Сущность и факторы конкурентоспособности и конкурентных преимуществ товара
Конкурентоспособность товара (КТ) – это степень реального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность товара отражает уровень его экономических, технических, экологических и эксплуатационных параметров. Среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью (КТ) на рынке обладает тот товар, который благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект (Эпол.) и минимальную цену потребления (Цпотр), которая определяется суммой цены приобретения и затрат потребителя по эксплуатации товара в период срока его службы (техническое обслуживание, ремонт, энергопотребления и др..). В самом общем виде, конкурентоспособность товара определяется по формуле: . Конкурентоспособность товара определяет его способность выдерживать конкуренцию с аналогичными товарами–конкурентами, благодаря его конкурентным преимуществам на данном рынке. При этом конкурентные преимущества товара подразделяются на внешние и внутренние. К внешним относятся: - уровни конкурентоспособности страны, отрасли и предприятия; - сила конкуренции на рынке товаров; - сила конкуренции на входе в систему предприятия среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, информации; - появление новых потребностей; - уровень организации производства, труда и управления у производителей товаров и поставщиков сырья, материалов, комплектующих; - активность контактных аудиторий (общественных организаций, обществ потребителей, средств массовой информации). К внутренним конкурентным преимуществам товара относятся: - обоснованность миссии предприятия с точки зрения ориентации его на достижение конкурентоспособности товаров;
- патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара; - рациональность организационной и производственной структур предприятия; - конкурентоспособность персонала предприятия; - прогрессивность технологических процессов, оборудования и информационных технологий; - уровень активизации инновационно-инвестиционной деятельности на предприятии; - уровень системы управления (менеджмента) на предприятии. М. Портер конкурентные преимущества товара делит на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность предприятия разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у аналогичных товаров-конкурентов. Дифференциация товара – это его способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового его качества, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Исходя из теории конкурентных преимуществ основными факторами, определяющими уровень конкурентоспособноститовара являются: - уровень качества товара, как результат производства (в сравнении с товаром конкурирующих предприятий); - цена потребления товара, которая определяется суммой цены продаж и издержек у потребителя этого товара за весь срок его эксплуатации; -соотношение цены потребления товара и его качества; - неценовые факторы, которые проявляются в сфере обращения. Это прежде всего качество сервисного обслуживания товара. Для определения степени тесноты соотношения качества товара и цены его потребления применяется показатель эластичности (изменения) цены потребления товара при изменении его качества. Коэффициент эластичности цены по качеству (Eα) определяется как частное от деления процентного изменения цены потребления товара (%∆Ц) к процентному изменению качества товара (%∆Кач..) по формуле
, где Кач.1 и Кач.0, Ц1 и Ц0 – соответственно качество и цена потребления товара анализируемого (1) и базисного (0) предприятия - конкурента. Варианты соотношения качества товара и цены его потребления при разных коэффициентах эластичности приведены на рисунке 29.3.
Качество Eα<1 (неэластичная цена)
Eα=1 (единичная эластичность цены)
Eα>1 (эластичная цена)
Цена потребления
Рисунок 29.3 - Эластичность цены потребления по качеству товара
Различают три основных вида эластичности цены товара по его качеству: - единичная эластичность, когда на каждый процент изменения комплексного показателя качества товара, цены потребления изменяются соответственно на 1% (Eα=1); - эластичная цена, когда цена потребления товара изменяется в процентах быстрее, чем изменяется комплексный показатель качества в процентах (Eα>1); - неэластичная цена, когда цена потребления товара изменяется медленнее, чем изменяется комплексный показатель качества в процентах (Eα<1). Единичная эластичность уравновешивает интересы товаропроизводителя и потребителя. На неэластичной цене (если товар реализуется) в краткосрочном периоде проигрывает товаропроизводитель. Эластичная же цена обеспечивает товаропроизводителю его долгосрочное процветание и долговременный период пребывания на рынке, если проблем с реализацией товара не возникает. Помимо частных требований к товару, выдвигаемых рынком и каждым отдельным потребителем, существуют и общие требования к производству товаров. Это нормативные параметры, которые устанавливаются: действующим законодательством, международными и отечественными стандартами; нормативно-техническими регламентами страны-экспортера и стран-импортеров, определяющими требования к ввозимой в страну продукции фирм-изготовителей данной продукции, патентной документацией. Если хотя бы одно из этих требований не будет выполнено, то риск реализации выведения товара на рынок является высоким.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|