре бюджетную ре политику. ре Контрольная ре функция ре налогово-финансовых ре отношений ре проявляется ре лишь ре в ре условиях ре действия ре распределительной ре функции. ре Таким ре образом, ре обе ре функции ре в ре ограниченном ре единстве ре определяют ре эффективность ре налогово-финансовых ре отношений ре и ре бюджетной ре политики. Осуществление ре контрольной ре функции ре налогов, ре ее ре полнота ре и ре глубина ре в ре известной ре мере ре зависят ре от ре налоговой ре дисциплины. ре Суть ре ее ре в ре том, ре чтобы ре налогоплательщики ре (юридические ре и ре физические ре лица) ре своевременно ре и ре в ре полном ре объеме ре уплачивали ре установленные ре законодательством ре налоги. Распределительная ре функция ре налогов ре обладает ре рядом ре свойств, ре характеризующих ре многогранность ре ее ре роли ре в ре воспроизводственном ре процессе. ре Это, ре прежде ре всего ре то, ре что ре изначально ре распределительная ре функция ре налогов ре носила ре чисто ре фискальный ре характер: ре наполнить ре государственную ре казну, ре чтобы ре иметь ре возможность ре содержать ре армию, ре чиновничий ре аппарат, ре а ре социальную ре сферу ре (просвещение, ре здравоохранение ре и ре т. ре д. ). ре Но ре с ре тех ре пор, ре как ре государство ре посчитало ре необходимым ре активно ре участвовать ре в ре организации ре хозяйственной ре жизни ре в ре стране, ре у ре него ре появились ре регулирующие ре функции, ре которые ре осуществлялись ре через ре налоговый ре механизм. ре В ре налоговом ре регулировании ре появились ре стимулирующие ре и ре сдерживающие ре (де ре стимулирующие) ре подфункции, ре а ре также ре подфункция ре воспроизводственного ре назначения.
Стимулирующая ре подфункция ре налогов ре реализуется ре через ре систему ре льгот, ре исключений, ре преференций, ре увязываемых ре с ре льготообразующими ре признаками ре объекта ре налогообложения. ре Она ре проявляется ре в ре изменении ре объекта ре обложения, ре уменьшении ре налогооблагаемой ре базы, ре понижение ре налоговой ре ставки. Подфункцию ре воспроизводственного ре назначения ре несут ре в ре себе ре плата ре за ре воду, ре потребляемую ре промышленными ре предприятиями, ре платежи ре за ре пользование ре природными ре ресурсами, ре отчисления ре в ре дорожные ре фонды, ре на ре воспроизводство ре минерально-сырьевой ре базы ре и ре лесной ре доход. ре Эти ре налоги ре имеют ре четкую ре отраслевую ре принадлежность. Таким ре образом, ре фискальная ре функция ре - ре основная ре функция, ре характерная ре для ре всех ре государств. ре С ре помощью, ре которой ре образуются ре государственные ре денежные ре фонды ре и ре создаются ре материальные ре условия ре для ре функционирования ре государства. ре Именно ре фискальная ре функция ре подготавливает ре реальные ре возможности ре для ре перераспределения ре части ре стоимости ре национального ре дохода. ре Фискальная ре функция ре налогов, ре с ре помощью ре которой ре происходит ре огосударствление ре части ре национального ре дохода ре в ре денежной ре форме, ре создает ре объективные ре предпосылки ре для ре вмешательства ре государства ре в ре экономику. ре Следовательно, ре она ре в ре значительной ре степени ре обусловливает ре экономическую ре функцию. Экономическая ре функция ре означает, ре что ре налоги ре как ре активный ре участник ре перераспределительных ре процессов ре оказывает ре серьезное ре влияние ре на ре воспроизводство, ре стимулируя ре или ре сдерживая ре его ре темпы, ре усиливая ре или ре ослабляя ре накопление ре капитала, ре расширяя ре или ре уменьшая ре платежеспособный ре спрос ре населения. Совокупность ре налогов, ре установленных ре законодательной ре властью ре и ре взимаемых ре исполнительными ре органами, ре а ре также ре методы ре и ре принципы ре построения ре налогов ре представляют ре собой ре налоговую ре систему.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|