Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика Днестровской таможенной линии на рубеже XVIII - XIX веков




 

Приднестровские земли, находившиеся на пересечении важнейших торговых путей, постоянно являлись зоной интересов купечества соседних государств. В последнее десятилетие XVIII в. (после заключения Ясского мира) Приднестровье как часть России переживает экономический подъем. Здесь создаются благоприятные условия для развития сельского хозяйства, ремесла и торговли. Предоставление ряда льгот жителям данной территории обеспечивает всевозрастающий приток населения из России, а также из Молдавского княжества, жители которого получили право на переселение в течение четырнадцати месяцев после ратификации мира.

Принимая во внимание малозаселенность новоприобретенных земель в начале XIX в., министр иностранных дел России А. Воронцов сообщает российскому генеральному консулу в Яссах А. Жерве, что желающие переселиться в Россию получат земли «в Крыму и в степях между Буга и Днестра лежащие» и что от «тамошних начальников доставлены им будут все выгоды», необходимые для ведения хозяйства.

Основанные города - Григориополь, Тирасполь, Новые Дубоссары - постепенно превращаются в экономические центры Приднестровья. В январе 1802 г. правительство Александра I через законодательные акты поощряет жителей Григориополя к занятию промышленностью путем наделения их плодоносной землей для ведения хозяйства, предоставления ряда льгот, в том числе освобождения на 10 лет от податей и поставки рекрутов. В 1803 г. аналогичные льготы получают жители всего Тираспольского уезда, впоследствии же они распространяются на всю Очаковскую область.

Последовательно предпринимаемые меры не замедлили сказаться: если в 1795 г. население Тирасполя составляло 2 428 человек, то к 1799 г. - уже около 2 700. В городе числилось «публичных казенных строений два дома (деревянных), обывательских - 179, купеческих лавок каменных - 21, деревянных - 75». На его территории, как утверждают источники, русские купцы вели оживленную торговлю «шелковыми, пушными, шерстяными и железными товарами, съестными и прочими припасами».

В Григориополе при главенствующем влиянии армян-переселенцев в 1796 г. была основана купеческая компания, состоявшая из 95 человек. В купеческий промысел все более активно включаются и жители Новых Дубоссар. «Множество тут лавок с мелочными вещами и разные промыслы (жителей - авт. О.С.) приводят весь город в движение», - отмечал П. Сумароков.

Многочисленные документы данного периода подтверждают активную деятельность приднестровского купечества на Украине и во внутренних губерниях России. Оживленными местами их торговли становятся Петербург, Москва, Курск, Брянск, Киев, Нежин, Полтава и другие города, что свидетельствует о начале процесса включения Приднестровья во всероссийский рынок и формирования единого экономического организма.

Одновременно возрастает роль Днестра как водной артерии, открывающей новые перспективы для развития торговли с Австрией, Бессарабией, западными и южными губерниями России. На возможности использования реки для доставки грузов указывал еще в 1785 г. российский генеральный консул в Молдавском княжестве И. Северин: «По ней (реке Днестр - авт. О.С.) могут плавать барки, подымающие по 250 ибраильских кил, каждая в 220 ок (4 125 пудов)». Российское генеральное консульство, основанное в 1779 г. для поощрения черноморско-балканской и дунайской торговли, сыграло определенную роль в придании приднестровским землям статуса транзитного региона в русско-украинско-молдавских экономических связях. Екатерина II при оглашении манифеста 1792 г. подчеркивала новые возможности для распространения торговли «через свободное водоходство по сей реке». Превращение реки в водный торговый путь привлекло местное население к участию в купеческих операциях. В донесении инспектора херсонского таможенного округа Зильбергарнича в Российскую коммерц-коллегию сообщается, что в его инспекции «открылась новая торговля разными товарами и лесами, привозимыми рекою Днестром из Галиции, Подольской губернии и других мест». В первые годы XIX в. Днестр используется в основном для сплава леса. А. Скальковский приводит сведения о том, что главный директор водных коммуникаций принц Георг Гольштейн Ольденбургский получил от смотрителя Днестра коллежского советника Румаря донесение, в котором сказано, что судоходство по реке почти прекратилось, в связи с чем он просит герцога де Ришелье «осмотреть Днестр и начертать положение судоходства». Несмотря на предпринимаемые меры река так и не стала полноценным торговым путем: мешали противодействия турецких властей правого берега, а также наличие большого количества водяных мельниц, порогов.

В связи с тем, что Приднестровье стало пограничным районом России, потребовалось перенесение карантина и таможни из Херсона в Очаков, т.е. ближе к морю, и учреждение таможен на Буго-Днестровской линии.

Внешнеэкономические связи России как один из аспектов усиления политического влияния на Балканах, обусловили включение приднестровских земель в зону государственных интересов страны. Именно через Приднестровье шел основной поток обращающихся товаров.

Одним из главных партнеров России в балканской торговле оставалось подвластное Османской империи Молдавское княжество, в котором все более усиливались настроения, связанные с надеждой на освобождение от ига турецких властей. В 90-е годы XVIII в. основная масса товаров из России и Украины в Молдавию и обратно стала поступать через Дубоссарскую (учреждена в 1791 г.), Каменец-Подольскую, Ямпольскую и Маякскую таможни. В документальных фондах Российской коммерц-коллегии содержатся сведения о надзоре за состоянием и работой Дубоссарской таможни как одной из самых значительных на Днестре.

Таможня XVIII в. - это довольно сложный экономический организм. Здесь проводились осмотр и взвешивание провозимых товаров, хранение их на складах, сбор пошлин в государственную казну. В связи с частыми эпидемиями чумы, или так называемой «моровой язвы», таможня, выполняя медицинские предписания, задерживала товары и самих купцов на период карантина, который длился около полутора месяцев. Вследствие этого таможня представляла собой ряд складских помещений для хранения товаров; жилых помещений для купцов, пребывающих в карантине, караульных солдат, служителей таможни, врачей; своеобразных пунктов питания и т.п. Вблизи от таможни формировался рынок, где находили сбыт как конфискованные, так и продававшиеся оптом подъезжающим купцам товары.

Функционирование таможни превратило Дубоссары в важный пункт торгового пути (от Москвы через Орел, Харьков до Елисаветграда) из России в земли, подвластные Турции. Здесь Днестр пересекали многочисленные караваны российских и украинских купцов, следовавших с разнообразными товарами в Османскую империю и обратно. Такое направление внешней торговли России приобретало все большую значимость, о чем свидетельствует возрастание почти в шесть раз общего товарооборота (с 1784 по 1803 г.). В последнем десятилетии XVIII в. пик роста приходился на 1795-1796 гг. и составлял в среднем 1,35 млн. руб. Охлаждение дипломатических отношений с Турцией отрицательно сказывалось на экономической ситуации в регионе.

Сведения о товарах, пересекавших Днестровскую таможенную линию в началев., содержатся в донесениях российских консулов в Яссах и в издании «Государственная торговля в разных ее видах 1802 г.», а также в последующих ее выпусках в 1804-1808 гг. В документах упоминаются Могилевская и Дубоссарская таможни, которые пропускали товары, переправлявшиеся через Днестр в Молдавию, Валахию и Бессарабию. В 1802-1805 гг. общий товарооборот составлял в среднем за год 3,2 млн руб., сохраняя ежегодно примерно равные объемы. Примечательно, что даже во время русско-турецкой войны 1806-1812 гг. торговые операции не прекращались полностью, а лишь сокращались вдвое.

Ввод российских войск на территорию Дунайских княжеств негативно отразился на спецификации товаров турецкого производства, в то время как продукты сельского хозяйства Молдавии продолжали поступать в Россию через днестровские таможни. В период с 1784 по 1786 г. доля молдавских товаров в общем вывозе из Османской империи составляла в среднем 6,9%, с 1802 по 1805 - 9,7, а в 1807 г. - поднялась до 53,3%.

Среди шести сухопутных направлений, зафиксированных в «Государственной торговле…», через днестровские земли из Османской империи в начале XIX в. ежегодно поступало около 13,5% всех импортируемых в Россию товаров (в стоимостном выражении). Из них по общему объему товарооборота Могилевская и Дубоссарская таможни занимали четвертое место.

В конце XVIII в. и в первом десятилетии XIX в. на фоне увеличения товарооборота расширяется спецификация предметов экспорта и импорта. Ассортимент товаров, как фиксируют таможенные документы, становится более разнообразным. Однако по-прежнему значительную часть товаров, прибывающих в Османскую империю из-за Днестра, составляют мех горностая, соболя, норки, лисицы, волка, зайца и изделия из него.

В большом количестве через таможни провозятся ткани (полотно - узкое, с краями, русское, широкое для скатертей, для корабельных парусов, а также ситец, пестрядь затрапезная, занавески и т.п.), ковры, кожевенные изделия и предметы из железа (замки, косы, гвозди, ножи, чугунные котлы). В начале XIX в. наблюдается увеличение потока тканей и юфти.

Почти не перевозятся через Днестр или составляют лишь небольшую часть экспорта товары, относящиеся к «жизненным припасам» (хлеб, мука пшеничная и ржаная, пшеница, масло коровье, икра, рыба, мед и др.). Повышение доли провоза продуктов питания наблюдалось только в годы русско-турецкой войны в связи с необходимостью снабжения русской армии во время военных действий, а также продажи хлеба местному населению.

Одним из основных товаров встречного потока из Османской империи традиционно остается молдавское вино, пользовавшееся широким спросом в России. В крупнейшем центре торговли вином Одобештах сохранились и поныне названия кварталов «торговцев казацких сторон» - «казаклий». Молдаване называли страной казаков территорию за Днестром.

Из донесения российского консула Ивана Северина коммерц-коллегии в 1793 г. известно, что в Одобешты прибыло 32 российских купца из Нежина, Киева, Могилева, Дубоссар, «а правительство не токмо принимает их со всяким уважением, но и старается всевозможно удовольствовать их во всем поступать по статьям, установленным в пользу их». В 1796 г. сюда приехали 47 купцов из-за Днестра, а в 1798 г. - свыше пятидесяти, среди которых было одиннадцать нежинских и пятнадцать дубоссарских купцов.

В последнем десятилетии XVIII в. стоимость провозимого через таможни вина составляла в среднем около 70% в год, а в начале XIX в. - около 30% от общей стоимости импорта. Однако эти цифры не свидетельствуют об уменьшении поступлений вина, поскольку шло возрастание общего притока товаров в Россию через границы Подольской и Херсонской губерний. Молдавское вино продавалось во многих городах Украины и внутренних губерний России.

Значительную часть товаров, переправлявшихся с правого берега Днестра, составляла соль. Больших масштабов торговля молдавской земляной солью из местечка Окны достигала еще в XVII в., продолжая развиваться и в XVIII в. Так, в 1779 г. к российским портам и пограничным таможням было доставлено 3 144 652 пуда и 10 фунтов соли, в том числе соли «ступочной волосской» - 23 203 пуда и 10 фунтов, что составило 7,4%. В 1784 г. этой соли привезено из Ясс 990 пудов.

Данные «Государственной торговли…» свидетельствуют о том, что в начале XIX в. (1804-1805 гг.) в стоимостном выражении объем соли, поступившей через Могилевскую и Дубоссарскую таможни, составил почти 50% общего импорта. Этому способствовали и меры, предпринимаемые российским правительством. 14 ноября 1805 г. министр внутренних дел А.Б. Куракин, по представлению херсонского военного губернатора генерал-лейтенанта Дюк де Ришелье, сообщает Комитету министров о чрезвычайном повышении цены на соль по причине ее недостаточной добычи в Крымских озерах из-за непрерывных дождей двух предыдущих лет. Он предлагает отменить пошлину на соль, поступающую из Молдавии через новую границу на Днестре, а также привозимую из-за границы к черноморским портам. Одновременно он просит херсонского, екатеринославского, полтавского, черниговского, подольского и волынского губернаторов, чтобы они в случае плохой «садки» привлекали жителей управляемых ими губерний к вывозу как можно большего количества молдавской соли.

Для увеличения добычи соли в молдавском местечке Окна и округе Вранча российское правительство пересылает консулу в Яссах С.С. Кушникову 50 тыс. руб. из государственной казны и разрешает увеличить плату рабочим, занимающимся этим промыслом.

В 1809 г. в таможни поступает распоряжение об отпуске молдавской соли из Могилева и Дубоссар «всякому желающему по цене, выгодной казне, с возможностью занятия амбаров под склады соли и устроения на счет казны прочных соляных магазинов».

Доставлялась соль в Россию также и из аккерманских озер. На небольших судах она переправлялась через Днестр и сваливалась прямо на землю, «покуда не отыщутся откупщики оной». Купец-откупщик, как правило местный житель, покупал соль, оплачивал пошлину, а после пребывания в карантине и заключения договора с подъехавшими чумаками-возчиками отправлялся в путь. Превращение Приднестровья в перевалочную базу торговли таким жизненно важным товаром, как соль, способствовало притоку купечества из российских губерний и привлечению жителей края к данному виду коммерции. Деятельность купцов еще более активизировалась в связи с решением правительства (1811 г.) запретить ввоз иностранных товаров, в том числе и молдавских, через днестровские таможни, исключая Дубоссарскую. В результате произошли существенные нарушения хозяйственной жизни Молдавского княжества (значительная часть товаров осталась без потребителей) и России. Дубоссарская таможня не могла справиться с возросшим потоком товаров, а государственная казна потеряла часть доходов. Поэтому уже в начале 1812 г. Государственный совет принял постановление о разрешении провоза молдавского вина и соли с прежними пошлинами и через ранее закрытые днестровские таможни.

Развитие торговли способствовало формированию местного купечества, в состав которого входили и люди, бежавшие от османского ига. А. Скальковский указывал, что в 1797-1802 гг. товары доставлялись в Одессу купцами из Бессарабии (юга Пруто-Днестровья) или же болгарскими и молдавскими переселенцами, живущими в Херсонской губернии. Их опыт положительно влиял на развитие внешней торговли. Купцы-переселенцы хорошо знали торговые пути, владели информацией о потребностях населения, о расположении районов, специализирующихся на выпуске той или иной продукции. Сохранившиеся связи Молдавского княжества с купечеством помогали развернуть широкую торговую деятельность.

Купечество новых экономических центров Приднестровья активно осваивало внутренний рынок России. Наиболее быстрыми темпами шел процесс формирования купеческого капитала в Дубоссарах. Документы свидетельствуют о налаживании дубоссарцами коммерческих связей с украинским и российским купечеством, об организации совместных компаний по продаже и доставке товаров к месту назначения.

Таким образом, Приднестровье, издавна известное как регион транзитной торговли, получает в конце XVIII в. новый импульс для своего развития. Пристальное внимание России к краю, владение которым укрепляло ее позиции на Балканах, положительным образом повлияло на экономику региона. На рубеже XVIII-XIX вв. были заложены основы для включения Приднестровья во всероссийский рынок, одновременно возросло его значение во внешней торговле России.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...