Проектирование педагогического взаимодействия
Проектируя педагогическое взаимодействие, педагог должен овладеть грамматикой педагогического общения. Если исходить из того, что педагогический процесс имеет следующие стадии: замысел, воплощение замысла, анализ и оценка, то можно выделить соответствующие им этапы профессионально - педагогического общения. 1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к занятию (прогностический этап). 2. Организация непосредственного общения с классом (начальный период общения). 3. Управление общением в педагогическом процессе. 4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность. Все эти этапы образуют общую структуру процесса профессионально-педагогического общения. Важным этапом педагогического общения является его моделирование (1 этап). Определенное прогнозирование предстоящего общения мы осуществляем и в обыденном общении, когда готовимся, например, к серьезному, ответственному разговору, сообщению. Давайте вспомним, как складывается процесс подготовки к выступлению: мы работаем над конспектом, отбираем необходимый материал, планируем... И перед нашим мысленным взором возникают те люди, которым мы будем что-либо сообщать. Иначе говоря, идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности. Вот и учитель осуществляет своеобразное планирование коммуникативной структуры урока, мероприятий, соответствующих дидактическим целям и задачам урока, внеклассного мероприятия, педагогической и нравственной ситуации в классе, творческой индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом. Осуществлять предварительное прогнозирование предстоящего общения крайне важно, поскольку это помогает педагогу конкретизировать картину общения и соответственно корректировать методику воспитательного воздействия. Кроме того, на этом этапе идет сложный процесс перевода педагогических задач в сферу задач коммуникативных, достигается их соответствие, обеспечивающее продуктивную, реализацию педагогических целей деятельности. Одновременно планируется вероятностное восприятие учащимися материала урока и личности самого педагога. В целом перечисленные элементы образуют своеобразную опережающую стадию общения, в которой закладываются контуры предстоящего взаимодействия.
1. Проверьте на себе, как влияет коммуникативное прогнозирование на вашу деятельность, причем помните, что этот процесс может происходить дома, в колледже и т. д. Задумайтесь над значением этой предварительной фазы педагогического общения. Попробуйте составить своеобразный коммуникативный конспект доклада, в котором каждой педагогической задаче соответствует задача коммуникативная и способ ее решения. Иными словами, планируя общую деятельность, всегда имейте в виду и деятельность-общение. Прочитайте, как описывает Ю.М. Теплов этапы предвидения полководца: «1. Нахождение главной решающей точки, отправляясь от которой надо вести расчет, надо уметь рассчитывать и знать, что рассчитывать; 2. Вчувствование в противника, способность стать на его точку зрения, рассуждать и решать за него; 3. Эмоциональность, состоящая в единстве чувства полководца и армии, полководца и всего народа»2. Таким же путем идет и педагог, прогнозируя предстоящее общение; тщательно изучает коллектив класса и каждого воспитанника в отдельности, определяет эпицентр будущей деятельности, ее важнейшие компоненты; ставит себя на место ученика (в системе общения это осуществляется через своеобразную эмоциональную идентификацию педагога с воспитанником). Важность последнего момента в свое время подчеркивал один из первых советских исследователей психотехники учителя Т. Маркарьян, писавший об умении «не только понимать, но и чувствовать детей, не только чувствовать, но предчувствовать их мысли и поступки».
Важным условием моделирования предстоящего общения является эмоциональное единство педагога и учащихся, помогающее учителю заранее предвидеть возможную атмосферу урока, ощутить, как сложатся взаимоотношения на этом уроке, увидеть перспективу их развития и на основе всего этого спланировать логико-педагогическую и эмоциональную структуру предстоящей деятельности, которая позволяет создать действительно творческую атмосферу. Чем точнее предвидит учитель атмосферу общения в классе, тем продуктивнее будет последующий процесс общения. Анализ опыта передовых учителей показывает, что прогнозирование предстоящего общения в значительной мере определяет и дидактические аспекты урока, настраивает педагога, формирует у него определенную установку на взаимодействие с классом. Иногда эта настройка осуществляется быстро и непосредственно перед уроком, а порой носит более длительный характер. Она дает учителю возможность как бы представить собственное коммуникативное поведение и эмоциональное состояние на уроке, внеклассном занятии, родительском собрании и т.д. А теперь попытайтесь создать целостный образ коммуникативной подготовки к уроку, классному часу, занятию кружка: 1. Представьте конкретный класс, или ряд классных коллективов, в которых вам предстоит давать уроки, классные часы. 2. Попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с данным коллективом. Стремитесь развивать положительные ощущения от общения с классом и блокировать отрицательные - они будут вам мешать. 3. Вспомните, какой тип общения свойственен именно вам. Возможен ли он при общении со школьниками данного класса, вписывается ли в урок, классный час. 4. Попытайтесь представить, как класс воспримет вас и материал урока, классного часа. 5. Соотнесите присущий вам стиль общения с классом с задачами (обучающими, развивающими, воспитывающими) урока, классного часа. Попытайтесь добиться их единства.
6. Работая над конспектом, планируя фрагменты и части урока, классного часа, представьте себе общую психологическую атмосферу их реализации. Это поможет выбрать средства воздействия и взаимодействия, обучения, сделать планирование более прицельным. 7. Не забудьте «вспомнить» и ваши взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте стереотипных психологических установок по отношению к детям. 8. Наконец, попытайтесь ощутить в целом предстоящую атмосферу общения на уроке - это сделает вас более уверенным. Нередко удачно спланированная система общения на уроке диктует и отбор материала, и методы обучения. Вообще продумывание предстоящего общения с классом, безусловно, оптимизирует весь учебно-воспитательный процесс. Большое значение в учебном процессе имеет организация непосредственного общения с классом в начальный период контакта с ним (2 этап). Этот период условно можно назвать «коммуникативной атакой», во время которой завоевывается инициатива в общении и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять общением с классом. Организуя общение с классом, в момент начального взаимодействия мы должны взять инициативу в свои руки. На практике этот этап занимает от 2 до 5 минут. «Коммуникативная атака» или начальный этап общения имеет свою логическую цепочку, которая реализуется всеми учителями. Рассмотрим ее более подробно: 1. Ориентировочная стадия. Учитель, войдя в класс, в течение нескольких секунд окидывает взглядом учащихся. При этом в памяти восстанавливаются особенности предыдущего общения в данном коллективе. Определяется новая ситуация, уточняется стиль, система предстоящего общения, общее настроение детей, их психологическая готовность к работе и т. п. Этот этап весьма оперативен по скорости своего протекания, но играет важную ориентировочную роль в ситуации общения. 2. Стадия привлечения внимания. Учитель использует различные варианты привлечения внимания:
· Речевой (вербальное обращение к классу). · Паузальный (требование внимания). · Двигательно-знаковый (проход по классу, развешивание таблиц, запись на доске). · Смешанный. 3 Стадия «зондирования души» объекта. · Учитель уточняет сложившиеся на предыдущих стадиях представления об условиях общения и неожиданных коммуникативных задачах. · Определяет уровень готовности к немедленному началу продуктивного общения. · Выбирает оптимальный момент для его начала. 4. Стадия вербального общения. Учитель использует слово, которое должно активно воздействовать на чувства и сознание, стимулировать мышление, воображение, создавать готовность и потребность в поисковой деятельности задания. Современные социально-психологические исследования показывают, что человек по-разному может выступать в процедуре общения: во-первых, может быть инициатором, во-вторых, субъектом, в-третьих, в разных ситуациях выступать или активным, или пассивным участником взаимодействия. Своеобразие профессионально-педагогического общения заключается в том, что инициативность здесь выступает как способ управления общением и соответственно целостным учебно-воспитательным процессом. Можно сказать, что в плане социально-психологическом управление познавательным поиском на уроке и совместной творческой деятельностью педагога и обучаемых осуществляется через верно организованную систему общения. Инициатива в общении дает возможность педагогу решить целый ряд стратегических и тактических учебно-психологических задач: обеспечить управляющую (руководящую) роль в учебно-воспитательном процессе, придать педагогически целесообразное направление формам общения и соответственно настроениям, чувствам и деятельности детей, создать нужный социально-психологический климат, настраивающий на соответствующую ситуацию учебно-воспитательной деятельности. Существуют ли какие-либо устойчивые и проверенные способы завоевания инициативы в общении. В этом плане можно порекомендовать следующее: 1. Четкость организации начального контакта. 2. Оперативный переход от организационных процедур (приветствие, усаживание и т.п.) к деловому общению. 3. Внешний вид учителя (опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние) 4. Реализация речевых и невербальных средств общения, активное включение мимики, микромимики, контакта взглядом. 5. Умением «транслировать» в класс собственную расположенность к детям, дружественность. 6. Постановка ярких и притягательных целей деятельности.
7. Оперативное достижение социально - психологического единства с классом. 8. Организация целостного контакта со всем классом. 9. Постановка задач и вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив. Управление общением (3 этап) - важнейший элемент профессиональной коммуникации. Собственно управление представляет собой тот аспект педагогического общения, который придает последнему профессиональный характер. Ярким примером своеобразного управления общением может служить описание Л.Н. Толстым вечера в салоне Анны Шерер (правда, это искусственное, механическое, духовно необогащенное общение). «…Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением заводила равномерную, приличную разговорную машину»1. В этой ситуации нет живого заинтересованного общения, но блестящая его технология налицо. Задача профессионально-педагогического общения - овладеть технологией и процедурой педагогической коммуникации и согреть ее теплотой искренних человеческих отношений, в которых проявляется личность педагога. Ю.П. Азаров в своей книге «Педагогика семейных отношений» в качестве способа воздействия, а по существу в качестве приема управления общением выдвигает такое требование, как изменение тональности в обращении к ребенку. Показывает он это на примере типичной ситуации во время завтрака. — Я не хочу есть, - говорит ребенок. — Ну съешь вот это...- настаивает мать. — И это не хочу... — Ну хоть чай выпей... — И чай не хочу! — Ну как же ты будешь заниматься? Ну это же невозможно... Разыгрывается спектакль, в котором роли отработаны: страдающая мать и торжествующий ребенок. Заметьте, чем больше настаивает мать, тем сильнее сопротивляется ребенок. О том, что ребенок входит в роль и даже получает своего рода эгоистическое наслаждение от уговоров, свидетельствует многое. Но вот родители по договоренности с экспериментатором меняют систему общения в этой утренней ситуации. Теперь она складывается следующим образом: Завтрак был на столе, а Анна Ивановна не предлагала дочери сесть. Ася вертелась на кухне и не решалась сесть за стол: непривычно, не было маминых уговоров, причитаний. — Ма,— капризно протянула Ася,— а чего есть? — Все на столе,— сказала мать, не подходя к дочери. Ася ковырнула вилкой кашу: — А чего здесь такое черненькое? Мать не ответила на вопрос. — А чай сладкий?—не унималась Ася. — Попробуй... Возмущенная «поведением» матери, Ася встала из-за стола и, не попрощавшись, ушла обиженная. Вечером она жаловалась матери: — У меня на всех уроках живот болел, голова кружилась. Я ничего не соображала... — Ну?—удивилась мать. — Что «ну»?—возмутилась дочь, точно говоря: «Дочь уходит голодная в школу, а ты нукаешь»... — А с чего бы это животику болеть?—спросила мать. — А что я ела утром? Глоток чая— и все. На следующее утро ситуация повторилась. Мать ласково сказала дочери: «Позавтракай как следует, чтобы снова живот не болел». И вышла из комнаты. В то утро Ася впервые без напоминаний позавтракала как следует, убрала за собой посуду и молча ушла в школу. Можно выделить следующие элементы, из которых складывается управление общением: а) конкретизация спланированной ранее модели общения, б) уточнение условий и структуры предстоящего общения, в) осуществление начальной стадии непосредственного общения, г) управление инициативой в системе начавшегося общения. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность (4 этап). На этом этапе учитель должен выявить сильные и слабые стороны педагогического общения, осмыслить в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учетом необходимых корректив. Педагогический такт В процессе общения учителя и учащихся могут складываться два эмоциональных полюса общения. Подлинный воспитательный эффект дает способность педагога организовать взаимоотношения, базирующиеся на положительных эмоциях. Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет учителю строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми. Такт в буквальном смысле слова означает «прикосновение». Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Быть тактичным – нравственное требование к каждому человеку, особенно к педагогу, который общается с развивающейся личностью. Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности учителя (уважение, любовь к детям, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, т.е. это воспитывающее, действенное средство влияния на детей. Выберите одно из приведенных определений педагогического такта, которое вам предоставляется самым удачным с точки зрения его сущностной характеристики. q Педагогический такт- это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт не допускает крайностей в общении со школьниками1. q Практически такт выражается в соблюдении педагогически обоснованной меры в применении воспитательных воздействий, в педагогически целесообразной их оптимизации, причем мера регулируется сложным психологическим и нравственно –психологическим содержанием2. q Это соблюдение меры в следовании норме и изобретении нового… Педагогический такт – это всегда творческое, нешаблонное применение педагогической этики3. q «…Педагогический такт будем считать категорией этической, профессионально значимым качеством личности учителя. Педагогический такт обуславливает культуру педагогического общения учителя и ученика, учителя и родителей учеников, учителя с его коллегами в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса и способствует наибольшему эффекту в воспитании и общении4». Педагогический такт учителя проявляется с первой до последней минуты контакта с учащимися, на любом занятии. Педагогический такт предполагает: 1. уважение к школьнику и требовательность к нему; 2. развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; 3. внимательность к психическому состоянию школьника, разумность и последовательность требований к нему; 4. развитие мышления и воли школьников, продуманная помощь им в работе, отзывчивость проявление заботы о них; 5. настойчивость учителя в работе с учениками и применение различных способов, приемов воспитательного воздействия с учетом их педагогической эффективности; 6. доверие к учащимся; 7. педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками; 8. спокойная уверенность, уравновешенность и выразительность в обращении. Учитель с педагогическим тактом бережно относится к детям, особенно в их трудные, кризисные периоды. Он не похож на тех взрослых, о которых пишет в своих стихах подросток: В нас столько всякого наносного, В нас столько всякого ненужного, В нас столько всякого наружного, В нас столько всякого нарочного, В нас столько всякого хорошего, А люди ходят и не верят нам… Они большие и сухие, Они гуляют как по берегу, Вокруг бушующей стихии1. Опишите школьные ситуации, в которых проявились такт или бестактность учителя. Педагогический такт необходим и в обучении, и в воспитании. Но в воспитании его роль особенна. У бестактного учителя дети еще сумеют чему-то научиться, хотя это будет «горькое» учение. А в воспитании бестактный учитель ничего не достигнет. «Убеждений силой не навяжешь», - говорил К.Д. Ушинский. А для этого ученики должны уважать своего учителя. Бестактного же учителя редко кто уважает. Культура общения учителя, такт проявляются в разных формах взаимодействия его с учениками: на уроке, во внеклассной работе, на досуге.
Приёмы косвенного воздействия педагога, условия их успешного применения Педагогический такт предусматривает знание педагогом приемов воспитания, позволяющих эффективно и сравнительно безболезненно воздействовать на школьников. Диалектичность педагогической науки особенно ярко обнаруживается во время обобщения и анализа различных аспектов взаимодействия учителей с учащимися, их реакций на ту или иную ситуацию, в частности, во время применения приемов общения. Неотъемлемая составная часть мастерства педагога — знание и умение применять эти приемы. Приемами называются элементы, составные части ситуаций корректировки общения, при помощи которых обеспечивается более гибкое и эффективное воздействие на отдельных учащихся и на их коллективы. Сегодня, когда педагогическое общение не терпит учителей-диктаторов и учителей-конформистов, когда высокой дисциплины можно добиться не жестокостью, а только силой логики, личным примером, умелой организацией разнообразных контактов с воспитуемыми, овладение системой приемов воздействия становится первоочередной необходимостью педагога. Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прием, учитель вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает ученику самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно. Учитель при помощи рассказа, сказки, шутки, специально придуманной истории или факта, который действительно имел место в жизни, показывает, как выглядит с этических позиций тот или иной поступок, как надо вести себя в данной ситуации. В народной педагогике с этой целью использовались рассказы о сновидениях, легенды, пословицы, поговорки, частушки. В наши дни необходимый материал о мужестве, честности человека, об его отношении к труду, товарищам можно найти в художественной литературе, в периодической печати. Опираясь на такой материал, преподаватель стремится, чтобы рассказ действовал не только на сознание школьников, но и на волю, чувства. При этом важно не столько фиксировать внимание на дурных поступках, сколько пробуждать интерес к формированию положительных качеств, вызывать желание совершенствовать свой характер. Прием хорошо иллюстрирует случай из практики преподавателя Астраханского автодорожного техникума A.M. Гурылевой. В группе I курса произошел конфликт между учащимся Б. и одним из преподавателей. Учащийся-сирота из группы «трудных» нагрубил преподавателю, с издевкой назвавшему его «сиротинкой». Встал вопрос об отчислении подростка из техникума. Признать свою вину он категорически отказывался. Заведующая отделением не торопилась с принятием решения. Познакомилась с обстановкой, в которой живет Б., с воспитывающей его бабушкой, мягко говоря не вызывающей симпатии. Узнала, что мальчик годами не слышит доброго слова, не знает ласки. Только после этого пригласила его в свой кабинет, усадила рядом с собой, положила на колени большой альбом, который оформлялся четыре года группой, где она была классным руководителем, и, перелистывая страницы, стала рассказывать о председателе учебного сектора Олеге. Олегу было три года, когда его отец убил жену, мать мальчика, и покончил с собой. Олега и его брата стала воспитывать старенькая бабушка. Часто в семье нечего было есть. Несмотря на это Олег окончил школу без «троек», техникум с отличием. Пользовался уважением ребят, преподавателей. Отслужил в армии. Сейчас работает и учится на заочном отделении автомобильно-дорожного института. «Очень хочется верить, что и у тебя все будет в порядке. Я надеюсь на это», — закончила разговор преподаватель. Подросток был вызван на совет по профилактике правонарушений. С ним побеседовали. Теперь он успешно учится. Понял свою ошибку и преподаватель. Пример, рассказ, приведенный учителем, может быть забудется через некоторое время, но суть сказанного, основное содержание мыслей и чувств педагога, их смысл оставляют след в сознании и эмоциональной сфере восприятия воспитанника нередко на всю жизнь. Обращение по «неизвестному» адресу. И в, этом приеме учащегося подводят к самостоятельному сравнению его поведения с очевидным для него положительным или аморальным поступком. Но обращается при этом преподаватель к коллективу, не адресуя свой рассказ кому-нибудь конкретно. Расчет делается на то, что адресат сам поймет ошибочность своего поведения и сделает соответствующие выводы. Учитель литературы проводил урок. Был конец мая. Температура поднималась до 30°С. В классе 23 человека. Несколько человек вытирают пот на лице, шее. Кто рукой, кто листом бумаги. Ни одного носового платка в группе. На уроке анализируется роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Характеризуя Е. Базарова, учитель подчеркивает, что он не признавал перчатки. Называл их вещью, не нужной трудовому человеку. Но неотъемлемой частью туалета каждого культурного человека считал носовой платок. В этот момент, как бы иллюстрируя сказанное, учительница вынула из сумочки носовой платок и вытерла лоб. На следующий урок почти все слушатели пришли с носовыми платками, а один из них даже положил платок на край стола, чтобы заметила преподаватель. Думается, что ни какое другое замечание не дало бы такого результата, а вот обидело бы учеников наверняка. Таким образом, рассказывая что-либо объекту воспитания, необходимо создать у него впечатление, что Ваше повествование не несет воспитательной нагрузки. Воспитательная позиция должна быть замаскирована, скрыта. «Случайное» подслушивание. Механизм этого приема заключается в том, что преподаватель комментирует поведение отсутствующего в данный момент учащегося, с уверенностью, что тому станут известны слова старшего. При этом целесообразно, характеризуя поведение молодого человека, дать ему завышенную оценку или, наоборот, отзываясь о нем, гиперболизировать его отрицательные черты, поступки. Очевидно, подобная оценка не за глаза, а в лицо воспринимается подростком, как явный воспитательный прием, в ее искренность он не верит, положительного результата она не дает. Характерен такой пример. Прообразом Митрофанушки для Фонвизина был восемнадцатилетний А.Н. Оленин. Конечно, его недостатки были гиперболизированы. Однако, увидев себя в пьесе, потрясенный Оленин засел за учебу. Он стал образованным человеком своего времени - директором Публичной библиотеки в Петербурге, президентом Академии художеств. Остроумная шутка, ответ, замечание преподавателя. Видеть комическое, находить противоречия в поведении учащихся - показатель зрелости педагога. Юмор помогает безболезненно предупредить или ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать напряжение. Уже несколько недель работал в школе новый учитель математики. Его высоченный рост (2 м) и непропорциональное сложение (очень длинные ноги) вызывали многочисленные шутки школьников. Но постепенно на занятиях устанавливался порядок. Налаживались взаимоотношения с ребятами. Помогало блестящее знание предмета и умелая организация педагогического процесса. И все же удивительная невозмутимость нового педагога не давала покоя некоторым старшеклассникам. И его неоднократно пытались вывести из себя. «Держись, Николай», подумал учитель, краем уха уловив шепот с задней парты: «Сейчас он у меня зашумит...» Девушка, которую прозвали «Колючая», задала вопрос, заставивший испуганно замереть искушенных десятиклассников: «Николай Федотович, а какой длины должны быть у человека ноги?» «Ровно такой, — после секундной паузы ответил учитель, — чтобы доставать ими до пола». «Вот это да!» — выдохнул кто-то восхищенно. Улыбками озарились лица ребят. «Пожалуй, именно в этот момент я впервые почувствовал, как прочные нити взаимопонимания, симпатии протягиваются от меня к школьникам», - рассказывает ныне один из лучших московских преподавателей. Один из эффективных приемов общения - опосредствование. Смысл его заключается в вовлечении учащихся в занимательную внеучебную деятельность с целью воспитания у них тех социальных интересов, запросов и вкусов, которые заменят примитивные развлечения и дадут им возможность испытать радость труда, творчества, создадут оптимистический настрой, укрепят веру в свои силы, а это обязательно рано или поздно положительно скажется на их взаимоотношениях с учителями, с товарищами, на их учебе и дисциплине. Приведем примеры. Все попытки учителей привлечь учащегося восьмого класса Григория П. к серьезной учебе, повлиять на его поведение кончались неудачей. Мальчик нарушал дисциплину на уроках, грубил учителям, отказывался дежурить по учебному корпусу. Учитель Б.А. Терещенко узнал от родителей учащегося, что живут они в собственном доме и сын охотно помогает им по хозяйству, увлеченно плотничает, ремонтирует бытовую технику. Подобрав подходящий момент, Борис Аркадьевич попросил Григория помочь ему в оборудовании кабинета технических средств. Учащийся остался после уроков и вместе с учителем сделал механизм привода штор затемнения, самостоятельно выполнил ряд других поручений старшего. В конце года Григория попросил записать его в кружок технического творчества, постепенно перестал прогуливать уроки, подтянулся в учебе и дисциплине. В пятом классе особенно трудным учащимся считался Юрий К. Однажды на уроке, сделав подростку несколько замечаний, учительница подошла к нему и забрала альбом с марками, которые он рассматривал, отвлекая товарищей. Прервав занятие, учительница… похвалила учащегося за увлечение интересным, полезным делом. Рассказала ребятам о филателии, предложила создать кружок филателистов, а Юру выбрать его старостой. Через две-три недели преподаватели стали замечать, что мальчик стал прислушиваться к замечаниям старших, лучше учиться. Видимо, теперь неудобно стало ученику получать замечания при тех, кем он руководил. «Совершенно неспособный парень, ничем его заинтересовать нельзя», - говорил директор школы об Александре Б., нарушителе дисциплины и очень слабом учащемся. Но вот Саша стал заниматься в клубе юных собаководов. Непоседливый, по мнению большинства учителей, неспособный к самостоятельной работе, парень стал серьезно изучать труды И.П. Павлова, увлекся биологией, успешно закончил техникум. Сейчас Александре Б. - старшина-сверхсрочник на одной из пограничных застав. Готовится к поступлению в вуз. Однако применение опосредствования, как и любого другого аспекта общения, требует предварительной подготовки. В практике нередки случаи, когда всех учащихся записывают в один кружок, педагогически запущенных подростков пытаются увлечь спортом и т. п. Вначале необходимо изучить интересы и склонности учащегося. Если человек тяготеет к живописи, музыке, натуралистической работе, не следует вовлекать его в занятия в кружке не по интересам такого учащегося или в спортивную секцию. Но не каждый учащийся активно включается в предлагаемое ему занятие. И принудить заниматься чем-нибудь нельзя. Народная мудрость гласит: «Человек может отвести лошадь к воде, но даже тысяча людей не заставят ее пить, если она этого не хочет». Так и учащегося невозможно заставить заниматься нелюбимым делом с полной отдачей сил, побудить работать творчески. Поэтому опытный педагог меньше думает о приказах и требованиях, а больше о том, как заинтересовать ребенка. И тут на помощь ему приходит другой прием — подстановка перспективы. В этом приеме педагог, учитывая естественное желание школьника получить радость, удовольствие, ставит перед ним несколько постепенно усложняющихся задач, ведет их от более увлекательной перспективы к менее увлекательной, таким образом, привлекая их незаметно к выполнению работы, казавшейся раньше скучной, неинтересной и воспитывая дисциплинированность, трудолюбие. В одну из школ пришел новый учитель физической культуры. Вскоре он обнаружил, что учащиеся признают только футбол, в который играют на всех занятиях. Педагог не стал с первых дней круто ломать сложившиеся порядки. Обсуждая вместе с подростками футбольные баталии, он очень тактично и в то же время убедительно показывал, что быстрый бег каждого футболиста - необходимое условие хорошей игры всей команды, а скорость вырабатывается на легкоатлетических занятиях. Так появилась первая промежуточная перспектива - начали заниматься легкой атлетикой, чтобы лучше играть в футбол. Через несколько месяцев появилась вторая промежуточная перспектива - необходимость заниматься гимнастикой, так как у футболистов не хватало ловкости. Наконец, все стали заниматься лыжами, чтобы выработать выносливость, необходимую настоящему футболисту. Через два года на занятиях всеми стал изучаться только программный материал. Так же безболезненно помогает изменить поведение учащихся прием инсценировка. В этом приеме учащийся самостоятельно прорабатывает рекомендованный педагогом материал и готовит выступление перед товарищами или разыгрывает сценку, показывающие как выглядит нарушение моральных норм в сравнении с образцовым поведением в обществе. Учительница четвертого класса после неудачной попытки изменить поведение вспыльчивого и грубого Сергея С. провела классный час на тему «Путешествие в страну вежливости». Демонстрировать, как нужно и как нельзя вести себя в обществе, в числе других предложили и Сергею. Он охотно взялся подготовить роль. Класс хохотал над неловким, неумелым, не знающим правил вежливого поведения героем Сергея и аплодировала, когда он изящно демонстрировал правила этикета. Тщательно подготовленная инсценировка принесла плоды. Мальчик начал следить за своим поведением. Учителя и ученики отметили, что он стал внимательнее относиться к товарищам, перестал грубить старшим, хотя отдельные рецидивы еще имели место. Инсценировка - один из эффективнейших приемов. Чувства, возникающие у учащегося в создаваемой ситуации, подталкивают его на осмысление и правильную оценку, а, значит, и на перестройку своего поведения. Прием переключение. В целях установления высокой дисциплины на занятиях, налаживания правильных взаимоотношений с учащимися необходима высокая требовательность педагога. В случае нарушений дисциплины, нежелания выполнять задание старшего часто целесообразно отвлечь нарушителя, переключить его внимание и деятельность на новое занятие. В школе ученики девятого класса записывала задание по математике. Демонстративно отказалась работать одна из учениц: «Я не поняла материал предыдущего урока. Потом перепишу все сразу и разберусь». Предложение учителя пропустить страницу и писать дальше осталось без внимания. Мало того, девочка достала кроссворд и стала решать его, отвлекая вопросами товарищей. Педагог, зная, что школьница охотно работает у доски, попросила его показать группе графическое решение задачи. Девочка с удовольствием занялась любимым делом, усвоила материал. Определенную помощь, в первую очередь в работе с трудными учащимися, может оказать учителю прием отвлечение. Учитывая психические особенности детей среднего и старшего возраста: недостаточно развитое произвольное внимание, некритическое отношение к собственным возможностям, неумение преодолевать трудности, опытный учитель отвлекает подростка, мешающего ему работать, направляя его внимание на что-либо интересное. Учительница истории И.Г. Савельева входит в кабинет и приглашает учащихся. Но подростки ни с места. Они условились не входить в аудиторию: «Кто первый зайдет, тот дурак!» Поняв, в чем дело, учительница весело подает несколько команд, посылая одного из ребят за журналом, несколько человек - за стульями, несколько - за дидактическим материалом, одного ребенка - за тряпкой и мелом, оставшихся, обращаясь к ним по именам, просит расставить стулья. Все занялись делом, забыв о проказе. А через пять минут весь класс, сидя на своих местах в кабинете, напряженно работал. Один из эффективных приемов, входящих в арсенал тактичного педагога, парадокс. Применяя этот прием, преподаватель использует ситуацию, созданную учащимися (сорвать урок, пошалить, испытать педагога) так, что сами нарушители попадают в смешное положение, понимают всю несуразность своего поведения, недопустимого в учебном заведении. Близок к парадоксу прием незамеченного оскорбления. Речь идет о ситуации, когда педагог не обижается на неумный поступок, грубую шутку, проявление невоспитанности - он «не понимает», что его хотели задеть, обидеть. Убеленный сединами преподаватель физкультуры рассказал автору, как однажды в конце четверти на его урок явилась, девочка, дочь высокопоставленных родителей, неоднократно приносившая справки об освобождении от занятий, и попросила, вернее потребовала выставить ей оценку. «Ну что, выполните упражнение», - предложил педагог, а через две минуты подвел итог: «Для того, чтобы получить положительную оценку, Вам еще много надо работать». Со злой гримасой на лице школьница направилась в строй, довольно громко бросив: «Дурак!» Редкая тишина воцарилась в зале. А пожилой, заслу
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|