Создания благоприятного психологического климата в коллективе
В медицине существует понятие – «отдаленные последствия». И от врача требуется большая осторожность при лечении больного. Если врач дает лекарство, скажем от сердца, он обязан предусмотреть возможность рецидива, отрицательного воздействия рекомендованного средства на другие органы. Думать об отдаленных последствиях нелегко. Но медики это делают. А учителя? В последнее время с детьми стало работать труднее. Но в воспитательном процессе превалируют не методы требования и наказания, а методы убеждения и примера. Почему? Семья, общество, учебное заведение, где царит безоговорочное послушание, всегда делают глубоко несчастными своих членов. Управление при помощи силы вызывает защитную реакцию, снижает самооценку отдельных людей и самоопределение общества в целом. А насилие в свою очередь порождает насилие. Не случайно с исторической арены ушли огромные империи, строившие свою политику на насилии и принуждении [24, 220]. Избежать катастрофы в масштабе государства и отдельной личности, подобрать эффективные меры воздействия на членов взрослого, детского коллективов помогают тактичное и уважительное отношение, индивидуальный подход, знание основ конфликта, грамотное использование методов и приемов воздействия и взаимодействия, стилей общения и пристроек. Это позволяет создать благоприятный психологический климат в коллективе, составными элементами которого являются: q доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; q доброжелательная и деловая критика; q свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов; q достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
q удовлетворенность принадлежностью к коллективу; q высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи; q принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр. Мы видим, что педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. В связи с этим В.А Кан-Калик выделяет следующие линии общения: 1. общение педагога с отдельными учащимися; 2. общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом; 3. общение педагога с коллективом в целом; 4. общение педагога через коллектив с отдельными учащимися. Причем эти линии общения находятся в постоянном взаимодействии, пересекаются, взаимопроникают и т.п. В педагогической деятельности коллективность общения – это не просто коммуникативный фон деятельности, а важнейшая закономерность общения. Одной из задач учителя при общении с детьми передать часть своих знаний. Уверенность в силе своего интеллектуального багажа выразится в том, как учитель войдет в класс (уверенно ли откроет и закроет дверь, пройдет через весь кабинет или, войдя, долго будет стоять у двери), каким голосом скажет первые слова (спокойным громким, не быстро и не медленно), как займет учительский стол, как будет двигаться по классу. На усвоение слов преподавателя влияет и его внешний вид. Установлено, что человек, получивший положительную оценку за внешность, чаще всего положительно характеризуется по личностным характеристикам и наоборот. Чувствуя это, опытный учитель аккуратно одет, со вкусом причесан. Он неизменно демонстрирует уверенность в своих знаниях, сосредоточенность, целеустремленность. Недопустимо появление педагога на занятиях с озабоченным или растерянным лицом. К.Д. Ушинский справедливо считал, что педагог должен передавать своим воспитанникам заряд бодрости, оптимизма, мажорного настроения. Если у учителя сгорблены плечи, опущена голова, расслаблено висят вдоль тела руки – это первая степень готовности. Дисциплины в этом случае педагог не добьется, уважительного отношения к нему не будет. Но бывает еще хуже, когда старший начинает апеллировать к учащимся: Почему вы шумите? Вы что, заниматься не хотите? Вам что, знания не нужны?
Исследование по проблеме общения показывают, что в процессе педагогического общения происходит «взаимозаражение» общающихся, коммуникативное «взаимозаражение» педагога и учащихся, существенным образом влияет на творческое самочувствие педагога и класса, психологический климат. Это «взаимозаражение» возникает на основе эмоциональной общности переживаний педагога и обучающихся, укрепляет ее, выступает одновременно как результат эмоциональной общности. Этот эффект самым существенным образом влияет на содержательную сторону педагогического общения, на уровень познавательной деятельности учащихся и т.п. возникает педагогическое сопереживание. Учитель выступает как активатор сопереживания и заражает учащихся проблемой, совместным поиском, причем сопереживание, вызванное им у учащихся, в свою очередь, влияет и на самого педагога. Важно уметь воспринимать и оценивать эмоциональную реакцию класса в целом и каждого ученика в отдельности как показатель уровня и глубины восприятия информации, комфортности в классе. Узнать о состоянии удовлетворенности человека при общении очень легко. Помогает в этом анализ «пристроек». В транспорте каждый из нас легко заметит того из сидящих пассажиров, кому скоро выходить. Заметит по его приспособлению к вставанию. А на остановке из всех ожидающих мы сразу выделим тех, для кого подъезжающий автобус оказался с нужным номером маршрута – по тому, как они заранее готовится войти в автобус. Особый интерес представляют для нас то, как изменяется характер пристроек одного человека к другому или другим. Это зависит о представлении одного человека о своем праве в данный момент именно так воздействовать на другого человека. Если воздействующий ощущает это свое право, то все его пристройки обладают чертами пристройки «сверху», если он ощущает свое бесправие – пристраивается «снизу», в случае «золотой средины» – пристраивается «наравне».
Предложенный П.М. Ершовым критерий различения «пристроек» человека к человеку – сверху, снизу, наравне - прост и понятен в наблюдении, хотя достаточен сложен в обосновании. Почему учитель, ученик, любой человек в данный момент «пристроился» именно «наравне», «сверху» или «снизу» – объяснить бывает трудно. А вот увидеть, узнать эту пристройку - достаточно просто1. «Пристройка сверху» проявляется в распрямлении спины, «увеличении» роста человека, чтобы слова посылать сверху вниз, чтобы послушание, поддакивание, исполнительность того, к кому обращается последователи сами собой. Смело приблизиться, решительно протянуть руку, без спроса взять вещь, похлопать по плечу – и все это с уверенностью, что возражений у партнера быть не может. «Пристройка снизу» выглядит, как тщательнее приспосабливание говорящего к тому, от кого он ждет ответа. Человек старается занять как можно меньше места, уложиться в самое короткое время, возможность меньше обеспокоить значительного для себя собеседника, чтобы то без труда смог согласиться, выполнить просьбу, помочь. «Пристройка наравне» узнается по следующим признакам: человек не мобилизовался, не потратил ни одного лишнего усилия при обращении, никак дополнительно не приспосабливался. Вспомните своих знакомых, друзей, родных, одноклассников, учителей, понаблюдайте за общением людей, определите пристройку. Одинаковы ли они? «Пристройки» каждой разновидности у любого человека очень разнообразны. Они тонко отражают все изменения и в восприятия человеком своего партнера, и в его отношении к нему, и помогают понять кому в данной ситуации комфортно, а кому не очень, кто понимает уровень изложенного материала, а кто нет. При организации правильного взаимопонимания в процессе педагогического общения существенную роль играет эмоциональная идентификация и эмпатия как способность «эмоционально (а не только рационально) воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами»1. Уметь эмоционально идентифицировать себя с ребенком, зажить его чувствами и мыслями, а значит, адекватно понять его мысли и переживания – сложная задача. Верное преставление о партнере – условие продуктивности всех воздействий. Педагог У.П. Короленко писал: «Когда чувство не находят соответствующего выражения, резко снижается возможность взаимопонимания. Причина? Низкая эмоциональная культура, неумение владеть формой эмоциональных переживаний и читать чужие эмоции. Для педагога это губительно»2.
Таким образом, эмоциональная идентификация является важнейшим компонентом процесса педагогического общения как перед организацией воздействия, так и после него. Выстраивается следующая структура:
Эмоциональная Педагогическое Эмоциональная Педагогическое идентификация воздействие идентификация воздействие
Здесь эмоциональная идентификация выступает как элемент опережающий (прогностический) и завершающий (оценочно - уточняющий). Таковы функции эмоциональной идентификации в процессе профессионально-педагогического общения. Чтобы создать наиболее благоприятный климат, оптимизировать общение можно рекомендовать своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться: 1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное и.д. 2. Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное. 3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению. 4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу. 5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя. Ученическое равнодушие часто появляется лишь потому, что тот интерес, с которым учитель готовил урок, на самом уроке никак не проявляется в учительском поведение, поэтому ученики оказываются не способны «заразиться» учительским интересом. 6. Органичное управления собственным самочувствием в ходе урока, внеклассного занятия и общения с детьми: ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении, вытеснение отрицательных мыслей и желаний. 7. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умения организовывать единство общения и метода воздействия. 8. Проявление педагогического такта. 9. Владение культурой речи: яркая, образная, эмоционально насыщенная, доступная, логичная, лаконичная. 10. Управление голосом: дикция, интонация.
11. Управление мимикой: энергичная, яркая, педагогически целесообразная. 12. Управление пантомимикой: выразительная, адекватная жестикуляции, пластичная образность, эмоциональная насыщенность жестов. 13. Формирование дружного ученического коллектива: включение учеников в общее дело, то есть обнаружение общей для всех целей. 14. Использование древнего педагогического совета: «Никогда не делайте замечание всем участникам беспорядка, а только одному устраивая проработку всему классу или его части, учителя часто невольно помогают детям объединиться в плохих делах». 15. Определение по внешним признакам состояния ребенка. 16. При общении выслушивать с вниманием и уважением, не прерывая собеседника. 17. Итоговая, общая характеристика общения. Но все эти «технологические» приемы активно заработают только при наличии главного условия – интереса к педагогической профессии, вкуса к учительской работе, любви к детям, взаимопонимании и взаимоуважении субъектов учебно-воспитательного процесса, иначе говоря – при условии профессионально-педагогической направленности личности педагога. Однако жизнь полна противоречий, и в профессиональной деятельности педагог часто встает перед проблемой: как разрешить конфликт с учеником, с коллегами, с родителями ученика. П.П. Блонский сказал: «Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены». Объясните, о каких стенах и мостах идет речь. Тестирование
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|