Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Ветхий Завет и его мир (4 часа)




Тема 1. Ветхий Завет и его мир (4 часа)

1. Ветхий Завет: история создания и текстология.

2. Пророческие книги Ветхого Завета: книга Иова, книга Екклесиаста, книга пророка Даниила.

3. Ветхозаветные образы в мировой художественной культуре.

 

Цель семинарского занятия – ознакомиться с книгами Ветхого Завета, которые являются священными для иудеев и христиан и почитаются в исламе. По первому вопросу студенты должны охарактеризовать структуру Ветхого Завета (из каких книг состоит), изложить историю их создания. При этом надо обратить внимание на иудейский канон книг Ветхого Завета, который не совпадает с христианским. Интересно также сравнить иудейский канон с первым переводом Библии на греческий язык – Септуагинтой. Во втором вопросе речь пойдёт о пророческих книгах. На занятие вынесено ознакомление с тремя книгами. В книге Иова рассматривается проблема ветхозаветной теодицеи. Примером древнего свободомыслия является Екклесиаст. Многие выражения из этой книги стали частью нашего культурного обихода. Книга пророка Даниила состоит из двух частей – повествовательной и апокалипсической. На неё следует обратить особое внимание, так как христианские богословы видят в ней пророчество об Иисусе Христе (гл. 9). Кроме того, очевидно, в ней появляется идея о загробном воздаянии.

При анализе каждой из трёх книг надо охарактеризовать структуру книги, историю её создания. В работе над текстом пророческих книг студенту поможет обращение к работам М. И. Рижского и Г. В. Синило. Комментарии к Екклесиасту есть в отдельном издании, указанном в списке литературы.

Студенты должны подобрать материал по последнему вопросу самостоятельно. Необходимо принести репродукции картин, тексты литературных произведений, подготовить по этому вопросу сообщения.

 

Список литературы

 

· Библия (любое изд., желательно – комментированное).

· Книга Екклесиаста. – М., 2001.

· Краткая еврейская энциклопедия / Под ред. И. Орега (Наделя). – М.; Иерусалим, 1976–1992. Т. 1–6.

· Рижский М. И. Библейские пророки и библейские пророчества. – М., 1987.

· Рижский М. И. Книга Иова: из истории библейского текста. – Новосибирск, 1991.

· Синило Г. В. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета). – М., 1998.

Тема 2. Иудаизм: догматика и обрядность (2 часа)

1. История иудейского монотеизма. Начало создания культа единого Бога – Яхве.

2. Биография пророка Моисея. Теофания в Ветхом Завете

3. Основы вероучения. Тора. Декалог. Иудаизм – религия Закона.

4. Еврейская этика и обряды.

5. Н. А. Бердяев об историческом значении иудаизма.

 

Главной темой семинарского занятия является анализ иудаизма как религиозной системы. Изложение материала о становлении еврейского монотеизма следует начать с первого праведника – Авраама. Затем на основе книг Исхода излагается биография Моисея и его деятельность в качестве пророка и основателя религии. Студенты сталкиваются с понятием «теофания», смысл которого надо раскрыть и привести примеры из Ветхого Завета. Важной проблемой, рассматриваемой на семинаре, является концепция «избранного народа». Пятикнижие Моисея (Тора) является ядром Священного писания у иудеев. Необходимо обратить внимание на 10 заповедей (Декалог), изложенных в книге Исхода (20, 2–17) и в книге Второзаконие (5, 6–21), объяснить, в чём состояло богооткровение, как трактовался приход Мессии. По четвертому вопросу лучше всего подготовить сообщение, использовав работу И. Телушкина. В заключение следует обсудить оценку еврейства в мировой истории, данную русским философом Н. А. Бердяевым.

 

Список литературы

 

· Беленький М. С. Иудаизм. – М., 1974.

· Бердяев Н. А. Смысл истории. – М., 1990.

· Библия. Книги: Бытие, Исход и Второзаконие (любое изд., лучше – комментированное).

· Косидовский З. Библейские сказания (любое изд. )

· Пилкингтон С. М. Иудаизм. – М., 1999.

· Телушкин И. Еврейский мир. – М.; Иерусалим, 1997.

· Учение: Пятикнижие Моисеево / Пер., введ. и коммент. И. Ш. Шиф­мана. – М., 1993.

 

 

Тема. 3. Новый Завет (4 часа)

1. Происхождение и история создания книг Нового Завета. Структура и текстология.

2. Иисус Христос. Земная жизнь и учение.

3. Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

4. Образ Христа в русской художественной культуре.

Семинар начинается с ознакомления с книгами Нового Завета и, прежде всего, с четырьмя Евангелиями. Именно они являются основой для воссоздания истории земной жизни Христа. Главная идея Нового Завета – это идея богочеловечества. Надо рассказать о евангелистах, об истории создания книг, сделать сравнительный анализ их содержания. Главная задача занятия – выяснить значение Христа и его учения, определившего не только культуру, но и весь облик современной цивилизации. При изложении основных этапов земной жизни Иисуса Христа выделить следующие: от Вифлеема до Капернаума, далее въезд Христа в Иерусалим, все события, связанные с подготовкой к Голгофе, распятие и воскресение. В Новом Завете мы впервые знакомимся с учением Христа. Наиболее полно оно отражено в притчах Иисуса. Желательно, чтобы студенты смогли прокомментировать хотя бы две-три. Иисус Христос называл своё учение «благой» (или «радостной») вестью. Надо объяснить, в чём состояла «благая весть». Ответ на этот вопрос студенты могут найти в Евангелии от Матфея (см. 18, 12–14) и Луки (15, 4–7). Кроме того, надо обратиться и к другим главам указанных книг – от Матфея (6, 9–13; 5, 43; 19, 19; 22, 39; 7, 2–12), от Луки (11, 2–4; 10, 27; 6, 38), от Марка (12, 31; 4, 24). Другое важное положение учения Христа – идея «царства Божьего», которая тесно связана с «благой вестью». «Что такое царство Божие? » – ответ на этот вопрос надо найти в книгах Нового Завета. Рекомендуется обратиться к Евангелию от Иоанна (18, 36; 14, 6). Изучая земную жизнь Христа, студенты сталкиваются с вопросом: почему евреи не приняли Иисуса в качестве мессии? Известно, что это был сложнейший период в жизни народа, который готов был принять мессию, но не принял. Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к иудейскому пониманию Мессии (Машиаха). В Апокалипсисе дана картина Страшного суда и возникновения Нового Иерусалима. Откровение Иоанна Богослова можно сравнить с книгой пророка Даниила, которая изучалась на предыдущем занятии.

На заключительном этапе занятия студенты должны самостоятельно подобрать репродукции картин русских художников и тексты из произведений русских писателей или высказывания известных деятелей русской культуры и подготовить выступления на тему «Образ Христа в русской духовной культуре».

 

Список литературы

 

· Азбука христианства: Словарь-справочник важнейших понятий и терминов христианского учения и обряда. – М., 1997.

· Библия: Книги Священного Писания. Ветхий и Новый Заветы. Канонические. – М., 1997.

· Деко А. Апостол Павел. – М., 2005.

· Мень А. Сын человеческий. – М., 1992.

· Миркина З. А., Померанц Г. С. Великие религии мира. – М., 1995.

· Мориак Ф. Жизнь Иисуса. – М., 1991.

· Религии мира: Энциклопедия. – М., 1996. Т. 6. Ч. 2.

· Ренан Э. Жизнь Иисуса. – М., 1991.

· Свенцицкая И. С. Апокрифические Евангелия: Исследование, тексты, комментарии. – М., 1996.

· Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. – М., 1993–1994.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...