Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вхождение Приднестровья во всероссийский рынок




 

Приднестровье довольно быстро вовлекалось в общее русло глубинных процессов экономического и социального развития страны. Его место во всероссийском рынке определялось в основном аграрной направленностью экономики этого региона.

В развивающиеся рыночные отношения в первую очередь втягивались хозяйства, занятые производством высокотоварной продукции: пшеницы, винограда, плодов, табака, масличных культур, тонкорунной шерсти, смушек, мяса, сала и др.

С расширением сельскохозяйственного производства возрастал объем продукции, которая в качестве товаров реализовывалась на внутреннем рынке, а также в центральных, западных губерниях страны, на Украине и за рубежом. Преобладающее место в сбыте занимали товары потребительского назначения, а также продукция отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности (соледобыча, рыбодобыча и рыбообработка, виноделие, фруктосушение, мясосальное производство и пр.).

Край занимал важное место во внешней торговле юга страны, хотя в первые два десятилетия по присоединении края к России пашенное земледелие было ориентировано главным образом на удовлетворение внутренних нужд. А незначительная освоенность земельных угодий вызывала необходимость снабжения населения привозным продовольственным зерном, поступавшим в 20-е - начале 30-х годов XIX в. с севера - из уездов Подольской губернии. Интенсивное заселение края, прогресс в земледельческой технике и возрастающий рыночный спрос создали необходимые условия для быстрого развития пашенного земледелия. Расширялись посевные площади основных хлебных культур - пшеницы, кукурузы и ячменя - и изменялась география их размещения.

К середине XIX в. край становится одним из главных поставщиков зерна на одесский хлебный рынок. В район тяготения рынка входило все Приднестровье. Непосредственная близость этого крупнейшего внешнеторгового центра с его разветвленным аппаратом агентов различных оптовых предприятий, находившихся в контактах с местным купечеством, облегчала товарооборот в крае. Пшеница, поступающая в Одессу, большей частью перепродавалась за границу (гирка - во Францию и Англию, а арнаут-ка - в Италию) или перемалывалась на местных, а также одесских, николаевских, херсонских мельницах, обеспечивавших выход качественной муки. Торговый капитал Одессы сыграл большую роль в процессе включения Приднестровья во всероссийский рынок.

Крупной торговой магистралью, пролегавшей между Бессарабией и Подольской и Херсонской губерниями, стал Днестр. К нему подвозились грузы из Ольгопольского, Балтского уездов Подольской губернии и прибрежной полосы Тираспольского уезда. В середине века в Бендеры, Тирасполь и Маяки по реке сплавлялось до 900 тыс. четвертей зерна; эти города являлись также конечными пристанями и крупными пунктами его купли-продажи. Хлебные караваны, состоящие из галер, проходили сотни верст по течению и назад не возвращались.

На всероссийский рынок край выходил не только с товарами зернового производства, но и с высокоценной продукцией виноградарства, плодоводства, овощеводства и других интенсивных отраслей земледелия. Расширение их производства и сбыта зиждилось на устойчивом рыночном спросе, росте промышленности, специализировавшейся на переработке соответствующего сырья, эффективности приложения денежных и материальных средств.

Виноградарство - исторически традиционная отрасль земледелия в крае - давало сырье виноделию и свежий виноград. Главную массу товарного вина на внутренний рынок поставляли виноградно-винодельческие хозяйства. Уровень товарности в них составлял две трети от полученной продукции. С присоединением края к России его виноторговля включалась в обширный всероссийский рынок. Для ограждения продаваемых вин от зарубежной конкуренции правительство с 1816 г. стало облагать иностранные вина повышенным налогом. Кроме того, расширение продажи вина было связано с переносом таможенной и карантинной линий с Днестра на Прут и Дунай; одновременно были устранены заслоны и торговые формальности на пути продвижения всех товаров вообще. Но последовавшее в 40-50-е годы наполнение винного рынка продукцией с территории Бессарабии (400-500 тыс. ведер в сезон) способствовало уменьшению объема виноделия Приднестровья.

Многие хозяйства края специализировались на выращивании плодово-ягодных культур. Рынок плодов (в свежем и сушеном видах) был обширным. Как правило, ягоды и фрукты продавались на местах (особенно в селениях с зерновой и животноводческой специализацией), а из северной зоны часть урожая (в основном яблоки и сливы) вывозилась в крупные потребляющие центры Украины. Перевалочной базой, как и в виноторговле, служил г. Дубоссары.

Сухофрукты приготовлялись простым способом (сушка на солнце, в лозницах) и частично по более совершенной технологии. Чернослив, сушеные яблоки и груши расфасовывались в бочки, что обеспечивало их транспортабельность и длительную сохранность. В 30-50-е годы сухофрукты стали вывозить на отдаленные рынки Правобережной Украины.

Рыночное назначение имело выращивание высокодоходных технических культур - табака и масличных, предоставлявших сырье для промышленности. Темпы развития табаководства на территории Дубоссарского округа первое время тормозились унаследованной от прошлого системой натурального и денежного обложения. С упразднением ее в начале XIX в. создались более широкие возможности становления табаководческих хозяйств. К середине столетия сбор листа достиг нескольких десятков тысяч пудов. Товар сбывался на месте, в города Украины (в частности, в Херсон), Варшаву и далее за границу. Наибольшим спросом пользовались так называемые ципиловские и дубоссарские сорта.

При значительной земельной обеспеченности и преобладании переложной системы земледелия лен и конопля («пластовые» культуры) выращивались на тысячах десятин в хозяйствах крупных землевладельцев и крестьян южной зоны. Их главной целью было получение льносемени. Основным рынком являлась Одесса. Конопля (волокно) шла на изготовление полотна как на месте, так и за пределами края, семена рапса и аниса главным образом вывозились за границу.

Рынок животноводческой продукции претерпел ряд изменений, связанных с межотраслевой эволюцией в сельскохозяйственном производстве (превращение земледелия в ведущую отрасль), а также структурными изменениями в самом животноводстве, колебаниями рыночной конъюнктуры в Западной Европе, таможенной политикой царского правительства, состоянием транспортных средств и переработки сырья на месте. Сказывалась также зональная специализация. Так, в северной зоне больше внимания уделялось разведению крупного рогатого скота (для пополнения тяглового поголовья и на мясо), на юге - овцеводству и табунному коневодству.

 

Местные торговые пункты

 

В крае сложилась сеть крупных торговых пунктов, где продукция животноводства реализовывалась круглогодично: на севере - Каменка, Рыбница, Рашков, Балта, в южной полосе - Дубоссары, Григориополь, Тирасполь, Бендеры, Маяки, Овидиополь. Важным коммерческим центром подольского Приднестровья являлась Балта, в которой уже в начале XIX в. сложилась купеческая прослойка и было много мелких торговцев. Балта служила местом сосредоточения ярмарочной торговли с обширным районом притяжения товаров, особенно купли и продажи лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Эти ярмарки устанавливали цены на скот и животноводческое сырье и для северной зоны Приднестровья. Сюда пригонялся скот из Бессарабии, Херсонской, Подольской, Волынской и Таврической губерний. В южной зоне Приднестровья, основу экономики которой в первой половине XIX в. составляло животноводство, действовала обширная сеть локальных рынков сбыта скота в городах Бендеры, Тирасполь, Григориополь, Дубоссары, Овидиополь.

На скототорговые операции в этой зоне постоянно оказывали влияние ярмарки и многочисленные базары в Одессе, Каменце-Подольском, Новой Ушице, Могилеве-Подольском, Балте, Ярмолинцах, Ямполе, откуда скот направлялся гоном по трактам и проселочным дорогам. С присоединением края к России исторически сложившиеся здесь торговые пути были подключены к общероссийским и украинским трактам, в частности к одному из жизненно важных трактов страны - Белорусскому, который соединял Петербург с районами Белоруссии и Украины; этим путем в 40-50-е годы скот доставлялся в столицу. Торговые пути были связаны также с издавна функционировавшими Киевским (Киев-Каменец-Подольский-Хотин) и Белгородским (Москва-Орел- Харьков-Елисаветград-Дубоссары) трактами.

В Приднестровье сформировался транзитный грунтовой путь вдоль Днестра, пересекавшийся дорогами в Бессарабию и на восток к городам Бердичеву, Балте, Екатеринославу, Николаеву и Вознесенску. Обозы («валки») пароконных или пароволовых повозок большой емкости при благоприятных погодных условиях двигались в обоих направлениях на сотни верст.

На рынке обращались большие объемы товаров кожевенного производства. Шкуры крупного скота, овчины и смушки сбывались на местных базарах и ярмарках, откуда вывозились в города Украины (включая Харьков) как сырье для ремесленной промышленности. Так, в 30-е годы кожи, овчины и смушки десятками тысяч скупались бердичевскими и балтскими купцами и продавались в Подолию.

На всероссийский рынок поставлялись крупные партии шерсти - особенно мериносовой и цигайской, которая поступала в продажу на знаменитые харьковские ярмарки; спросом пользовалась и грубая шерсть.

Рост суконного производства в России, значительный спрос на шерсть высших сортов за границей и поощрительные мероприятия правительства способствовали развитию тонкорунного овцеводства в 30-50-е годы. В большинстве своем шерсть вывозилась на отдаленные рынки. Промышленная же обработка ее в самом левобережье оставалась слаборазвитой.

Перегонная мериносовая и цигайская шерсть (мытая на овцах перед стрижкой) сбывалась частично за границу. Торговля этим сырьем в больших объемах послужила стимулирующим фактором для развития шерстомойного производства. Шерстомойки работали либо на закупаемом владельцами этих предприятий сырье («грязной» рунной шерсти), либо выполняли заказы купцов, т.е. промывали и сортировали привозимые тюки за определенную плату.

Прибыльными были и предубойное доращивание и откорм молодняка на пастбищах (приносил скотопромышленникам за сезон 30-40% прибыли на вложенный капитал). В степных районах получил распространение хуторский (кишловый) способ откорма, чему благоприятствовали продолжительность и продуктивность выпасов. Сало всех видов (пищевое и как исходный продукт для промышленной переработки) уже в 30-е годы вывозилось в города Подолии, Одессу, Николаев, Херсон. Много его экспортировалось через Одессу, Новоселицу и дунайские порты. В крае действовали салотопенные предприятия, в том числе в Тирасполе, Григориополе, Балте. На рынок поставлялись и другие животноводческие товары: брынза и качкавал, воск, мед, коровье масло, щетина и пр.

Приднестровье являлось связующим звеном между всероссийским и западноевропейским внешними рынками. По его дорогам гнали скот и лошадей за границу из украинских и более отдаленных губерний страны. С 20-х годов через его территорию прогонялся скот из Одессы, Могилева-Подольского, Дубоссар, Балты, Бердичева. Например, в 1836 г. к Днестру было пригнано из двух последних городов 100 тыс. волов и 15 тыс. лошадей, выведенных в австрийской провинции, а приобретенных в южноукраинских губерниях и на Дону. Не уменьшался этот поток и в 40-е годы. Табунных коней охотно покупали торговцы из Венгрии. Таким образом, внутренний рынок продукции животноводства развивался в тесной связи с всероссийским и внешним рынками.

В объеме и структуре торговых оборотов края главное место занимала продукция сельского хозяйства, основной отраслью промышленности являлась пищевая. При явном преобладании последней важную роль в экономике края играли и другие отрасли промышленности: соледобывающая, мукомольная, деревообрабатывающая и рыболовство с рыбообработкой.

Приднестровье не располагало источниками соледобычи. В то же время Бессарабия славилась самосадочной солью, добываемой из водоемов Аккерманского уезда. Солепромышленный район находился в ведении казны, ею регулировалась добыча и осуществлялся сбыт.

Соль - жизненно важный продукт, необходимый человеку и домашним животным, используемый для консервирования овощей, мяса, рыбы и других целей. О размерах потребности ее можно судить по такому показателю: в среднем на одного жителя в год расходовалось 0,5 пуда (8 кг). Этот необходимый продукт поступал в селения Приднестровья через рынок (100%). Еще при турецком владычестве соль с Аккерманских промыслов переправлялась в Приднестровье через Овидиополь и Маяки, где осуществлялись торговые сделки. Из этих пунктов она развозилась в восточном и северном направлениях. Добыча озерной соли в 40-50-е годы XIX в. была доведена до 8 млн. пудов, тогда как при турецком промысле она составляла всего 0,5 млн пудов в год. Огромными партиями «солевозцев» («соляников») по сухопутным и водным путям (вверх по Днестру) она доставлялась буквально до «ворот» потребителей. Но после прорыва в 1850 г. песчаной перемычки, отделявшей промыслы от моря, Аккерманский соляной район в течение пяти лет практически был лишен возможности добывать и накапливать соль. А в 1856 г. Подунавье, куда входили и промыслы, было отторгнуто от России и при румынском владении перестало давать продукцию.

В такой ситуации повысилась роль одесских соляных промыслов (на лиманах Одесского уезда), где также с 50-х годов добывалось по несколько миллионов пудов соле-осадочной соли в год. Это был самый близкий и самый удобный в транспортном отношении промысел, с которого соль непрерывно поступала во все селения Приднестровья в течение многих десятилетий. Отметим, что в добыче ее принимали участие отходники из городов и сел Тираспольского уезда и уездов подольского Приднестровья. А местные торговцы-оптовики являлись связующими звеньями между промыслами и непосредственными потребителями этой ценной продукции.

На Днестровском лимане в основном осуществлялся лов пресноводной речной рыбы. С херсонской стороны, т.е. у левого берега, главные промыслы находились севернее с. Калаглея у песчаной косы. Там же строили и содержали родники. Уловы сбывались в Овидиополь и в степные села восточнее лимана. А при большой добыче часть ее подвергалась обработке и продавалась приезжим закупщикам из Одессы, Кишинева и Балты.

На обоих берегах Днестра от Бендер до Маяков рыболовством занимались крестьяне и горожане. В литературных источниках эти промыслы назывались «Бендерской дистанцией». В период путины в промысле участвовали десятки артелей. В 40-е годы в рыболовстве было занято более 900 рыбаков; в сезон добывалось рыбы примерно на 20 тыс. руб. Превосходная днестровская и лиманская рыба реализовывалась двумя способами: либо сами рыбаки развозили ее по селениям и продавали с возов, либо непосредственно в местах лова рыбацкие артели продавали свежий улов рыботорговцам («шепетильникам»), которые отправляли ее специальными обозами на базары и ярмарки в приднестровские города и местечки, а также в магазины г. Одессы и других пунктов конечного потребления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...