Особенности организации контроля и оценки проектной деятельности школьников на примере создания сайтов
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Выработка системы оценки проектных работ на уроках информатики требует предварительного ответа на следующие вопросы: · предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта? · предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию, за лучший сайт и т.д.)? · предполагается ли оценка проектов по предметным секциям или «единым списком»? Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются: · предметная компетентность жюри (жюри должно обязательно включать специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции); · все участники проектной работы, приложили усилия, но не все получили места и номинации. В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не удостоились наград. Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста. Критерии должны оценивать качество проекта в целом. Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты. Можно выделить следующие критерии оценки проекта [1, с. 202]: · значимость и актуальность выбранной темы проекта; · глубина и корректность используемых методов исследования; · активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; · коллективный характер принимаемых решений (при групповой работе над проектом); · уровень владения инструментарием создания проекта; · логичность, завершенность, наглядность и удобство представления отдельных элементов и всего проекта в целом;
· качество создания пояснительной записки, полноту отражения в ней хода выполнения работы и полученных результатов; · доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; · эстетика оформления результатов проведенного проекта; · умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы. Чтобы провести защиту проекта на высоком уровне необходимо, чтобы выступающий обладал следующими характеристиками [4, с. 59]: · качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость; · объём и глубина знаний по теме, эрудиция; · ответы на вопросы: полнота, аргументированность; · деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность. Проектная деятельность на уроках информатики базируется на жизненном опыте учеников и обязательно охватывает зоны наибольшего интереса. Она имеет комбинированный характер - нужно писать, читать, наблюдать, искать информацию, осваивать информационные технологии, анализировать собственные привычки, инициировать общение и т.д. Немаловажным в процессе оценивания результатов проектной деятельности школьников по созданию сайтов является и оценивание самого сайта как конечного продукта совместной или индивидуальной деятельности. Оценивание сайтов может происходить различными способами. Критерий оценивания сайтов может быть несколько, и все они будут разными. Примером одного из оценивания сайтов является: Критерии оценки сайтов. Максимальное количество баллов по каждому критерию - 5. · Содержание · Структура и навигационные функции · Дизайн · Функциональность · Интерактивность · Общее впечатление · Двуязычие Содержание. Содержание - это вся информация, представленная на сайте. Информационное наполнение сайта должно привлекать внимание посетителя и отвечать тематике сайта. Кроме того, его форма должна соответствовать аудитории - Веб-материалы должны быть ясны, кратки и действенны в среде Интернет. Хорошее информационное наполнение - само по себе позиция. Оно обладает голосом, точкой зрения.
Структура и навигационные функции. Структура и навигационные функции характеризуют организацию информации на сайте и возможности перемещения между его разделами. Хорошая структура и навигация - это признаки эффективности и организованности сайта. Они позволяют пользователю сформировать мысленную модель представленной информации, определить, где находятся необходимые сведения и чего можно еще ожидать. Хорошие навигационные возможности дают возможность быстро добраться до нужного места и легко охватить содержание сайта как вглубь, так и вширь. Дизайн. Дизайн - это характеристика внешнего вида сайта. Сайт не должен быть просто симпатичной домашней страничкой, хотя и не обязан быть ультрасовременным или суперстильным. Критерии оценки визуального оформления - высокое качество, уместность и соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт. Функциональность. Этот критерий характеризует технологическую сторону сайта. Хорошая функциональность означает, что сайт быстро загружается, что все его ссылки "живые", а технологии применяются к месту и отвечают предполагаемой аудитории. Сайт должен быть независим от платформы и типа браузера. Возможны решения, когда в случае необходимости сайт самостоятельно обеспечивает переход на альтернативные страницы. Хорошая функциональность - это технология, которая не бросается в глаза. Интерактивность. Интерактивность характеризует возможности, которые сайт предоставляет пользователю. Хорошая интерактивность не исчерпывается гиперссылками и всплывающими меню - сайт должен предоставлять пользователю возможности диалога. Интерактивность - это возможность двустороннего обмена информацией, как в поисковых системах, чатах, сетевых играх и пр. Благодаря интерактивным элементам пользователь должен постоянно ощущать отличие Сети от журнала или телевизора.
Общее впечатление. В конечном счете, сайт - это нечто большее, чем просто сумма составляющих его частей. Помимо информационного наполнения, структуры и навигационных возможностей, визуального оформления, функциональности и интерактивности общее впечатление учитывает и те неуловимые тонкости, которые заставляют пользователя остаться или уйти. Посещение сайта похоже на свидание: иногда искра проскакивает, иногда нет. Признаки хорошего общего впечатления - если Вы создали закладку, переслали адрес сайта приятелю или просто заинтересовались и провели на нем некоторое время. Двуязычие. Сайт (все страницы) должен быть на государственном и русском языках. Заключение
В процессе работы над содержанием курсовой работы мы постарались решить все задачи, которые были поставлены. Одной из первых была задача подобрать и изучить литературу по данной теме. В ходе изучения отобранной литературы мы выявили сущность проектной деятельности школьников, рассмотрели типологию проектов, охарактеризовали этапы проектной деятельности школьников на уроках информатики, определили роль учителя и ученика в проектной деятельности на уроках информатики и рассмотрели систему оценки проектных работ на уроках информатики, а также обосновали преимущества использования проектной деятельности при создании сайтов, охарактеризовали требования к применению проектной деятельности при создании сайтов, спланировали особенности организации проектной деятельности школьников по созданию сайта, описали методические рекомендации к учебному проекту по созданию сайта. Работая над данной проблемой, мы убедились, что использование проектной деятельности на уроках информатики становится все более актуальной, т.к. при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Сопоставление понятий проект, проектирование и проектная деятельность школьников показывает, что они не тождественны друг другу, хотя их объем частично перекрывается. Проектная деятельность школьников несет в себе некоторые черты проектирования, однако имеет и собственные, качественные особенности, которые, прежде всего, обусловлены ее видовыми свойствами как определенного типа учебной деятельности, а не деятельности трудовой, социально значимой, имеющей общественно-ценный продукт.
Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы и вызывает у школьников необходимость интегрирования знаний из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Проект позволяет объединить различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Это замечательное дидактическое средство обучения проектированию - умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека. В реальной практике на уроках информатики чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки нескольких видов проектов (например, сочетание исследовательского и творческого проектов). Такие проекты имеют тот или иной вид координации, различные сроки исполнения, этапность, количество участников различное. Школьники реально видят результаты своего труда. Немаловажное значение имеет и понимание того, что эти результаты могут быть использованы другими людьми. Информационные технологии позволяют представить результаты более наглядно, вовлечь в процесс обсуждения и работы множество других людей. Проектная деятельность открывает доступ ученикам к освоению новейших информационных технологий и самой современной технологии получения информации, учит умению вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умению находить компромисс с собеседником; умению лаконично излагать свои мысли. Мы надеемся, что проделанная нами работа в определенной степени поможет студентам-практикантам во время прохождения непрерывной преддипломной практики, а также студентам, проходящим практику пробных уроков. сайт проектный школьник учитель Список использованной литературы
1. Белунцов В. Новейший самоучитель по созданию Web-страниц. М.: ДессКом, 2000. 447с. 2. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. Минск: Высшая школа, 1998. 431с. 3. Крупенина М.В. На путях к методу проектов. М.: Просвещение, 1995. 127с. . Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 2001. 180 с. 5. Ляхович В.Ф. Основы информатики. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001. 608 с.
. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Академия, 1999. 811 с. . Монахов В.М. От традиционной методики к новой технологии обучения. Тула: Будрус, 2003. 211 с. . Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: «Владос», 1994. . Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и систем повышен. квалификации пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 272 с. 10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003. 311 с. 11. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. 394 с. 12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998. 238 с. . Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 247 с. . Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособ. М.: Высшая школа, 2004. . Трофимова Т.Г. Проектное обучение глазами учеников // Информатика и образование. 2003. №6. С. 21-27. . Уваров А.Ю. Вступая в век информации // Информатика и образование. 1998. №2. С. 9-13. . Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 кл. М.: БИНОМ, 2003. 512 с. . Шелепова А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие 8-9 классы. М.: ВАКО, 2005. 288 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|