Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дискуссия по этическим проблемам




Модуль 1. ЭТИКА КАК НАУКА

 

Тема 1. Этика и мораль.

Вопросы для обсуждения

1. Термины «этика», «мораль» и «нравственность», их этимологическое родство и исторически сложившееся различие.

2. Предмет этики. Назначение этики. Философский статус этики. Этика как учение о морали. 3.Основные виды традиционной этики: этика счастья, долга (деонтология), добра (аксиология), справедливости, добродетели (аретология), любви и т. д.

4. Основные этапы истории этики. Античная этика. Основные характеристики этических учений Сократа, Аристотеля, Эпикура. Этика Средневековья. Христианская этика в учениях Августина Аврелия и Фомы Аквинского. Этика Нового времени. Этический аспект учений Н. Макиавелли, М. Монте-ня. Утилитаризм И. Бентама и Дж. С. Милля. Этические принципы немецкой классической философии. Постклассическая этика: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Этические концепции XX века (этика экзистенциализма, религиозная линия в этике XX века, «этика благоговения перед жизнью», этические установки Э. Фромма). Этика в русской философской традиции.

 

Эвристические вопросы

1. «Есть много родов развития и образования, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное» (В. Г. Белинский). Какую роль в нравственном образовании личности играет этика? Может ли этика научить морали? Как в этой связи вы расцениваете высказы-вание Ф. Ларошфуко «Можно дать совет, но нельзя дать умение им пользоваться»?

2. В чем вы видите отличительные особенности авторитарной и гуманистической этики по разным основаниям: по целям и средствам, по основным принципам, по способам и методам регуляции и др. В чем, на ваш взгляд, заключается необходимость их взаимодействия?

3. Чем отличаются этические добродетели от дианоэтических?

4. Обладают ли добродетелями животные и боги?

5. Как Аристотель определяет добродетель? Какие десять отдельных добродетелей он выделяет? Чем отличается мужество от других мотивов, вызывающих смелые поступки, страх, ярость и др.? В какой сфере деятельности обнаруживается мужество? Чем отличается щедрость от великодушия?

6. И. Кант сформулировал знаменитый тезис: «Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек... есть цель сама по себе». Что означает этот тезис?

7. Как вы объясняете следующее определение Г. Ф. В. Гегеля: «Суть моральности выражает принцип: рассматривай себя в своей практической деятельности как свободное существо»? Как здесь выражено так называемое «золотое правило»?

8. На каком принципе человеческих отношений базируется следующее утверждение А. Шопенгауэра: «Истина же такова: мы должны быть несчастны, и мы несчастны. При этом глав-ный источник самых серьезных зол, постигающих человека, это сам человек: человек человеку волк. Кто твердо помнит это, для того мир представляется как некий ад, который тем ужаснее дантовского ада, что здесь один человек должен быть дьяволом для другого». Какие аргументы, по вашему мнению, лежат в его основе? Какие контраргументы вы могли бы при-вести?

9. Могло бы способствовать разрешению современных общественных коллизий утверждение Н. Г. Чернышевского о том, что правильно понятый общий интерес есть основа личного блага каждого? А мнение французских сторонников «разумного эгоизма», что правильно понятый личный интерес есть основа общего блага всех? Почему это — «разумный эгоизм»? Какая из двух точек зрения кажется вам более справедливой и подходящей для современных условий и почему?

10. Остались ли по-прежнему актуальными слова Ф. Ницше о том, что современный деятельный человек — злостный бездельник, ибо его деятельности недостает самого главного. Самое главное дело начинается тогда, когда человек остается один на один с собой, когда нужно решать самые главные во-просы: зачем ты живешь? для чего ты пришел в этот мир?

11. «Успех и неудача — суть первые категории жизни» (Дж. Дьюи). Позицию какого этического направления выражает это высказывание?

12. Почему для создания подлинных человеческих отношений и обществу, и личности, как считает К. Г. Юнг, необходимо «признание собственного несовершенства»? В чем парадоксальность этого требования?

13. А. Бергсон в сочинении «Два источника морали и религии» утверждает: «Закрытое общество — это такое общество, члены которого тесно связаны между собой, равнодушны к остальным людям. <...> Открытое общество — это то, которое в принципе охватывает все человечество». Как вы понимаете это высказывание? К какому виду вы отнесете наше общество?

 

Дискуссия по этическим проблемам

1. Философ Луций Сенека сказал: «Молодые не знают не-обходимого, потому что учились бесполезному». Согласны ли вы с данным утверждением относительно предмета этики для профессиональной деятельности? Почему?

2. Не считаете ли вы, что этика — порождение человеческой слабости, так как она подменяет формирование собственных взглядов готовыми штампами?

3. Известно библейское изречение: «И так во всем, как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними...» Этот принцип, известный на протяжении всей истории челоми...» Этот принцип, известный на протяжении всей истории человечества, носит название «золотого правила» нравственности. Почему это — «золотое правило»? Готовы ли вы сами в общении с людьми следовать ему и насколько считаете это целесообразным в наши дни?

4. Согласны ли вы со следующими мыслями Аристотеля: «Счастье — это начало в том смысле, что все мы ради него делаем все остальное», «Счастье — это определенного качества деятельность души сообразно добродетели»?

5. Если прав Ж.-Ж. Руссо, что ребенка с детства заставляют слепо подчиняться, с детства его принуждают, с детства он живет в искусственно стесненных взрослыми обстоятельствах, а он, видимо, прав, то откуда появляются свободные, нравственно ответственные люди?

6. Можно ли встретить среди окружающих циников, стоиков, эпикурейцев или это все жизненные установки далекого прошлого?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...