Психологический настрой на тренировку
Не все в спортивном танце определяет тренировка как физическое усилие. Секреты успеха действительно выдающихся деятелей культуры тела заключаются не в том, на самом деле, сколько и как прилагается усилий для достижения желаемого результата. Сколько спортсменов - столько способов тренировки, хотя, конечно, есть общие, единые законы чисто физиологические, определяющие правила тренировочных нагрузок. Однако, одних лишь этих правил недостаточно для достижения действительно эффектного результата. Во много раз эффективность тренировок повышает грамотный психологический настрой на работу со своим телом, что есть осознанная работа плюс усилие духа. Вот об этом подробнее. Прежде всего, необходимо определиться, как вы воспринимаете дополнительную информацию или работу со своим телом. Если для вас это - еще одна ступень вверх, вам пригодятся эти материалы, если же вы каждый раз от сердца отрываете время и силы, которые вы бы потратили на другие радости жизни - рассказ о настрое на тренировку вам не поможет. Дело в том, насколько важно для вас ваше мастерство. От этого зависит, насколько вы способны концентрироваться на информации, поскольку подготовка к тренировке, настрой на нее и сама тренировка - это, в первую очередь, сосредоточенность и концентрация. В связи с тем, что большой спорт – это большие физические и психические нагрузки, рано или поздно наш организм выкидывает разные штучки, которые, порою, сводят на ноль месяцы усилий. Один из таких моментов – рассеянное внимание, отвлеченность от процесса тренировки. Причиной этого явления может быть и усталость, и неудовлетворенность собой, и просто неумение сосредотачиваться.
Тренировка, с этой точки зрения, бывает эффективна тогда, когда все ваши мысли и чувства сосредоточены на той работе, которую в этот момент выполняет ваше тело. Но зачастую бывает так, что, казалось бы, одна часть нашего внимания работает над телом, а другая размышляет о посторонних вещах. Например: · Ой, как больно это делать! · Интересно, что бы мог означать этот взгляд, которым на меня посмотрел X, Y или Z и т. д. · Боже мой, как уродски это выглядит в зеркале · У меня опять сегодня неважный вид · Надеру нос конкуренту (кстати, не самая плохая мысль, но мешает!) · Я не готов к турниру · Я не могу оправдать ожиданий N или L · Стоит ли мне вообще заниматься танцами? · Что сейчас делает моя подруга? (друг) · Где взять денег на уроки? · Я один такой бестолковый или все танцоры так «зарываются»? И прочие мысли, вплоть до воспоминания вчерашней вечеринки. Вся эта болтовня ума нейтрализует работу тела, разрушает настрой на работу, а когда вы еще и недовольны собой, она просто блокирует мышцы, делая их непослушными, инертными или зажатыми. Необходимо полностью погружаться в работу и только тогда будет эффект. Не менее важно во время отдыха полностью отключаться не только от физического напряжения, уметь расслаблять мышцы во время отдыха, но и от размышлений о проблемах своего танцевания. Отдых только тогда эффективен и дает подпитку организму, когда вы во время отдыха отдыхаете и телом и душой. Если же вы с тренировки уносите отрицательные мысли и впечатления, и продолжаете культивировать их, добавляя к ним еще какие-либо жизненные трудности, то на следующую тренировку вы придете уже усталым, даже если вы устроите себе трех четырехдневный перерыв. Самое необходимое и самое сложное, что необходимо танцору для того, что бы продвигаться на танцевальный Олимп - это не переставать чувствовать себя ни в каких обстоятельствах танцором во всех смыслах этого слова - и спортсменом, и актером, и представителем определенной социальной группы, ведущий свой особый образ жизни и обладающей своим особым имиджем. Необходимо не просто помнить об этом, а быть танцором всегда.
Очень многие вещи (например, осанку) тренировать в зале - значит убивать время. Их необходимо тренировать в жизни, каждую минуту. И речь идет не только о движении. Именно в жизни мы накапливаем те психологические качества личности, которые затем воплощаем и в тренировочном процессе, и в самом танце. Поэтому ходить по улицам, на учебу, на работу, на тренировки с застывшей маской усталости, или неудовлетворенности и думать, что на турнире вы вдруг, откуда не возьмись, засияете – наивно. Вы уже натренировали свой образ в жизни, его вы и демонстрируете на площадке. Так давайте же тренировать положительные образы, нужные, красивые, уверенные! Особый психологический настрой необходим как для эффективной работы, так и для творческого состояния - создания образа, так и для выхода из творческого и физического тупика, когда физическое либо психическое напряжение доходит до такого предела, что мышцы перестают слушаться, обстановка в зале, в паре раздражает, и с тренировки вы не выносите ничего, кроме усталости, злобы и неудовлетворенности. Это есть момент потери творческого состояния, чувства танца, той волны, на которой человек делает вещи, казавшиеся невозможными ему самому. В такой ситуации просто «надеть» на себя чувство танца удается мастерам, в совершенстве овладевшим техникой вхождения в творческое состояние и способностью его удерживать. Психологический настрой оказывает влияние и на эмоциональное состояние и восприятие своей работы, и на свободу мышц, и на ощущение подвластности вашего тела любому мысленному желанию, и на чувство партнера, и на музыкальность, и, что главное, на образ, на энергетику танца. Причинами отсутствия должного творческого состояния являются: а) физическая усталость б) психологическая усталость в) неудовлетворенность собой. Усталость - это состояние напряжения, усиливающееся день ото дня и невозможность по какой-либо причине расслабиться и отдохнуть. Напряжение - это защитная реакция, возникающая тогда, когда психика делает вывод, что обстановка опасная и необходимо быть все время в боевой готовности. Снятие усталости, фактически, это снятие установки на защиту. Эти установки возникают, зачастую, неконтролируемо, в связи с вашим ощущением нарушенной безопасности - физической ли, психологической, мнимой или реальной - все это может определить лишь специалист, а вам приходится иметь дело со своим напряжением и своей усталостью.
Неудовлетворенность собой, своим танцем, своим телом, своим танцевальным образом, очень сильно тормозит рост мастерства. Почвой для этой неудовлетворенности помимо индивидуальных особенностей личности, сложившихся в связи с условиями воспитания и развития, чаще всего служат те самые идеалы танца, которые танцор ставит перед собой, и к которым стремится, как бы парадоксально это не звучало. Сами по себе цели и идеалы – факторы необыкновенно стимулирующие и мобилизующие в человеке неведомые возможности и способности, когда спортсмен считает эти цели достижимыми и планомерно продвигается к ним. Но стоит начать концентрироваться на негативе, который неизбежно возникает всякий раз, когда танцор сравнивает себя со своим идеалом не в свою пользу (видя ту огромную пропасть, что отделяет его от его цели), как цель из стимула становится ядом, отравляя и тренировки, и выступления, и жизнь вообще, превращая ее в жестокую войну со своим телом, с собственным несовершенством. Вопрос: как с этим бороться? Прежде всего, следует не бросаться в крайности. Одна крайность - ощущение себя глубочайшим несовершенством, другая - отсутствие навыка к реалистичной самокритике и самоанализу, грубо говоря, нарциссизм, повальная и безграничная самовлюбленность. Способ изменения ситуации существует только один - переделывание, переосмысление своего отношения к себе и своей роли в танцах как образе жизни. У каждого человека существует огромный ряд убеждений относительно себя, мира и других людей, который ограничивают его взаимодействие с миром, собой и людьми, лишая гибкости его мышление, а также сужая круг способов реализации человеком его творческих, интеллектуальных и физических данных.
По сути, эти убеждения отражают мнения данного человека о том, кто и почему виноват в том, что жизнь этого данного человека устроена и течет так, а не иначе. В зависимости от индивидуальных особенностей, одни в своих проблемах винят себя, поедая себя изо дня в день, другие винят партнера, судей, паркет, музыку, туфли, расположение звезд, плохой сон и т.д., и т.п. И та, и другая позиции деструктивны уже потому, что несут в себе элемент вины - самого пагубного для развития личности чувства. Давайте определимся: именно вины, а не ответственности. Это ответственность формирует положительные качества личности, а вина губит их. Отличить одно от другого очень просто. Отследите свои мысли: если вы все время в поисках ответа на вопрос «кто виноват?», вы под властью чувства вины. Если же вы ищите пути «что делать?», то это уже ближе к ответственности. Вина парализует человека в его безвыходности, безысходности. Ответственность напротив, толкает его к действиям. Неудовлетворенность собой и есть воплощение одной из крайностей - чувства собственной вины за то, что в жизни и в танце все не так, как хочется. Попробуйте оценить свой танец и себя, запишите эти определения и попробуйте их переосмыслить. Например, если вы считаете свой танец «недоделанным», увидьте, что на самом деле он не недоделанный, а сделанный уже наполовину. Однако, смысл не в том, что бы сказать себе об этом, сколько не говори «халва», во рту слаще не станет. Смысл в том, что бы внимательно посмотреть и увидеть, что ваша оценка с приставкой «не» неверна, все на самом деле гораздо проще и лучше. Для того, что бы нейтрализовать неудовлетворенность собой, необходимо учится видеть прогресс и позитив в своем развитии, а не зацикливаться на отрицательном. Это не значит, что нужно закрывать глаза на свои промахи, это значит, что в своих недостатках необходимо видеть почву для возделывания, а не ставить на них окончательный крест или, того хуже, не превозносить их как достоинства. Грань между этими понятиями очень тонка. Существует как бы две отрицательные позиции: одни танцоры просто не видят, что в их танце мешает им расти (здесь необходимо развивать аналитическое мышление и это отдельная тема), другие же прекрасно видят все свои проблемы и страдают от их присутствия. Следствием этого являются психологические мышечные блоки, делающие мышцы танцора непослушными: либо слишком вялыми, инертными, либо с повышенным тонусом, напряжением (жесткими).
Упражнения Существует несколько очень простых приемов, помогающих отвлечься от негативного восприятия себя и сконцентрироваться на танце. 1. Избавьтесь от зеркал. Каждый раз, видя свое отражение в зеркале, вы будете фиксировать свое внимание на негативе, сравнивая свое исполнение с исполнением чемпионов, и тем самым, еще не начав работать, уже будете выбиты из колеи. Необходимо понимать, что сразу вы не добьетесь идеального внешнего вида, особенно когда вы не просто танцуете, а что-то отрабатываете. Поскольку упражнения на отработку сами по себе не могут выглядеть готовым танцем. 2. Танец как медитация. Работа без зеркал, кроме всего прочего, помогает сконцентрироваться на внутренних ощущениях своего тела, попробуйте, закрыв глаза или, рассеяв зрение, увидеть работу своих мышц внутренним зрением, изнутри. Отследите, в каком месте мышцы не слушаются, слишком напряжены или, наоборот, инертны. 3. Дыхание. Вдохните глубоко и мысленным взором направьте энергию и воздух выдоха в то место, где вы ощущаете напряжение. 4. Никогда не помешает вам видеокамера. Свои тренировки необходимо снимать, просматривать и корректировать направление своей работы, определяя, где вы обошли вниманием себя. Сравнивайте эти записи и ищите позитив, прогресс. 5. Важно действительно получать удовольствие не только от результата тренировок, но и от самого процесса: от растягивания, усилия, от ощущения власти над своим телом. Если вы приходите в зал, и на вас уже заранее давит предчувствие войны со своим телом за результат, эффекта не будет. От того, что ваша психика настраивается на противоборство с телом, тело отвечает тем же: мышцы из гибкого податливого волокна превращаются в железную неповоротливую броню, защищающуюся от самой себя, от настроя психики. Важно поверить в то, что ваше тело - не враг вам и не саботажник, оно лишь отвечает вам тем же, с чем вы обращаетесь к нему. Если для вас такой воинственный настрой действительно труднопреодолимый барьер, заранее перед тренировкой попробуйте провести с собой что-то вроде медитации, в которой вы обращаетесь к своему телу за помощью (нежно и с любовью). Например: «Моя любимая грудная мышца! Ты ведь можешь быть такой сильной, пластичной, красивой! Давай вместе создадим тот прекрасный танец, который я вижу в своем воображении!» Не смотря на всю забавность этого упражнения, его следует выполнять со всей серьезностью, погрузившись в состояние полного внимания к своему телу. Если же вам сложно проделывать с собой подобные опыты, скорее всего, у вас большие сложности с актерским мастерством, поскольку вы не можете абстрагироваться от образа себя, к которому вы испытываете уважение. Заручившись поддержкой тела, вы научитесь получать больше творческого удовлетворения от работы, а значит, разрушится одна из негативных установок, мешающих вам развивать мастерство. 6. Необходимо помнить всегда о том, что не ваше тело управляет вашим движением, а ваш мозг, и его приказы первичны, и уже их выполняют ваши мышцы, создавая нужные вам движения. Почаще вспоминайте о том, кто здесь хозяин - вы или ваш левый мизинец. Забудьте слово «не получается» - само по себе ничего не бывает. Либо вы сделаете так, что бы получилось, либо нет. 7. Визуализация. Используйте видеозаписи чемпионатов Мира и Европы не только для «слизывания» вариаций. Смотрите на того чемпиона, который вам наиболее импонирует, и представляйте, что это – вы. Запомните те ощущения, которые посетят вас в этот момент и унесите их с собой на тренировку. Визуализация – один из самых мощных способов разблокирования психики. Вариантов визуализации существует множество. Попробуйте поэкспериментировать. Я надеюсь, вы еще не разучились просто мечтать? Правило №4 успешной тренировки – благодари свое тело,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|