Когда срываться просто нельзя.
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 До сих пор мы в основном говорили о ситуациях, где срыв объективно безопасен и проблема состоит в переоценке опасности и отсутствии привычки к падениям. А как насчет трэдовых маршрутов, где срыв по настоящему опасен? Когда очевидно, что страховки недостаточно для предотвращения травмы в случае падения. Лучшие в трэде скалолазы нашли способ справляться со страхом и добиваться физического и эмоционального контроля в этой опасной игре. Как же это им удается? На этом уровне, привычка к падениям как таковым и доверие к трэдовому оборудованию, обретенное опытом срывов на надежной страховке, являются необходимым фундаментом. Некоторым скалолазам удается хорошо лазать тяжелые трэдовые маршруты и без такой подготовки, благодаря смелости приобретенной в других ситуациях. Но даже они могли бы добиться большего, если бы оттачивали свои навыки. Почти любой скалолаз может научиться чувствовать себя в безопасности в контролируемых пределах, если будет знать и использовать все необходимые системы и процессы страховки. Тут опять будет полезно сравнение с другими областями. Тяжелое лазание, как и многие другие виды деятельности, может быть преобразовано из экстремального в приемлемо безопасное занятие с помощью тщательного применения систем безопасности. Без них вождение автомобиля, полеты на самолетах, прием сильных лекарств, серьезные операции или погружения глубоко под воду были бы невероятно рискованными мероприятиями. Здесь случаются аварии с тяжелыми последствиями, в основом из-за несоблюдения техники безопасности. Лазание трэдом — это то же самое. Для тех, кто лазает трэд, основной целью является достижение правильного психологического состояния, чтобы на протяжении всего времени принимать правильные, ясные решения о том, что делать дальше. Как только эти решения приняты, нужно сконцентрироваться на их воплощении, не допуская никаких сомнений. Другими словами, на трэд маршрутах необходимо уделять внимание снижению психологического напряжения в любой отдельно взятый момент, чтобы неуверенность или паника не вылились в плохие решения.
Первый шаг к успеху — устранить неизвестность. Именно она заставляет разум представлять все возможные исходы. В скалолазание множество неизвестных величин, и, если в процессе лазанья их слишком много, то сил для концентрации и самого лазанья может не остаться. Избыток возможных вариантов развития событий и недостаток информации не позволяет увидеть, насколько малы шансы наихудшего сценария. А соблазн запаниковать очень силен. Даже в онсайте очень много неизвестностей можно устранить просто подумав заранее. Так что лазанье не начинается с первых движений по трассе. На самом деле это заключительный этап хорошего лазанья. Чем больше неизвестности вы устраните заранее, тем легче вам будет справляться с теми сложностями, которые будут возникать непосредственно в процессе лазанья. Что чувствуешь в процессе срыва Что чувствуешь при срыве на трэдовом оборудовании Как долго вы можете лазать в измотаном состоянии Где будет следующая точка страховки Где будет следующая возможность передохнуть Могут ли тебя спасти из текущего положения Как далеко вы упадете если сорветесь Что будет происходить в процессе падения Если вы будете думать обо всем этом продвигаясь по маршруту, ваша голова окажется слишком забита, и качество суждений и решений будет низким. Некоторые из вышеперечисленных вопросов могут быть решены заранее с помощью тренировки. Привычка к лазанию на пределе, забитым рукам, срывам на спортивных и безопасных трэдовых маршрутах дает вам знание о том, как ваш разум и тело реагируют на эти аспекты, и позволяет не думать о них во время опасного трэдового восхождения. Они все еще оцениваются время от времени, но это может происходить бессознательно. Оставшиеся неизвестные можно устранить или сильно сократить осмотрев маршрут с земли. Обзор маршрута позволяет вам собрать как можно больше информации, предсказать сценарии на каждом участке маршрута и продумать тактику.
Следующий этап подготовки к тяжелому восхождению — это знание возможностей спуска с любого участка маршрута. Это ключевое отличие от безопасных маршрутов. На безопасных трассах нужна только техника и привычка. На опасном трэде методом уйти с маршрута является спуск а не срыв. Чтобы привыкнуть к этому, нужно овладеть всеми необходимыми техническими навыками и спланировать их использование на задуманном маршруте. Вот несколько способов уйти с опасного трэдового маршрута: Оставайтесь на месте и попросите кого нибудь спустить веревку сверху. Оставайтесь на месте и продолжайте искать место для страховки пока не найдете. Оставайтесь на месте до тех пор пока не упокоитесь и не будете готовы продолжать восхождение. Спуститесь лазанием. Спуститесь до точки страховки.. Спуститесь до того места, где будет безопасно сорваться на последней точке страховки. Спуститесь до места отдыха, где вы сможете получить время для обдумывания других вариантов. Продолжайте восхождение, вы уверены. Очевидно, последний вариант является наиболее устрашающим для лазающих трэд (но как ни парадоксально, самым желанным). Если вы не знакомы со всеми остальными вариантами, вам кажется что в тяжелом трэде в основном доступен только «уверенный» вариант. На самом деле можно почти полностью избегать его и оставлять только на крайний случай. Почти всегда доступен еще один или несколько вариантов. Чтобы укрепить свою уверенность и иметь возможность использовать каждый метод в реальных ситуациях, необходимо практиковать их все во время ваших регулярных трэдовых тренировок. Некоторые из них используются гораздо чаще чем другие. Например, спуск лазанием до отдыха или земли используется почти в каждом трудном трэдовом онсайте. При условии использования всех остальных стратегий, спасаться при помощи веревки сверху не придется почти никогда. Однако, полезно помнить, что этот вариант всегда остается, если другие не сработали.
Знание и тренировка навыков спуска с тяжелых трэдовых трасс даст вам возможность совершить множество новых восхождений. Эти навыки наиболее эффективно применяются вместе с осмотром и планированием, непосредственно перед началом необычного маршрута. Разбейте маршрут на отрезки, разделенные изменениями рельефа скалы, местами отдыха или очевидными местами для страховки. Доступные варианты скорее всего будут изменяться в этих точках маршрута. Даже на самых трудных и опасных трэдовых трассах, отрезки с всего несколькими вариантами спасения (или всего одним: уверенно продолжать движение) должны быть очень ограничены. Вот пример: Я планировал вторым в мире покорить маршрут «If Six Was Nine» Е9 6с в районе Инглиш Лэйк Дистрикт в стиле хэдпойнт (с верхней страховкой). Его репутация как потенциально смертельного и одного из самых опасных трэдовых маршрутов в мире захватила мое воображение после прочтения истории о его первопроходе Дэйвом Биркетом и данных маршрута. Непрерывный подъем сложности 8а+ по слабо нависающей стене с кульминацией в выводящем из равновесия движении на едва видимую зацепку в самом конце. Ключевое движение приходится на момент, когда ваши руки сильно забиты и страх легко может проникнуть в ваше сознание, в месте, где падение может иметь самые ужасные последствия. Как можно оставаться полностью сконцентрированным, без тени паники, на протяжении всего маршрута, если твоя жизнь зависит от последнего движения? Никак — это не обязательно. Эта концентрация необходима вам всего на пол секунды. Поэтому вам не нужно быть самоубийцей, чтобы отважиться на этот маршрут, нужны только правильные навыки и план. План таков: после простой начальной стены до полки, первые 5 метров очень болдеринговые, без страховки способной помешать вам приземлиться прямо на уступ. К этому отрезку надо отнестись как к хайбольной проблеме. Если вы упадете здесь, вашим планом будет оттолкнуться как можно дальше от стены, почти преодолев уступ, так, чтобы динамично приземлиться на ноги и продолжить падение ниже уступа, пока страховка не удержит вас. Если такой вариант вас не слишком устраивает, поймите, что он и не должен. Вы не намереваетесь воплотить его. Наличие плана убирает неизвестность и уменьшает худшие последствия падения в вашем воображении до сломанной лодыжки, не более того.
Выше есть хороший питон, единственная надежная страховка на трудном участке маршрута. Так что следующие пять метров отчаянного подъема — просто спортивное лазание. Падение безопасно и, если нужно спуститься, достаточно просто спрыгнуть вниз. После идет гораздо менее надежный питон, способный выдержать вес тела (проверено с дополнительной веревкой), но не срыв. Однако, этот отрезок маршрута до ключевого движения немного проще. Несмотря на то, что вы забиваетесь на этом отрезке, при необходимости, можно спуститься вниз на несколько движений и спуститься с питона. На самом деле спуститься лазанием можно с любого места до ключевого движения. В момент когда вы решаетесь на это движение, внезапно исчезают все варианты кроме одного — завершить движение или, вероятно, погибнуть. Любое присутствие паники в момент этого движения сделает перспективу невыносимо пугающей и настолько стеснит ваши движения, что худшее вполне может случиться. Однако нет нужды прибывать к этому движению в панике, потому что по пути к нему нет ни одного рискованного движения, лазание может быть спокойным и сосредоточенным. Решение сделать ключевой перехват приходит во время предыдущего движения, и принимается только в случае, если вы ощущаете достаточно сил для того, чтобы завершить его безопасно. Таков был мой план, так и случилось, поэтому я сделал движение без особого страха. На долю секунды, когда я тянулся к зацепке, моя жизнь зависела от успеха, без других вариантов. Для сознания ставки слишком высоки, но сделав момент решимости максимально коротким, я смог сделать позитивные и уверенные решения. В тяжелом трэде есть множество ситуаций, когда вы не можете просто взять и упасть. Но почти нет ситуаций, когда вы не можете спастись. Ключ к успеху в этой игре в том, чтобы отодвигать последнюю точку спасения все дальше и дальше с помощью описанной выше тактики, и никогда не переходить за неё.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|