Тема1. Система электроснабжения
Стр 1 из 45Следующая ⇒ ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эксплуатационная надежность, экономичность, активная безопасность и экологичность автомобиля определяются работой его систем электрооборудования. Электрооборудование автомобиля представляет сложную систему, включающую более 100 изделий, а его стоимость составляет 30% стоимости автомобиля. Системы автомобиля - электроснабжения, пуска, зажигания, освещения и сигнализации, информации и диагностирования, автоматического управления двигателем и трансмиссией и др. Стеклоочиститель, электродвигатели отопления, вентиляции, звуковые сигналы, радиооборудование - называются вспомогательным электрооборудованием. Длина электропроводки автомобиля достигает 250...600 м. Определенную сложность представляют прокладка проводов, объединение их в жгуты, построение принципиальных и монтажных схем. Отдельно рассмотривается построение общей схемы, коммутационной и защитной аппаратуры.
Электрооборудование автомобилей существенно изменяется: Ø бесконтактные электронные и микропроцессорные системы зажигания; Ø автоматическое управление топливоподачей; Ø необслуживаемые аккумуляторные батареи; Ø система пуска ДВС использует- стартер с редуктором; Ø изменились светооптические приборы системы освещения и сигнализации; -улучшилась информация водителя о режимах работы и состоянии узлов, агрегатов автомобиля, чему способствовало появление бортовой системы контроля и системы встроенной диагностики. Ø расширяется применение электронных приборов и систем на автомобиле (реле, контроллеры, регуляторы, датчики и др). Ø применение микропроцессорной техники способствовало разработке САУ двигателем и трансмиссией. Это системы управления зажиганием и впрыском топлива, антиблокировочные системы тормозов, электронного управления коробкой передач, разработки маршрутного компьютера, системы блокировки дверей и др.; Ø внедряют интегрированные системы управления силовым агрегатом, электронные системы рулевого управления и управления четырьмя колесами; Ø применяются активная подвеска, дисплеи на лобовом стекле, интегрированные информационно-диагностические системы. Основной тенденцией развития электронных систем следует считать создание комплексных многофункциональных систем управления и контроля. Внедрение электронных устройств связано с созданием специальной элементной базы, так как условия работы изделий электрооборудования автомобилей весьма специфичны. Это и широкий диапазон изменения температур (-60....+ 125°С), и вибрации, и подверженность агрессивному действию окружающей среды и др.
Усложнение электрооборудования автомобилей приводит к увеличению числа отказов, более 30% отказов приходится на электрооборудование. Поэтому остро стоит проблема своевременной разработки методов и средств диагностирования новых систем и узлов. Тема1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
Система электроснабжения предназначена для питания электрической энергией всех потребителей. Источниками электрической энергии на автомобиле являются генератор и аккумуляторная батарея, включенные параллельно. При работающем двигателе генератор является основным источником электроэнергии и обеспечивает электроснабжение потребителей и заряд аккумуляторной батареи. При неработающем двигателе функции источника электроэнергии переходят к аккумуляторной батарее, которая также должна обеспечивать надежный пуск двигателя. Для приведенной на рис. 1.1(где Iв – ток возбуждения) структурной схемы справедлива следующая взаимосвязь токов при различных соотношениях напряжений генератора и аккумуляторной батареи:
I г = Iбз + Iн при U г > Eб ; I г = Iн при U г = Eб ; I г + Iбр = Iн при U г < Eб ; Iбр = Iн при U г = 0, где I г – ток генератора; Iбз - ток, потребляемый батареей при заряде; Iн - ток, потребляемый потребителями; U г - напряжение генератора; Eб - ЭДС аккумуляторной батареи; Iбр - ток, отдаваемый батареей при разряде.
Рис. 1.1.
При вращении ротора 3 под каждым зубцом статора 10 проходит попеременно то положительный, то отрицательный полюс, т. е. магнитный поток, пересекающий обмотку статора 11, изменяется по величине и направлению (рис. 1.3). При этом в обмотках фазы будет индуцироваться переменная по величине и направлению ЭДС, действующее значение которой (1.1) где f - частота; w - число витков обмотки одной фазы; Ф - магнитный поток. где р - число пар полюсов; n - частота вращения. где z - число пазов; m - число фаз.
Рис. 1.3
Для отечественных генераторов характерны следующие параметры:
В фазах обмотки статора синхронного генератора индуцируется ЭДС, описываемая зависимостью (1.1), которую можно переписать в более простом виде: (1.2) где Се = 4,44 pwkоб /60 – постоянный коэффициент.
В автомобильных генераторах наибольшее применение нашли трехфазные мостовые двухполупериодные схемы выпрямления. В этих схемах наиболее благоприятные соотношение между выпрямленной мощностью Pd и мощностью генератора P г (теоретически P г =1,045 Pd). Трехфазная мостовая схема выпрямления обеспечивает относительно небольшие пульсации выпрямленного напряжения, что является одним из важных требований к автомобильным генераторам в связи с широким применением электроники на автомобиле.
Рис. 1.4.
Для соединения фазных обмоток по схеме «звезда» справедливы следующие соотношения: где Uл и Uф – соответственно линейное и фазное напряжение; Iл, Iф – соответственно линейная и фазная сила тока. К выпрямителю подается линейное напряжение генератора. Выпрямленное напряжение Ud пульсирует с частотой fn в 6 раз большей частоты переменного напряжения генератора, т. е. Минимальное значение выпрямленного напряжения равно 1,5 Uфmax, а максимальное 1,73 Uфmax. Пульсация выпрямленного напряжения при соединении обмоток генератора по схеме «звезда» где Uфmax – амплитудное значение фазного напряжения (рис. 1.4.б.) Среднее значение выпрямленного напряжения (период пульсации Т/6) где Т - период времени; ω- угловая частота.
Следовательно, пульсация выпрямленного напряжения Например, при среднем значении выпрямленного напряжения 14 В пульсация равна 1,95 В. При этом максимальное значение выпрямленного напряжения 14,65 В, а минимальное 12,7 В. Ток при подключении к выпрямителю активной нагрузки где Rн - сопротивление нагрузки. Форма выпрямленного тока имеет такой же вид, как и выпрямленного напряжения, т. е. выпрямленный ток будет пульсирующим с амплитудой Среднее значение выпрямленноготока Действующее значение фазного тока
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|