Теоретические основы организации и руководства социальной работой
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Введение
Организация управления учреждением будет иметь высокую эффективность только при условии использования трудовых ресурсов. Достижение максимальной эффективности деятельности любой организации, представляющей собой сферу приложения усилий множества людей, возможно лишь при условии профессионально «правильно» избранного пути руководства персоналом. Несмотря на обостренное и уже достаточно длительное внимание теоретиков управления и менеджеров к данной проблеме, нельзя сказать, чтобы здесь было все ясно. До сих пор в данной области знания нет требуемой научной четкости и определенности. Это относится и к структурному составу организации, и к пониманию оптимальных стилей руководства и к способам разрешения конфликтных ситуаций, и к проблемам трудовой мотивации персонала. Таким образом, в современном мире вместе с ростом влияния человеческого капитала увеличивается значение социальных услуг как важнейшего фактора формирования нового качества общества. Управление социальным учреждением в современных условиях - сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности социального коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня качества предоставляемых услуг, эффективный контроль. Управление социальным обслуживанием - это научно обоснованные действия администрации и социальных работников, направленные на рациональное использование времени и сил. Цель работы - изучить организацию и руководство социальной работой.
Задачи работы: - изучить сущность, основное содержание и специфику социального управления; - рассмотреть управление социальной работой как вид деятельности; - рассмотреть организацию и иерархию управления в системе социальной работы; - дать характеристику деятельности отделений Территориального центра социального обслуживания «Зюзино» филиал «Котловка». - изучить управление в Территориальном центре социального обслуживания «Зюзино» филиал «Котловка» - изучить повышение эффективности управления в Территориальном центре социального обслуживания «Зюзино» филиал «Котловка» Предмет исследования - управление в социальной работе. Объект исследования - территориальный центр социального обслуживания «Зюзино» филиал «Котловка». Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в дальнейшей практике. Успешность выполнения задач по написанию работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования. В работе были использованы труды таких известных авторов, как Томпсон А.А., Старосцьяк Е., Ферн Э.Дж. и т.д. Информационно - эмпирической базой является использования учебников, газет, журналов и законодательная нормативно - правовая база. Работа состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы. Теоретические основы организации и руководства социальной работой Сущность, основное содержание и специфика социального управления
Социальные системы - сложный, капризный, непредсказуемый и поэтому "неудобный" объект для управления. По этой причине господствовавший в науке вплоть до конца XIX в. принцип детерминизма, который основан на предпосылке, что функционирование любого объекта обусловлено свойственным только ему определенным ключевым фактором - исходной причиной, оказался непригодным для их полноценного изучения. Принцип детерминизма давал приемлемые результаты в исследованиях простых объектов или простых систем, в которых только общий фактор является определяющим. В сложных системах привычные причинно-следственные связи теряют свою всеобщность, а проблема превращается в схоластические рассуждения. Однако множество проблем, возникающих в жизни и социальных науках, по существу, являются проблемами со многими переменными и требуют для своего решения новых понятийных средств.
Социальные системы являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать их как деталь подсистемы (управляющую и управляемую), находящиеся в постоянном взаимодействии. При этом управляющая подсистема (субъект управления) выступает как часть управляемой (объект управления), и ее размеры и границы зависят его масштабов и особенностей последней. Отсюда следует, что характер функционирование субъекта управления в значительной мере определяется особенностями объекта управления. Социальные объекты непрерывно меняются, самым причудливым образом воспринимая и ассоциируя все сколько-нибудь значимые явления внутренней) и внешнего порядка. По этой причине управленческую деятельность в социальных системах часто отождествляют с искусством. В самой социальной системе и в ее крупных составляющих (управляемой и управляющей подсистемах) просматриваются подсистемы меньшего уровня: техническая подсистема представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различной) оборудования; технологическая подсистема основана на делении материальной) и духовного производства, политической деятельности на стадии и процессы. Она представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими; организационная подсистема с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические и технологические средства, площади и трудовые ресурсы;
экономическая подсистема представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей; социальная подсистема является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности, и вместе с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации. Все подсистемы взаимосвязаны и в своем единстве составляют целостный социальный организм. При этом, техническая, технологическая и организационная подсистемы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую) сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую. Каждая такая подсистема в определенные периоды развития социальных систем может занимать доминирующее положение, характеризуя тем самым особенности различных частей организационной структуры управления (ведущее положение технико-технологических, организационно-правовых, экономических или социальных служб), а также господствующее положение в сфере социального управления представителей тех или иных управленческих профессий. При этом смена ведущих позиций представителей различных управленческих профессий соответствует циклическому превалированию: то организационно-технической, то социально-экономической сторон управления, а также одной из подсистем низшей) уровня. Примерами социальных систем различного уровня и предметной ориентации являются следующие: системы государственного управления, определяющие характер, направленность и состояние общества и его институтов; государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной); самоуправления, организующие социально-экономические и культурные процессы на конкретной территории; управления организациями, ассоциациями, институтами, группами и другими формированиями; управления бизнес-организациями, т. е, хозяйствующими субъектами, преследующими собственные интересы в различных сферах - коммерции, финансов, производства и т. д.
Необходимо подчеркнуть, что весь исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что социальные системы могут нормально функционировать и развиваться только как системы управления. Это означает, что в них наряду с базовыми процессами самоорганизации обязательно присутствуют специализированные структуры, осуществляющие принятие решений, их реализацию (воздействие на объект управления или системы в целом) и контроль результатов. Можно утверждать, что неотъемлемым атрибутом любой организации является управление, главная функция которого - обеспечение стабильного существования, развития и адаптации организации к изменениям внешней и внутренней среды. По-видимому, этим и объясняется, что основной исторический вектор развития социальных систем направлен на модификацию и трансформацию именно управленческих структур и отношений. Социальное управление возникает тогда, когда в нем появляется объективная потребность. К числу таких объективных потребностей относится необходимость взаимодействия людей, которое порождается, с одной стороны, разделением труда, в основе которого лежит неравенство способностей, а с другой - социально-историческими условиями конкретной) общества. В свою очередь, всякое групповое взаимодействие ради достижения желаемого результата объективно предполагает определенное распределение ролей в группе, координацию и регулирование индивидуальных действий. Чем масштабнее общность взаимодействующих, тем больше социальная потребность в управленческой деятельности, тем большую социальную значимость приобретают личностные качества человека, выполняющего эту организующую деятельность. Таким образом, возникает необходимость в общей теории социального управления. Именно в этом контексте и рассматривается феномен социального управления. Социальное управление - это основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на объект управлении (управляемую подсистему), в качестве которого могут выступать общество в целом или его отдельные сферы - экономика, политика, культура, наука, социальная, духовная сфера или звенья (организации, предприятия, учреждения). Содержанием социального управления является сохранение качественной специфики и целостности управляемой системы разработки концепции управления, генерация идей и целевых установок, организация их достижения. Субъект социального управления может эффективно выполнять свои обязанности, если он имеет:
права, обязанности и ответственность; соответствующие качества - образование, знание, опыт и т. п.; необходимые виды и объемы ресурсов - информационные, материальные, финансовые, человеческие и др. Субъект социального управления, непосредственно связанный с институциональными взаимодействиями индивидов, осуществляет воздействие на основе правил, как общепринятых (неписаных), так и формальных предписаний, которые запрещают или разрешают определенные виды действий. Представляется необходимым рассмотреть эти правила под различными углами зрения. С точки зрения классификации указанные правила можно разделить: на формальные правила - правила, которые зафиксированы в знаковой форме и используются в явном виде как ограничитель набора выборов индивидов и обеспечены легальной защитой со стороны государства; неформальные правила - это правила, которые также являются ограничителями поведения, но не зафиксированы формально и не могут быть зафиксированы в знаковой форме, а также защищены другими механизмами (отличными от государственных). В качестве одного из возможных вариантов возникновения такого соотношения между типами правил может быть прямое заимствование норм, регулирующих взаимодействие между экономическими агентами в одной социально-экономической системе для выполнения той нее функции в другой, где индивиды обладают другим менталитетом (идеологией), поведенческими установками. В современных условиях признание значимости неформальных правил имеет принципиальное значение для выживания как любого субъекта социального управления, так и его частей -государства, организации, предприятия, фирмы, домашних хозяйств и т. д. Социальный статус субъекта управления в иерархической структуре и в системе управления в целом определяется масштабностью (границами) и значимостью объекта управления. Среда социального управления - социально-экономическое, политическое, культурное, социально-психологическое, коммуникативное, технологическое пространство, в рамках которого с большей или меньшей интенсивностью осуществляется управленческая деятельность. Различают внешнюю и внутреннюю среду управления. Внешняя среда (или макросфера) - это совокупность социальных, экономических и политических субъектов, физических лиц, которые взаимодействуют с системой и действуют за ее пределами. А также та часть информационно-коммуникативного пространства, от структуры и содержания которого в большей или меньшей степени зависит успешное функционирование системы. Внутренняя среда управления - это сложившиеся отношения, определяющие характер, насыщенность и интенсивность информационно- некоммуникативных формальных и неформальных связей и взаимодействий между подсистемами, а также между персоналом системы управления. Следовательно, в понятие "среда социального управления" включается как сама система, в которой осуществляется управление, так и внешняя среда, в которой система функционирует. Среда социального управления имеет собственные естественные алгоритмы функционирования, свои собственные внутренние цели. Она является относительно независимой от управляющей подсистемы, и субъект управления должен достигать своих целей, несмотря на эту относительную независимость и с учетом ее. Структура системы социального управления отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|