Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема1. Система электроснабжения




ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие................................................................................................3
Глава 1. Система электроснабжения....................................................5
1.1. Общие сведения...............................................................................5
1.2. Автомобильные генераторы...........................................................6
1.3. Конструкция автомобильных генераторов переменного тока..................................................................................17
1.4. Регулирование напряжения в бортовой сети автомобиля...........................................................................................27
1.5. Аккумуляторные батареи.............................................................43
1.6. Выбор пределов регулируемого напряжения.............................74
1.7. Система электроснабжения на два уровня напряжения............75
1.8. Техническая эксплуатация системы электроснабжения. Методы диагностирования...............................77
Глава 2. Система пуска.........................................................................83
2.1. Общие сведения.............................................................................83
2.2. Основные характеристики аккумуляторной батареи в режиме пуска......................................................................................85
2.3. Устройство и принцип действия стартера...................................91
2.4. Электромеханические характеристики стартерного электродвигателя..........................................................118
2.5. Анализ работы системы электростартерного пуска............... 123
2.6. Средства облегчения пуска двигателей....................................129
2.7. Техническое обслуживание и методы диагностирования системы пуска....................................................132
Глава 3. Система зажигания..............................................................134
3.1. Общие сведения...........................................................................134
3.2. Классификация батарейных систем зажигания........................136
3.3. Требования к системам зажигания. Основные параметры.........................................................................139
3.4. Классическая система зажигания...............................................143
3.5. Рабочий процесс батарейной системы Зажигания...................155
3.6. Характеристики классической системы зажигания..................163
3.7. Электронные системы зажигания...............................................169
3.8. Искровые свечи зажигания.........................................................211
3.9. Диагностирование систем зажигания.........................................216
Глава 4. Системы освещения и сигнализации................................220
4.1. Общие сведения............................................................................220
4.2. Основные принципы формирования светораспределения систем освещения и сигнализации..................221
4.3. Классификация систем освещения...............................................223
4.4. Нормирование светотехнических характеристик головных фар.........................................................................................226
4.5. Конструкция современных головных фар...................................231
4.6. Противотуманные фары...............................................................238
4.7. Классификация светосигнальных приборов. Нормирование основных характеристик...........................................240
4.8. Конструкция светосигнальных приборов...................................247
4.9. Источники света............................................................................250
4.10. Техническое обслуживание и диагностирование систем освещения и сигнализации в эксплуатации......................... 260
Глава 5. Информационно-диагностическая система........................269
5.1. Общие сведения............................................................................269
5.2. Контрольно-измерительные приборы........................................275
5.3. Бортовая система контроля.........................................................291
5.4. Система встроенных датчиков...................................................298
5.5. Маршрутные компьютеры..........................................................299
5.6. Автомобильные навигационные системы.................................302
5.7. Панели приборов..........................................................................305
Глава 6. Электронные системы автоматического управления агрегатами автомобиля.................................................313
6.1. Общие сведения...........................................................................313
6.2. Электронное управление двигателем........................................314
6.3. Электронное управление подвеской.........................................365
6.4. Электронные антиблокировочные системы............................367
6.5. Гидромеханическая передача с электронным управлением....................................................................................... 378
6.6. Электронное управление положением фар.............................. 380
6.7. Автоматическое управление стеклоочистителем.................... 381
6.8. Автоматическая блокировка дверей......................................... 383
Глава 7. Вспомогательное электрооборудование...................... 388
7.1. Электропривод вспомогательного оборудования автомобиля......................................................................................... 388
7.2. Стеклоочистители, смыватели и фароочистители.................. 397
7.3. Звуковые сигналы....................................................................... 400
7.4. Электронные противоугонные системы................................... 402
Глава 8. Схемы электрооборудования автомобилей. Коммутационная аппаратура........................................................ 415
8.1. Общие сведения.......................................................................... 415
8.2. Коммутационная аппаратура..................................................... 417
8.3. Провода и способы защиты от аварийных режимов............... 418
8.4. Потери напряжения в электрических сетях автомобиля........ 422
8.5. Принципы построения схем электрооборудования автомобилей....................................................................................... 425
Список литературы............................................................................... 438

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Эксплуатационная надежность, экономичность, активная безо­пасность и экологичность автомобиля определяются работой его систем электрооборудования. Электро­оборудование автомобиля представляет сложную систему, включающую более 100 изделий, а его стоимость составляет 30% стоимости автомобиля.

Системы автомобиля - электроснабжения, пуска, зажигания, освещения и сигнализации, информации и диагностирования, ав­томатического управления двигателем и трансмиссией и др. Стеклоочиститель, элек­тродвигатели отопления, вентиляции, звуковые сигналы, радиообо­рудование - называются вспомогательным электрооборудованием. Длина электропроводки автомобиля достигает 250...600 м. Определенную сложность представляют про­кладка проводов, объединение их в жгуты, построение принципиальных и монтажных схем. Отдельно рассмотривается построение общей схемы, коммутаци­онной и защитной аппаратуры.

Электрооборудование автомобилей существенно изменяется:

Ø бесконтактные электронные и микропроцессорные сис­темы зажигания;

Ø автоматическое управление топливоподачей;

Ø необслужи­ваемые аккумуляторные батареи;

Ø система пуска ДВС использует- стартер с редуктором;

Ø изменились светооптические приборы системы освеще­ния и сигнализации; -улучшилась информация води­теля о режимах работы и состоянии узлов, агрегатов автомобиля, чему способствовало появление бортовой системы контроля и сис­темы встроенной диагностики.

Ø расширяется применение электронных приборов и систем на автомобиле (реле, контроллеры, регуляторы, датчики и др).

Ø применение микропроцессорной техники спо­собствовало разработке САУ дви­гателем и трансмиссией. Это системы управления зажиганием и впрыском топлива, антиблокиро­вочные системы тормозов, электронного управления коробкой пере­дач, разработки маршрутного компьютера, системы блокировки дверей и др.;

Ø вне­дряют интегрированные системы управления силовым агрегатом, электронные системы рулевого управления и управления четырьмя колесами;

Ø применяются активная подвеска, дисплеи на ло­бовом стекле, интегрированные информационно-диагностические системы.

Основной тенденцией развития электронных систем сле­дует считать создание комплексных многофункциональных систем управления и контроля.

Внедрение электронных устройств связано с созданием спе­циальной элементной базы, так как условия работы изделий элек­трооборудования автомобилей весьма специфичны. Это и широкий диапазон изменения температур (-60....+ 125°С), и вибрации, и под­верженность агрессивному действию окружающей среды и др.

Усложнение электрооборудования автомобилей приводит к увеличению числа отказов, более 30% отказов приходится на электрооборудование. Поэтому остро стоит проблема своевремен­ной разработки методов и средств диагностирования новых систем и узлов.

Тема1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

 

Система электроснабжения предназначена для питания элек­трической энергией всех потребителей. Источниками электрической энергии на автомобиле являются генератор и аккумуляторная ба­тарея, включенные параллельно.

При работающем двигателе генератор является основным ис­точником электроэнергии и обеспечивает электроснабжение потре­бителей и заряд аккумуляторной батареи. При неработающем дви­гателе функции источника электроэнергии переходят к аккумуля­торной батарее, которая также должна обеспечивать надежный пуск двигателя.

Для приведенной на рис. 1.1(где Iв – ток возбуждения) структурной схемы справедлива следующая взаимосвязь токов при различных соотношениях на­пряжений генератора и аккумуляторной батареи:

 

I г = Iбз + Iн при U г > Eб ;

I г = Iн при U г = Eб ;

I г + Iбр = Iн при U г < Eб ;

Iбр = Iн при U г = 0,

где I г – ток генератора; Iбз - ток, потребляемый батареей при заряде; Iн - ток, потребляемый потребителями; U г - напряжение генератора; Eб - ЭДС аккумуляторной батареи; Iбр - ток, отдаваемый батареей при разряде.

 

Рис. 1.1.

 

При вращении ротора 3 под каждым зубцом статора 10 проходит попеременно то положительный, то отрицательный полюс, т. е. маг­нитный поток, пересекающий обмотку статора 11, изменяется по величине и направлению (рис. 1.3). При этом в обмотках фазы бу­дет индуцироваться переменная по величине и направлению ЭДС, действующее значение которой

(1.1)

где f - частота; w - число витков обмотки одной фазы; Ф - магнитный поток.

где р - число пар полюсов; n - частота вращения.

где z - число пазов; m - число фаз.

 

Рис. 1.3

 

Для отечественных генераторов характерны следующие пара­метры:

 


В фазах обмотки статора синхронного генератора индуцируется ЭДС, описываемая зависимостью (1.1), которую можно переписать в более простом виде:

(1.2)

где Се = 4,44 pwkоб /60 – постоянный коэффициент.

 

В автомобильных генераторах наибольшее применение нашли трехфазные мостовые двухполупериодные схемы выпрямления. В этих схемах наиболее благоприятные соотношение между выпрямленной мощностью Pd и мощностью генератора P г (теоретически P г =1,045 Pd). Трехфазная мостовая схема выпрямления обес­печивает относительно небольшие пульсации выпрямленного на­пряжения, что является одним из важных требований к автомо­бильным генераторам в связи с широким применением электроники на автомобиле.

 

Рис. 1.4.

 

Для соединения фазных обмоток по схеме «звезда» справедли­вы следующие соотношения:

где Uл и Uф соответственно линейное и фазное напряжение; Iл, Iф – соответственно линейная и фазная сила тока.

К выпрямителю подается линейное напряжение генератора. Выпрямленное напряжение Ud пульсирует с частотой fn в 6 раз большей частоты переменного напряжения генератора, т. е.

Минимальное значение выпрямленного напряжения равно 1,5 Uфmax, а максимальное 1,73 Uфmax. Пульсация выпрямленного напряжения при соединении обмоток генератора по схеме «звезда»

где Uфmax амплитудное значение фазного напряжения (рис. 1.4.б.)

Среднее значение выпрямленного напряжения (период пульса­ции Т/6)

где Т - период времени; ω- угловая частота.

 

Следовательно, пульсация выпрямленного напряжения

Например, при среднем значении выпрямленного напряжения 14 В пульсация равна 1,95 В. При этом максимальное значение выпрямленного напряжения 14,65 В, а минимальное 12,7 В.

Ток при подключении к выпрямителю активной нагрузки

где Rн - сопротивление нагрузки.

Форма выпрямленного тока имеет такой же вид, как и выпрямленного напряжения, т. е. выпрямленный ток будет пульсирующим с амплитудой

Среднее значение выпрямленноготока

Действующее значение фазного тока

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...