Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность проектной деятельности школьников




Введение

 

Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника является проектная деятельность, которую можно рассмотреть как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.

Значимость проектной деятельности состоит, прежде всего, в том, что она показывает учащимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, необходимость их для дальнейшей жизни и творчества. Решаемая проблема должна быть взята из реальной жизни, знакома и важна для ученика. Следует показать ему, что для решения задачи необходимо приложить полученные знания по данному предмету, что нужны и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную, индивидуальную или групповую деятельность учащихся, которая выполняется в течение определенного отрезка времени [10, с. 22].

Проектная деятельность в информационных технологиях позволяет связать знания, полученные по различным школьным предметам, повысить заинтересованность ученика в решении поставленной проблемы и стимулировать на получение новых знаний, навыков и умений, с помощью которых можно представить результат в эстетичном, удобном для просмотра и логически выверенном виде.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активного включения в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Проектная деятельность личности, необходимая обществу будущего и уже сегодняшнего дня, вырабатывается в процессе выполнения учебных проектов, при создании которых учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности.

Учитывая, что в настоящее время сайты пользуются большой популярностью, необходимо обучать школьников технологии их создания. Для этого нужно подобрать наиболее оптимальный метод обучения. Использование проектной деятельности при обучении школьников технологии создания сайтов позволяет организовать связь между такими темами курса информатики как Windows, Word, Excel, PhotoShop, изучение Интернет технологий и языка HTML и программой PowerPoint, то есть происходит обобщение и систематизация получаемых знаний. Это позволяет повысить интерес учащихся к информатике, сформировать мотивацию к учению, что приводит к улучшению качества знаний, развиваются познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление [1, с. 43].

Таким образом, современная образовательная система, требующая передовых научно-обоснованных технологий, может быть обогащена включением проектной деятельности школьников по созданию сайтов на уроках информатики, что и определило актуальность выбора курсовой работы «Организация проектной деятельности школьников при обучении информатики на примере создания сайтов».

Цель работы: изучить теоретические основы организации проектной деятельности на уроках информатики и описать реализацию проектной деятельности при создании сайтов.

Объект: организация проектной деятельности школьников на уроках информатики.

Предмет: проектная деятельность школьников по созданию сайтов.

В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:

.   Подобрать литературу по данной теме и изучить выбранные литературные источники.

.   Выявить сущность проектной деятельности школьников.

.   Рассмотреть типологию проектов и охарактеризовать этапы проектной деятельности школьников на уроках информатики.

.   Определить роль учителя и ученика в проектной деятельности на уроках информатики.

.   Обосновать использование и охарактеризовать требования к применению проектной деятельности при создании сайтов.

.   Спланировать организацию проектной деятельности школьников по созданию сайта.

Методы исследования: изучение и анализ учебной и методической литературы, обобщение и систематизация.

 


Сущность проектной деятельности школьников

 

Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями как «проект», «деятельность», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

Понятие «проектная деятельность школьников» находит свое содержание на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин - педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и ее психологического содержания [8, с. 52].

Рассмотрим основные составляющие понятия проектной деятельности.

Термин «проект» (в переводе с латинского - «брошенный вперед») растолковывается словарями как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Термин «проектирование» определяется как деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть. По определению Е.Н. Ястребцевой применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Под проектной деятельностью учащихся будем понимать целенаправленную, творческую, результативную, групповую, ограниченную определенным временем, деятельность. А учебный проект - это объект проектной деятельности учащихся, используемый в учебных целях при обучении. Это и замысел получения результата проектной деятельности, и последовательность действий, приводящих к желаемому результату, и способ деятельности.

С другой стороны, метод в дидактике определяется как способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие и воспитание учащихся. Таким образом, под методом проектов мы понимаем такой способ совместной деятельности учащихся и учителя, при котором овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, развитие и воспитание осуществляется в процессе проектной деятельности учащихся [15, с. 134].

Сопоставление понятий проект, проектирование и проектная деятельность школьников показывает, что они не тождественны друг другу, хотя их объем частично перекрывается. Проектная деятельность школьников несет в себе некоторые черты проектирования, однако имеет и собственные, качественные особенности, которые, прежде всего, обусловлены ее видовыми свойствами как определенного типа учебной деятельности, а не деятельности трудовой, социально значимой, имеющей общественно-ценный продукт.

Содержание проектной деятельности школьников включает несколько существенно различных фаз: генерирование проектных идей и идеальное преобразование объекта (субъективация), материализация идеальных построений в знаковом материале проекта (объективация), что соотносимо с содержанием профессионально направленной деятельности. Но профессиональная деятельность этим ограничена. Что же касается проектной деятельности школьников на уроках информатики, в ней представлен еще один этап - заключительный, выполняющий функцию развертывания знаковой структуры проекта, материальное воплощение замысла (реализация) и его презентация [18, с. 127].

На основании рассмотренной системы понятий мы можем определить проектную деятельность школьников как форму учебно-познавательной активности школьников, заключающуюся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию проекта, обеспечивающую единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющуюся средством развития личности субъекта учения.

На уроках информатики целью проекта учитель может ставить практический результат, получаемый с помощью компьютера, программных сред, пакетов программ, оболочек и пр., которые каждый ученик должен освоить в процессе обучения на предмете. Он дает возможность организовать эту деятельность в интересной для учеников форме, направив на значимый для них результат - продукт коллективной познавательной, творческой работы. Практические занятия превращаются в увлекательное, целенаправленное дело. Освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной [18, с. 112].

При работе над большим проектом, требующим пошаговой организации, системного подхода в проектной деятельности появляется возможность обучать учащихся системной самоорганизации мышления и деятельности. Такой подход заключается в расчленении общей задачи проекта на подзадачи, определение подцелей, организации этапности в работе, синтез общего результата из результатов решения подзадач. Работа по продвижению шаг за шагом от задачи к задаче, не теряя из виду главной цели проекта, носит поисковый характер, позволяет научить системному подходу в решении проблем проекта. Для информатики системный подход в решении задач является учебным умением, вырабатываемым в процессе обучения, навыком. С другой стороны, навыки системной самоорганизации необходимо вырабатывать, при научении учиться: от целеполагания в учении к выбору стратегии в достижении цели и далее через определение тактики, через планирование и организацию своей деятельности к достижению успеха. При регулярном использовании этого подхода у учеников вырабатывается умение самостоятельно планировать учебную деятельность. Они учатся использовать этот подход в других областях, закладывается навык планирования и целеполагания, системный подход в будущей профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

В то же время метод проектов на предмете информатика это метод организации группового обучения. В процессе проектной деятельности учащихся групповое взаимодействие, предусмотренное по ходу выполнения проекта, позволяет воспитывать и развивать важные социальные качества личности. Это способность работать в коллективе, взаимодействовать, помогать друг другу, учиться друг у друга, работать на одну общую цель, совместно планировать работу и оценивать вклад и результаты работы каждого [18, с. 85].

Исходя из рассмотренного выше, можно сделать вывод, что проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, групповой, ценностно-ориентационной, преобразовательной, профессионально-трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности.

Роль учителя и ученика в проектной деятельности на уроках информатики

В проектной деятельности на уроках информатики роль учителя значительно сложнее, чем при традиционном обучении. В основу учебно-воспитательного процесса положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя сводится к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Создается ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением [5, с. 341].

На разных этапах выполнения заданий проекта роль учителя различна. Из инициатора учитель превращается в источник информации, консультанта, помощника и порой даже наблюдателя.

Учитель должен четко определить учебные задачи для учащихся, подобрать необходимый материал или дать рекомендации школьникам, где его можно найти. Учителю необходимо продумать, какую помощь он может оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Учителю желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается выполнение заданий проекта. Важно также прослеживать деятельность каждого ученика на всех этапах работы над проектом на уроках информатики. Характер внешней оценки со стороны учителя зависит от типа проекта и его темы; а также от условий проведения. Исследовательский проект включает этапность проведения, причем успех всего проекта зависит от правильно организованной работы на этапах.

Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая шаг за шагом. При этом не обязательно оценивать деятельность учащихся отметками, можно использовать разнообразные формы поощрения, включая самое обычное: «Все правильно» или «надо бы еще подумать». В ролево-игровых проектах, предполагающих соревновательный характер, учитель при оценке результатов может использовать балльную систему. В творческих проектах трудно оценить промежуточные результаты. Тем не менее, учителю необходимо отслеживать работу, чтобы вовремя придти на помощь, если она потребуется. Главная задача учителя состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение [2, с. 132].

Учитель при общем руководстве проектом должен постоянно уметь «переключаться» от выполнения одной роли к другой или совмещать их. В этом заключается сложность руководства проектом. Не все учителя умеют или хотят отказаться от роли лидера и стать консультантом-координатором, то есть предоставить своим обучаемым реальную автономию и возможность проявления инициативы и самостоятельности.

В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

В ходе выполнения проектных заданий, каждый из учеников является участником одной из творческих групп. Группы формируются с учетом интересов и потребностей учащихся.

Группа выбирает одно задание, но при его выполнении возможно распределение ролей. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый ученик включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.

Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, школьники учатся работать в команде, ответственно относится к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей [15, с. 121].

И более того, в процессе совместного выполнения заданий, учащийся видит, что по каждой существует не одна (собственно его), а несколько точек зрения и совсем необязательно, что его вариант решения проблемы единственно правильный и лучший, учится самостоятельно анализировать, сравнивать и оспаривать другие точки зрения, доказывать свое видение решения данной проблемы. Ученик готов спорить со своими товарищами, т.к. положение сверстников одинаковое. В результате спора он осознает, что есть и другие способы решения поставленной задачи, что его товарищи тоже могут быть правы. Со временем школьник начинает контролировать самого себя, искать другие варианты действия.

Умение сопоставлять, анализировать и прогнозировать влияет на формирование самостоятельности и овладение способами самообразования.

В ходе выполнения проектных заданий учащиеся успешно усваивают учебный материал, а также развиваются в интеллектуальном плане. У учеников формируются такие качества личности, как самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу.

На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя.

Выполняя этапы проектирования, школьники учатся:

·   выявлять и формулировать проблемы;

·   проводить их анализ;

·   находить пути решения возникающих проблем;

·   находить нужные источники информации (например, данные в Интернете, справочной литературе или в средствах массовой информации) и проводить ее отбор;

·   применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Типология проектов

 

Выделяют следующие типологические признаки проектов:

) доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный;

) предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

) характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);

) характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, региональный, международный;

) количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

) продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности: один-два месяца, долгосрочный: до года).

Рассмотрим каждый из перечисленных проектов подробно.

Исследовательские проекты. Требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Такие проекты приближены к научному исследованию. Они содержат аргументацию актуальности принятой для исследования темы, обозначения задач и методов исследования, указание источников информации. При выполнении заданий исследовательских проектов, участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути ее решения. Итогом исследовательской работы является обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов.

Творческие проекты. Предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Каждый из задействованных в проекте выполняет ту часть творческого задания, которая соответствует его интересам. Результаты проекта могут быть представлены на презентации, в видеофильме, на сайте и т.д.

Ролево-игровые проекты. Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты. Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении. Участники проекта изучают найденную информацию, анализируют ее, выделяют факты, которые и являются результатом заданий. Информационные проекты требуют продуманной структуры, которая складывается из цели проекта, предмета информационного поиска, источника информации, способа обработки информации, представления результата информационного поиска, презентации.

Практико-ориентированные проекты. Отличаются четко обозначенным результатом деятельности его участников, который ориентирован на их социальные интересы.

Результатом проведения таких проектов может стать создание документа на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географии; сбор справочного материала, составление словаря, например, обиходной школьной лексики; создание дизайна дома и т.д. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры, четкого определения деятельности каждого из участников. Важно поэтапное обсуждение и корректировка совместных и индивидуальных усилий в презентации полученных результатов [4, с. 32].

Монопроекты. Как правило, проводятся в рамках одного учебного предмета с использованием знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Подобный проект требует разработки тщательной структуризации по урокам, а также четкого обозначения целей, задач и тех знаний, умений, предположительно которые ученики должны приобрести в ходе выполнения заданий проекта. Необходимо спланировать логику работы на каждом уроке по группам, форму презентации.

Межпредметные проекты. Как правило выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную проблему.

Проекты с открытой, явной координацией. В таких проектах участвует координатор, который направляет деятельность других участников проекта, организует отдельные этапы проекта или деятельность отдельных участников.

Проекты со скрытой координацией. В данном случае координатор является одним из участников проекта. Например, в проекте, целью которого является проведение исследовательской работы, участвует специалист по той области работы, по которой и проводится данная исследовательская работа. Он помогает глубже «проникнуть» в стоящую перед участниками проекта проблему и полнее раскрыть ее.

Внутренние, или региональные, проекты. Это проекты, организуемые или внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, или между школами, классами внутри региона, одной страны.

Международные проекты. Участниками проекта являются представители разных стран.

По количеству участников проектов можно выделить проекты: личностные, проходящие между двумя партнерами из разных школ, регионов, стран; парные, организуемые между парами участников и групповые, создаваемые между группами [12, с. 101].

По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными, направленными на решение небольшой проблемы или части более значимой проблемы; средней продолжительности, проходящие в течение одного-двух месяцев и долгосрочные, рассчитанные на проведение в течение года.

На уроках по отдельному предмету чаще всего проводятся краткосрочные проекты, иногда с привлечением знаний из других учебных дисциплин. Проекты средней продолжительности и долгосрочные являются междисциплинарными и содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем.

В реальной практике на уроках информатики чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки нескольких видов проектов (например, сочетание исследовательского и творческого проектов). Такие проекты имеют тот или иной вид координации, различные сроки исполнения, этапность, количество участников различное.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...