Параллельная работа генератора и аккумуляторной батареи. Зарядный баланс
На автомобиле генератор и аккумуляторная батарея включены параллельно и работают совместно, дополняя друг друга в зависимости от нагрузки. Основным источником электроэнергии является генератор, который при работе обеспечивает электропитание всех потребителей и заряд батареи. При неработающем двигателе электропитание осуществляется от батареи. При работе автомобиля возможен режим, когда мощность подключенных потребителей превышает мощность, развиваемую генератором. В этом случае недостающую мощность компенсирует батарея, работая параллельно с генератором. Рис. 1.44. Поскольку на современных автомобилях устанавливают генераторы переменного тока, будем рассматривать работу аккумуляторной батареи только с такими генераторами, схема их совместной работы приведена рис. 1.44. Характеристики совместной работы зависят от режима работы двигателя и от нагрузки. При номинальной частоте вращения генератора анализ совместной работы в зависимости от нагрузки целесообразно проводить графическим методом, совмещая внешнюю характеристику генератора Uг(Iг) при n г = const и зарядно-разрядную характеристику батареи Uб(Iб) (рис. 1.45). Сопротивлением соединительных проводов пренебрегаем, т. е. допускаем, что напряжения на генераторе и батарее равны (Uг ≈ Uб). В зависимости от нагрузки при параллельной работе возможны следующие характерные случаи (см. рис. 1.44). На рис. 1.45 отображен анализ совместной работы генератора и аккумуляторной батареи по внешним характеристикам генератора и зарядно-разрядной характеристике батареи. Нагрузка отсутствует и весь ток, вырабатываемый генератором, идет на заряд батареи; Iг = Iбз (точка 1, см. рис. 1.45).
Нагрузка включена, напряжение генератора равно регулируемому Uг = Uрез. Ток генератора идет на заряд батареи и питание нагрузки Iг = Iбз +Iн (точка 2).
Рис. 1.45.
Возрастание нагрузки приводит к тому, что напряжение генератора становится ниже регулируемого, но оно остается выше ЭДС батареи Eб < Uген < Uрег (точка 3). В этом случае также генератор питает нагрузку и заряжает батарею: Iг = Iбз +Iн, но зарядный ток уменьшается. Нагрузка возросла до значения при котором Uг = Eб. При этом весь ток генератора идет в нагрузку. Ток заряда отсутствует: Iг = Iн, Iбз = 0 (точка 4) Дальнейшее возрастание нагрузки приводит к тому, что напряжение генератора становится ниже ЭДС батареи, и она питает нагрузку совместно с генератором: Iн = Iг +Iбр (точка 5).
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПУСКА ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Система пуска представляет собой комплекс устройств, обеспечивающих принудительное вращение вала ДВС. Тип системы пуска определяется видом используемой энергии и конструкцией основного пускового устройства (стартера). В практике автомобилестроения встречаются инерционные стартеры, пневматические и гидропневматические системы пуска. Однако наибольшее распространение получила электростартерная система пуска, обладающая целым рядом положительных качеств. Эта система компактна и надежна в работе, обеспечивает возможность автоматизации процесса пуска с помощью несложных электротехнических устройств. Она состоит из аккумуляторной батареи, стартерной цепи (провода, коммутационная аппаратура управления), стартера и средств облегчения пуска. Структурная схема электростартерной системы пуска изображена рис. 2.1. Общим элементом для систем пуска и электроснабжения является аккумуляторная батарея. Однако режим ее работы в этих системах различен. В системах электроснабжения батарея работает в режиме циклического разряда и заряда, причем токи не превышают номинальной емкости (0,5...0,7)С20. В системе пуска батарея разряжается в прерывистых режимах при силе тока (2...5)С20.
Развиваемая батареей мощность соизмерима с мощностью стартера. Поэтому ее характеристики зависят от режима стартерного разряда (силы тока, температуры, продолжительности пуска) и влияют на характеристики самого стартера и тем самым на процесс пуска двигателя. Наиболее важными параметрами батареи, влияющими на процесс пуска двигателя, являются ее емкость и число электродов в аккумуляторе (так называемый счет сборки n+ / n-), температура электролита tэ и степень разряженности батареи ΔСp. Рис. 2.1. Батарея в процессе пуска двигателя должна дать определенный ток без уменьшения напряжения ниже заданного минимального значения (6,0...8,0 В для системы на 12 В). Это значение определяется, с одной стороны, характеристиками стартера, который должен обеспечить прокручивание двигателя с частотой не ниже минимальной пусковой, а с другой - требованиями системы зажигания к минимальному напряжению в первичной цепи катушки зажигания (для бензиновых двигателей) и минимальным напряжением на тяговом реле стартера при пуске (для дизелей). В связи с повышением требований к минимальным температурам пуска на ряде двигателей предусмотрена установка средств облегчения пуска холодного двигателя. Как правило, эти устройства за период своей работы (около 30 мин) потребляют энергию от батареи. Таким образом, возникла новая разновидность стартерного разряда холодной аккумуляторной батареи: вначале на устройствах облегчения пуска двигателя сравнительно малым током - до 0,5С20, а затем на стартер большим током - (2,5...4,0) С20. В качестве стартерного электродвигателя применяется электродвигатель постоянного тока последовательного или смешанного возбуждения. Его основными параметрами являются: номинальное напряжение Uн (12, 24 В); номинальная мощность Pсн; номинальная частота вращения якоря ncн и момент М cн; ток при максимуме мощности I сн. Стартер как электрическая машина характеризуется комплексом электромеханических характеристик - зависимостями момента, частоты вращения якоря, мощности, КПД и напряжения на зажимах от потребляемого тока I c.
Стартер связан с маховиком двигателя зубчатой передачей, основными параметрами которой являются: передаточное отношение i = zmax / zc (где zmax - число зубьев венца маховика, zс - число зубьев шестерни стартера); модуль зуба т, КПД зубчатой передачи ηz = 0,85...0,9. Стартер во время эксплуатации автомобиля работает со значительной нагрузкой. Так, средняя частота его включений на 100 км пробега составляет в условиях города для легковых автомобилей 28, а для грузовых - 22. Приводной механизм системы пуска представляет собой устройство, обеспечивающее ввод и удержание шестерни стартера в зацеплении с венцом маховика во время пуска, передачу необходимого вращающего момента коленчатому валу и предохранение якоря стартерного электродвигателя от разноса вращающимся маховиком работающего двигателя. Тяговое реле стартера является одновременно элементом как приводного механизма, обеспечивая его перемещения по оси вала якоря, так и стартерной цепи, замыкая в конце хода якоря тягового электромагнита силовые контакты цепи питания стартера. Средства облегчения пуска представляют собой устройства, позволяющие увеличить частоту прокручивания коленчатого вала двигателя за счет снижения момента сопротивления прокручиванию или повышения энергетических возможностей пусковой системы, улучшить условия смесеобразования и воспламенения топлива. Выбор способа и устройства, облегчающих пуск, определяется конструктивными особенностями двигателя, условиями эксплуатации и экономическими факторами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|