Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Негативные эффекты социальных отношений в хозяйственной жизни: экономико-социологический анализ.




Рекомендованная литература:

· Грановеттер М. Экономические институты как социальные конструкты: рамки анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 1. С. 76-89.

· Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 44-58.

· Барсукова С.Ю. Неформальная экономика. Курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ, 2009.Гл. 7.

Современный студент между трудом и досугом: экономико-социологический анализ на основе анализа личного бюджета времени.

Рекомендованная литература:

· Барсукова С.Ю. Сущность и функции домашней экономики, способы измерения домашнего труда // Социологические исследования. 2003. № 12. С.21-31

· Радаев В.В. Экономико-социологическая альтернатива Карла Поланьи // Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 5 С. 20–34

· Барсукова С.Ю., Радаев В.В. Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье // Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 2. С. 23-60.

· Патрушев В. Бюджеты времени различных социальных групп и территориальных общностей // Социология в России / Под ред. В.А.Ядова. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.

 

Свободная тема (обязательно согласовывается с преподавателем, в том числе и в части списка рекомендованной литературы).

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

 

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.

1. Разъясните термин – «общество как надындивидуальная реальность», характерный для социологии Э. Дюркгейма.

2. Что значит – рассматривать социальные факты как вещи? (принудительность коллективных представлений для индивида)

3. Почему состояние права, по Дюркгейму, можно считать индикатором степени солидарности в обществе?

4. Что такое механическая солидарность? Роль репрессивного права в ее удержании?

5. Что такое органическая солидарность? Роль реститутивного права в ее удержании?

6. Что означает,что социологическое исследование должно начинаться с отказа от предпонятий?

7. Какими средствами достигается объективность научных результатов?

8. Натурализм в социологии и понимающая социология - опишите суть различий в подходах?

9. Что такое социальное действие (по Максу Веберу)

10. Интерсубъективное понимание категории смысла в понимающей социологии

11. Какие типы социальных действий Вам известны?

12. Концепция идеального типа

13. Принцип методологического индивидуализма в противовес методологическому холизму?

14. Принцип свободы от оценки (разграничение оценочного суждения и отнесения к ценности). Саморефлексия позиции исследователя

15. Перечислите основные признаки социальной группы. Что такое референтные группы?

16. Дайте определение социальных ролей

17. Что такое стигматизация?

18. Основные этапы социологического исследования?

19. Основные задачи количественных исследований в социологии?

20. Основные задачи качественных исследований в социологии?

21. Что такое экспериментальный план?

22. Почему эксперимент в социологии чаще замещается массовыми опросами?

23. Понятие репрезентативности выборки?

24. Случайные и неслучайные выборки

25. Гомогенность выборки в количественном исследовании и гетерогенность в качественном и их связь со спецификой задач,

26. решаемых этими методологиями

27. Отличие анкеты от гайда для качественног интервью

28. Гипотезы и предположения в социологическом исследовании

29. Назовите основные черты бюрократии по Веберу.

30. Раскройте методы социологических исследований. Как бы вы могли их сгруппировать, по каким основаниям? Расскажите, чем отличается качественное интервью от анкетного опроса. Какие еще методы вы знаете? Приведите пример проблемы, которую можно изучить с использованием какого-либо метода.

31. Поясните, в чем состоят различия в понимании понятие «естественный» экономической теорией и экономической социологией.

32. Поясните, что значит «анализировать экономическое действие как разновидность социального действия».

33. Разъясните, что значит, что экономическое действие укоренено в институтах, институционально оформлено.

34. Разъясните, что значит, что экономическое действие укоренено в социальных отношениях.

35. Что такое государство?

36. Разъясните понятие рациональность. Понимание рациональность в социологии и экономической теории

37. В чем состоит суть «новой» парадигмы анализа взаимоотношений государства и рынка по Ф. Блоку. В чем ее отличия и преимущества по сравнению со «старой» парадигмой.

38. Поясните, при каком условии бабушка, выращивающая петрушку в огороде, из субъекта домашней экономики превратится в субъекта теневой экономики?

39. Какие функции социальные сети могут выполнять в хозяйственной деятельности.

40. Разъясните понятие «сетевое доверие».

41. Разъясните различия между легальным, внелегальным, теневым и криминальным сектором неформальной экономики. Приведите примеры хозяйственной деятельности к каждому из сегментов.

42. Объясните, почему основными участниками криминальной экономики являются преступные группы.

43. Почему теневая экономика не может существовать в отсутствии между ее участниками сетевого доверия.

44. Перечислите и разъясните, в чем состоят минусы сетевого доверия как основы хозяйственной деятельности.

45. Почему борьба теневой экономикой с помощью ужесточения формальных правил неэффективна?

46. Поясните различия между понятиями «семья» и «домохозяйство».

47. Разъясните, в чем состоят преимущества домохозяйства как субъекта хозяйственной деятельности?

48. Поясните, в чем состоит суть оценки стоимости результатов домашнего труда методом рыночного эквивалента.

49. Поясните, в чем состоит суть оценки стоимости результатов домашнего труда методом теневой зарплаты.

50. Каким образом развитие феминистского движения связано с повышением научного интереса к домашней экономике?

51. Разъясните, какие функции домашняя экономика выполняет в условиях плановой экономики, переходной экономики, рыночной экономики?

52. Поясните, в чем состоит проблема разделения домашнего труда и досуга, и скажите, каким образом эта проблема решается исследователями?

53. В чем состоит смысл стратегии «невидимых чернил», используемых социальными группами для поддержания устойчивых границ?

54. Почему с появлением такого социального явления как мода механизм патины как инструмент подтверждения высокого социального статуса перестал работать?

55. Каким образом в Англии 16-17 вв. механизм патины помогал аристократам отличать «своих» от «чужих»?

56. Что такое «сообщество потребления»?

57. Поясните, с какими социальными процессами связано появление в XX веке такой науки как маркетинг?

58. Сравните отношение к труду типичного представителя праздного класса (по Т.Веблену) и современного человека.

59. Разъясните, в чем состоит соревновательный характер потребительского поведения в современном обществе?

60. Против каких черт современного общества протестуют люди, выбирающие дауншифтинг в качестве жизненной стратегии?

61. Поясните, каким образом вещи помогают человеку в формировании его социальной идентичности?

62. Разъясните, почему идея развития свободного рынка человеческих органов наталкивается на сопротивление со стороны общества?

63. Предложите, как можно переопределить смысл домашних тапочек как рыночного товара, для того, чтобы фирмы-производители тапочек сразу стали конкурировать с любым другим рынком, кроме обувного.

64. С точки зрения экономической социологии разъясните смысл утверждения: «Быть товаром – одна из стадий жизни вещи».

65. Что такое «общественное благо». Приведите пример.

66. Что такое позитивная экстерналия. Приведите пример.

67. Опишите, как изменения в культурных представлениях о смерти в Америке 19 века способствовали развитию рынка страхования жизни.

68. Какие три «монополии» лежат в основе определения понятия «государства» с точки зрения экономической социологии. Пожалуйста, назовите их и разъясните, в чем состоит смысл каждой.

69. Сравните между собой модели государства общественных благ и социалистического государства (по Ф. Блоку).

70. Что такое «социальные деньги»?

71. Приведите примеры «институциональных» денег. Объясните, в чем заключается их социальный смысл?

72. Что такое «домашние деньги» и как этот пример показывает ограниченность рациональной модели денег?

73. При каких условиях деньги приобретают моральную ценность, и когда они, напротив, становятся «грязными деньгами»?

74. Приведите пример, когда один рубль в представлениях людей может быть не равен одному рублю? Объясните причины данного явления с позиций теории социальной множественности денег?

75. Дайте определение понятию «финансовое поведение населения».

76. В чем заключается актуальность изучения финансового поведения населения?

77. Кто является субъектом финансового поведения населения: индивид или домохозяйство? Каковы критерии определения субъекта финансового поведения при проведении опросов населения?

78. В чем различия между понятиями «запасы» и «потоки» сбережений? Приведите примеры запасов и потоков сбережений. Как соотносятся между собой потоки и запасы сбережений?

79. Следует ли относить покупки предметов длительного пользования к сбережениям?

80. В чем различия между понятиями «сбережения» и «инвестиции»?

81. Являются ли сбережениями покупки страховых полисов?

82. В чем различия в коннотациях между понятиями «долг» и «кредит»?

83. Какие определения финансовой грамотности существуют и в чем их различия?

84. Как измерялся уровень финансовой грамотности в британских и российских исследованиях?

85. В чем именно низка финансовая грамотность россиян?

86. В чем состоят аналитические преимущества конструктивисткого подхода к коррупции.

87. За счет каких механизмов ценовое поведение может становится инструментом формирования социальной идентичности.

88. Почему игроки рынка заботятся о том, чтобы никто не применял стратегии ценового демпинга?

89. За счет чего на аукционах достигается консенсус по поводу справедливости сложившейся цены.

90. Каким образом ситуации организационного диссонанса могут быть источником развития организаций?

91. Каковы черты японской и англо-саксонской моделей капитализма

92. Что означает понятие «выращивание институтов». Какому процессу оно противопоставляется?

93. За счет чего социальные отношения могут влиять на ценообразование?

94. Каким образом практики использования денег могут отражать гендерный порядок, принятый в обществе.

95. Поясните социологическое утверждение о том, что качество рыночных товаров является социальным конструктом.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...