Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы и организация процесса разработки и реализации управленческих решений




 

Управленческое решение - творческое, волевое воздействие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа управленческой информации о её состоянии, направленное на организацию деятельности коллектива по разрешению назревшей проблемы.1

Как только ЛПР осознает важность и срочность проблемы, которую ему предстоит решить, оценивает принципиальную возможность выделить на ее решение активные ресурсы, у него обычно возникает желание устранить проблему в кратчайшие сроки. В таком случае ЛПР приходит в состояние специфического психологического напряжения, обусловленного необходимостью одновременно найти ответы на несколько вопросов:

· в чем существо проблемы;

·   с чего начать;

·   какую информацию, какого качества, к какому сроку и откуда получить;

·   какие конкретно из активных ресурсов, когда, где, для чего и в каком количестве задействовать;

·   с помощью каких критериев оценивать успех и неудачу планируемой операции.

Подобное психологическое затруднение, в котором оказывается ЛПР, стремясь разрешить проблему, состояние творческого поиска, обусловленное необходимостью отыскания ответов на столь разные и все же тесно переплетающиеся вопросы, будем называть проблемной ситуацией.

На основании сказанного можно утверждать, что процесс выработки решений включает следующие основные этапы (этапы выработки решений):

· уяснение проблемы (задачи);

·   оценка обстановки;

·   формирование замысла предстоящей операции;

·   обоснование решения (анализ механизма ситуации, формирование множества альтернатив, получение и оценка результатов для альтернатив, измерение и моделирование предпочтений для принятия решения);

·   принятие решения.

Для того чтобы системно подойти к выполнению всех указанных этапов выработки решений и компактно представить себе проблему, всю операцию по ее разрешению, ЛПР целесообразно вначале построить ее упрощенный образ, т.е. - модель проблемной ситуации.

В качестве такой модели примем совокупность взаимосвязанных вербальных и формальных задач обоснования решений. Последовательное их решение приведет к желаемой цели - выбору наилучшей альтернативы. Под вербальной (описательной, словесной) или содержательной постановкой задачи понимают изложение на каком либо языке описания: того, что известно, или дано; и того, что неизвестно, но требуется найти.

Для решения сформулированной вербальной задачи формальными методами ее переводят на математический язык и получают формальную или математическую постановку задачи. При этом элементы вербальных высказываний заменяют формальными. Для этого вводят идентификаторы, обозначающие переменные и константы, а фигурирующие в вербальных высказываниях физические, экономические, социальные и другие связи моделируют введением логических, арифметических, алгебраических и других математических связей между переменными и константами. Области допустимых значений управляемых и неуправляемых факторов (проявления законов природы, ограничения на активные ресурсы и пр.) определяют уравнениями и неравенствами требуемого вида.

Дадим краткую характеристику основным этапам выработки решений.

Этап анализа проблемы. Он включает:

· вербальное описание проблемы;

·   вербальное описание цели предстоящих действий;

·   формальное описание цели (выбор результата и требуемого результата);

·   выбор критериев.

На данном этапе решается наиболее ответственная задача, вследствие чего определяется морально-психологический настрой ЛПР на всю дальнейшую работу. Здесь важно, чтобы ЛПР поверило в себя и в то, что с помощью методов выработки решений оно способно достаточно глубоко вникнуть в суть стоящей перед ним экономической, финансовой, социальной или личной проблемы и разрешить ее.

ЛПР должно хорошо усвоить, принять как еще одну аксиому, что о решение проблемы - очень хорошее, хорошее или не очень - всегда есть, а задача ЛПР в том, чтобы такое решение найти (выработать) и добиться его выполнения.

Технологически задача анализа проблем предполагает составление их списка, выбор наиболее важной проблемы и трансформацию ее в четко сформулированный вопрос (задачу), одинаково понимаемый всеми, кто участвует в выработке решения (ЛПР, исследователь, эксперты). Если ЛПР убеждено, что выбранная проблема действительно является ключевой, надо сформулировать цель предстоящих действий.

Решая частную подзадачу формулирования цели и формирования результата, ЛПР должно представить себе разрешение проблемы как достижение некоторой цели, т.е. такого состояния находящейся «в исходном положении» системы, которое в наибольшей степени желательно для ЛПР. Формулировка цели содержит указания, чего, к какому сроку и где достичь.

Этап моделирования механизма ситуации. Механизм ситуации устанавливает связь между описанием альтернатив и значениями критериев (или результатов). Задача моделирования механизма ситуации включает:

· определение перечня управляемых и неуправляемых факторов;

·   определение ведущего типа механизма ситуации (однозначный или многозначный) и ведущего типа неопределенностей;

·   выбор типов шкал для результатов;

·   построение моделей для получения значений результатов в выбранных шкалах.

Решение задачи моделирования механизма ситуации позволяет глубоко разобраться в том, какие обстоятельства будут оказывать влияние на результат операции в наибольшей степени, на что следует ориентироваться при принятии окончательных решений, на что следует рассчитывать, если принять во внимание небезразличное отношение ЛПР к риску, и др.

Если говорить о получении результатов, то здесь потребуется решить два принципиальных вопроса: каков тип модели (или определение совокупности моделей) и каковы основные соотношения для моделирования.

Заметим, что преобразование исходных данных в искомые результаты осуществляется в любых моделях посредством всего лишь трех типов действий:

· декларативного задания недостающих данных (например, эксперт указал: «Спрос на подобное оборудование в будущем году составит 5 тыс. комплектов...»; «Малая авиация перевозит в год не менее 5 тыс. пассажиров...»; «Площадь хранилища около 2960 м2»);

·   применения математических преобразований (например, если масса т = 10 000 кг. требуемое ускорение движения составляет а - 2 м/с. то сила тяги должна быть: F- т • а = 20 000 н);

·   статистического наблюдения или эксперимента (например, опрос 100 покупателей в магазине фирмы «Мир» показал, что около 50% опрошенных приобретают электронику фирмы Philips).

Далее каждому из указанных способов получения информации можно поставить в соответствие один тип моделей: имитационный, аналитический, статистический.

Там, где информация в основном параметризована (выступает в наиболее агрегированной форме, часто в шкалах качественного типа), обычно применяют аналитические или концептуальные модели. Там, где работают с фактическим материалом, чаше используют статистическое или имитационное моделирование («грубый силовой прием», по образному выражению Р. Шеннона).

Этап получения информации. Для моделирования всегда необходимо получить какую-то исходную информацию, исходные данные.

Задача получения информации включает:

· определение источника информации;

·   выбор способа обращения к источнику информации;

·   выбор формы представления информации потребителю.

При решении каждого из указанных вопросов исходят из требований к точности, надежности, достоверности информации, которые обеспечат, в свою очередь, требуемую точность или высокую достоверность и обоснованность, убедительность выработанного решения.

Задача получения информации имеет важное значение, поскольку ее результаты используются на всех последующих этапах принятия решения. Здесь важно не только взвешенно определить требования к качеству информации (ее точности, надежности, достоверности), но и установить наиболее предпочтительный источник и способ ее получения. Вопрос о способе получения информации из выбранного источника, хотя и поставлен вторым, далеко не второстепенный. Попробуйте представить, как бы вы могли получить информацию о работе конкурента, если в качестве источника выбран крупный специалист его фирмы?

Не менее важным оказывается вопрос и о выборе формы представлении полученной информации. Иногда с трудом добытая информация из-за пренебрежительного отношения к вопросу о ее представлении оказывается невыразительной и неубедительной, слабо свидетельствует в пользу предлагаемого варианта решения проблемы, а значит, оказывается неэффективной.

Для установления перечня и вскрытия генезиса основных факторов проблемной ситуации ее механизма следует шире использовать все доступные источники получения необходимой информации. Ясно, что при сборе информации следует избегать двух крайностей.

Во-первых, нельзя торопиться и экономить время и деньги на сборе информации, так как это приведет к поверхностному анализу и ненадежным выводам. В результате будущее решение проблемы будет недостаточно проработанным, недостаточно обоснованным и, следовательно, недостаточно эффективным.

Во-вторых, нельзя впадать в другую крайность - нельзя чрезмерно увлечься процессом сбора информации. Следует помнить, что принципиально невозможно собрать всю информацию о существе проблемы и о сущности механизма ситуации.

Уже давно известен один из важных законов социологии, экономики, а теперь, уже с уверенностью можно сказать - и информатики. Его сформулировал в начале XX века известный итальянский исследователь (социолог, экономист, математик) В. Парето. Это так называемое правило «20/80». Кратко суть выводов Парето такова: из всего многообразия факторов, обусловливающих рассматриваемое явление, примерно 20% вносит в механизм ситуации около 80% эффекта, а на долю остальных 80% факторов остается всего лишь примерно 20% эффекта.

Например, около 20% вкладчиков банков имеют на счетах примерно 80% всех сумм, а остальные 20 % сумм вкладов принадлежат остальным 80% вкладчиков. Другой пример: информации о приблизительно 20% факторах проблемной ситуации достаточно, чтобы на 80% описать работу всего механизма проблемной ситуации. 1

Следовательно, если не знать этой закономерности и чрезмерно «заинформироваться», то станет велика опасность потерять время и иным на добывание сведений, которые привнесут незначительное прояснение в понимание ситуации.

Современные статистические и информационные технологии строят с учетом фундаментального правила Парето о вкладах факторов, что позволяет существенно повышать эффективность управленческого труда.

Вообще все задачи, составляющие модель проблемной ситуации, являются по-своему важными, ответственными, своеобразными, трудными. Но среди них есть те, на которых как в фокусе сходятся интеллектуальные усилия, если мы говорим о выработке решений. Это, конечно, задача формирования исходного множества альтернатив, задача формализации предпочтений ЛПР и задача выбора.

Этап формирования исходного множества альтернатив. Формирования исходного множества альтернатив - самая главная задача ЛПР. Именно ее решение позволяет ответить на вопрос, какими способами будет достигаться цель. Помочь в ее решении может опять-таки цель предстоящих действий, поскольку после углубленного анализа цели обычно бывает достаточно ясно, чем (какими ресурсами) и как (каким способом) может быть достигнут исход того или иного действия.

И еще одно следует иметь в виду, разрабатывая варианты решения проблемы: много вариантов решения никогда не бывает! Это значит, что всегда нужно постараться еще хоть на одну альтернативу увеличить число возможных вариантов решения проблемы, так как это повышает уверенность ЛПР в том, что наилучшее решение наверняка не упущено.

Арсенал методов, используемых в настоящее время для генерации представительного множества альтернатив, обширен. Достаточно указать только на такие известные методы, как сетевое планирование и управление (PERT), метод анализа иерархий (Т. Саати), метод морфологических таблиц (К. Цвикки), рефлексивный метод, CBR-технологии и др.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...