Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути ликвидации последствий конфликта




Очевидно, первая особенность ненасильственных действий в управлении и воспитании — стремление понять объект воздействия, разобраться в причинах его поведения, изучить его индивидуальные особенности. Знание и понимание причин нежелательного поведения, человеческой психики позволяют гасить отрицательные эмоции и находить такие способы влияния на воспитанников, которые вызывают желание не только безболезненно, но с радостью, с удовольствием совершать правильные, высокоэтичные поступки.

Но для этого важно не затягивать конфликт. Иначе в склоку втягивается множество людей, затрагиваются глубинные эмоции, консолидируется неприязненное отношение членов коллектива друг к другу. Причем это происходит в тем большей степени, чем ниже сплоченность коллектива.

Доказано, что наличие и характер конфликта зависят от уровня группового развития. Чем выше этот уровень, тем в меньшей степени индивидуалистические интересы становятся причиной внутригрупповых конфликтов. Предметно-деловые противоречия значительно реже ведут к нарушению межличностных отношений.

Компромисс не может строиться на аморальных основах. Этому помогает гласность. В разборе конфликта должны принимать участие общественные организации учителей и учащихся. Если же в конфликт вмешивается администрация и, не вводя конфликтующих и общественность в разбор дела, сообщает им о принятом закулисно решении, возникший инцидент не только не гасится, но усиливается нервозность, создается почва для новых дрязг и склок.

А вот демократический подход, широкая гласность, учет конкретной реальности, мягкое и уважительное отношение к обеим сторонам при твердых доводах и решительной аргументации помогают успешно разрешить конфликтную ситуацию, укрепить коллектив, предупредить возможные споры и распри, добиться нормальных взаимоотношений в школе.

q Объективизация конфликта. Следует рассмотреть причины столкновения, разложив их по полочкам. Обе стороны поочередно участвуют в обсуждении каждого пункта. При этом конфликт утрачивает эмоциональное напряжение, его легче урегулировать.

q Погашение эмоционального возбуждения. Поочередно приглашая к себе всех участников конфликта, учитель дает им возможность полностью выговориться. Здесь необходимо проявить терпение, не торопить и не перебивать говорящего. Желательно поддержать его и эмоционально. Причем эмоциональная поддержка (сочувственное выражение лица педагога, как будто случайно вырвавшееся участливое междометие, соболезнующая односложная реплика, жест) совсем не говорит о согласии с поведением человека. Сочувствие и согласие - совсем не одно и то же. Выговорившись полностью, обиженный чаще всего самостоятельно вспоминает, что у его «противника» есть и хорошие стороны характера и что, хотя он и чувствует себя пострадавшим, мог бы и сам вести себя умнее, мягче. Умиротворенный разрядкой участник конфликта легче принимает доводы учителя.

q Авансирование похвалой. Сочувственно выслушав одного из конфликтующих, следует отметить какие-либо его положительные черты характера, заслуги. Обязательно надо указать только то, что есть на самом деле. И на этом положительном фоне высказать удивление по поводу совершенного поступка, который привел к конфликту. Например: «Вы ведь много читаете, интересуетесь поэзией, музыкой, вы - человек тонкий, душевный. Как же Вы могли так грубо разговаривать с товарищем, с девочками?» или «В народе говорят, что из двух спорящих виноват тот, кто умнее. А Вы ведь, действительно, более развиты, значительно способнее большинства одноклассников. Вот и делайте сами выводы». Нередко этого бывает достаточно, чтобы вызвать желание пойти на мировую.

q Раскрытие «секрета» рефери (судьей). Когда ссора зашла слишком далеко и оппоненты предельно взвинчены, не доверяют друг другу, желательно, чтобы авторитетный для обеих сторон нейтральный человек в разговоре сначала с одним, а затем с другим конфликтующим сказал об их общей точке зрения по какому-нибудь вопросу, а еще лучше (если, конечно, это имело место в действительности) сообщил одному из спорящих, как «соперник» за что-либо его похвалил. Причем объект обращения не должен почувствовать, что его «ведут» к примирению. Для этого большая часть беседы посвящается какой-либо интересной и далекой от проблемы конфликта теме и только вскользь, походя, рефери касается цели своей беседы. Обиженный школьник, узнав о хорошем отзыве о нем конфликтующего с ним товарища, невольно задумывается о компромиссе.

q Воспроизведение сказанного соперником. Учитель просит одного из участников конфликта повторить две-три последние фразы оппонента. Невольно вникая в смысл слов «противника», спорщик задумывается о справедливости, правильности своей точки зрения. А кроме того, этот прием уменьшает накал страстей. Целесообразно также поменять спорящих местами. Один использует в споре аргументы другого, встав на его позицию, и наоборот. Сделать это не просто. Но если учителю такой прием удается, то взгляд на ссору глазами соперника быстро утихомиривает конфликтующих. Однако, если серьезный конфликт длится долго или педагог недостаточно авторитетен, оскорбление не позволяет обиженному даже временно встать на позицию оппонента.

q Опора на духовность и интеллект конфликтующих. Используя технические средства (киноаппарат, магнитофон, видеомагнитофон), фиксируют выражение лиц и содержание аргументации конфликтующих. Затем в присутствии обеих сторон учитель без снисхождения показывает гримасы на лицах и ошибки в аргументации спорящих, а иногда и их недобросовестность, если она имела место. Беспощадно разоблачаются грубость, бестактность, подмена тезисов оппонентами. После этого ставятся благородные цели, доступные и близкие обоим конфликтующим.

Стыд за происшедшее, стремление изменить свое поведение, реабилитировать себя в глазах старшего толкают ссорящихся к сближению. Удачно и вовремя поставленная перед ними цель, совместная работа заставляют их забыть о конфликте, иногда делают друзьями.

Рефлексия

Сделайте вывод о наиболее эффективном способе разрешения конфликтов. Предложите 5-15 правил, рекомендаций, позволяющих избежать конфликт.

Известный американский психолог Э. Шелсторм предложил семь педагогических принципов, которых «следует придерживаться при дисциплинирования, чтобы не потерять контакт с классом и не испортить отношения с ребенком.

1. Не судите самого ребенка, даже если его действия достойны осуждения. Ребенок непременно должен понимать, что его самого любят, но что его действия неприемлемы и должны быть улучшены…

2. Внимательно изучите ребенка и определите – нормальный ребенок перед Вами или невротический… Наказать ребенка в такой ситуации означало бы еще больше выбить его из равновесия.

3. Создайте такие условия, чтобы ребенок мог выговориться, выпустить пар, дать выход своим эмоциям. То есть освободиться от враждебных чувств, которые он пытался подавить.

4. Если необходимо наказание, пусть ребенок сам его выберет. Практика показывает, что дети обычно выбирают более строгое наказание. …Но – что очень важно – они уже не считают его жестоким и несправедливым.

5. Наказывая ребенка, убедитесь, что он понимает, за что. Что он винит в этом себя, а не тех, кто его наказывает…

6. Сделайте так, чтобы дисциплинированные проблемы были не Вашими, взрослыми проблемами, а общими с детьми. Дайте ребенку знать, что Вы чувствуете их как взаимные проблемы…

7. Наложите ограничения на опасные и разрушительные действия. Помогите ребенку направить свои действия по другим, дозволенным каналам. Это и есть основная формула динамичного подхода к дисциплине».

Принимаете ли вы все приведенные принципы безоговорочно?

Какие из них, по вашему мнению, чаще соблюдаются, а какие нарушаются в школьной практике?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...