Устройство и принцип действия стартера
В стартерах применяются электродвигатели постоянного тока. Основные характеристики электродвигателей постоянного тока, которые подразделяются на двигатели последовательного, параллельного, смешанного и независимого возбуждения. Характеристики:
где U - напряжение, подводимое к электродвигателю от источника питания; E – противо-ЭДС якоря; Iя - ток якоря; Rя - активное сопротивление цепи якоря; Се, См - конструктивные постоянные; Ф - магнитный поток; п - частота вращения якоря; М - момент электродвигателя. Постоянные: где р - число пар полюсов; N - число проводников обмотки якоря; а - число пар параллельных ветвей обмотки якоря. Из выражений (2.3)...(2.5) можно получить формулы для определения частоты вращения якоря:
Рис. 2.7.
В электродвигателе с параллельным возбуждением обмотка возбуждения подключена параллельно с обмоткой якоря к источнику напряжения U (рис. 2.7,а). Особенностью этого двигателя является то, что ток возбуждения Iв не зависит от тока якоря Iя (нагрузки на валу). Поэтому, пренебрегая размагничивающим действием реакции якоря, можно приближенно считать, что и поток Ф не зависит от нагрузки. С учетом этого выражения (2.5)...(2.7) примут вид: Δn - падение частоты вращения. Электромеханические характеристики электродвигателя с параллельным возбуждением, построенные по формулам (2.8) и (2.9), изображены на рис. 2.7,б, а механическая характеристика (2.10) - на рис. 2.7,в. Таким образом, обе они имеют линейный характер. Показатель n0 = U/CeФ называется частотой вращения идеального холостого хода. Он имеет конечное значение при М = 0 (Iя = 0) и уменьшается с ростом потока Ф. Падение частоты вращения Дл при увеличении нагрузки на двигатель (Iя) определяется сопротивлением Rя якорной цепи.
В случае если обмотка якоря электродвигателя и обмотка возбуждения подключены к различным источникам питания, его называют двигателем с независимым возбуждением. Механические и электромеханические характеристики такого двигателя аналогичны характеристикам двигателя с параллельным возбуждением, так как у него ток возбуждения Iв также не зависит от тока якоря Iя.
Рис. 2.8. В электродвигателях с последовательным возбуждением обмотка возбуждения включается последовательно с обмоткой якоря и поэтому Iя = Iв (рис. 2.8,а).
Следовательно, магнитный поток двигателя Ф является некоторой функцией тока якоря Iя. Характер этой функции изменяется в зависимости от нагрузки двигателя. При токе якоря Iя < (0,8...0,9) Iном (Iном - номинальный ток якоря), когда магнитная система машины не насыщена, можно считать, что поток линейно зависит от Iя: где kФ - коэффициент пропорциональности, имеющий размерность индуктивности, Гн, остается практически постоянным в значительном диапазоне нагрузок. Подставляя формулу (2.11) в уравнения (2.5) и (2.6), получим скоростную и моментную характеристики n = f (Iя), М = / (Iя) в этом диапазоне Iя в виде: т. е. в диапазоне 0... Iя зависимость n = f (Iя) имеет гиперболический характер (при Iя = 0, n→∞), а зависимость М = f (Iя) - параболический (рис. 2.8,б). При дальнейшем возрастании тока якоря поток Ф растет медленнее, чем Iя, и при больших нагрузках (Iя > Iном) можно считать Ф = const. В этом случае скоростная и моментная характеристики становятся линейными аналогично характеристикам двигателя с независимым возбуждением. Механическая характеристика п = f(M) (см. рис. 2.8,в) может быть построена на основании уравнений (2.12) и (2.13). При токе якоря, меньшем (0,8...0,9)Iном, частота вращения изменяется по закону
При токе якоря, большем Iном зависимость п = f(M) становится линейной вида (2.10).
Из рис. 2.8,в следует, что механическая характеристика двигателя с последовательным возбуждением является «мягкой». При малых нагрузках частота вращения п резко возрастает и может превысить максимально допустимое значение (двигатель идет «вразнос»). Несмотря на этот недостаток, такие двигатели широко применяются в различных электрических приводах, где происходит изменение нагрузочного момента в широких пределах и тяжелые условия пуска. В частности, большинство стартерных электродвигателей имеют последовательное возбуждение. Объясняется это тем, что «мягкая» характеристика рассматриваемого двигателя более благоприятна для указанных условий работы, чем «жесткая» характеристика двигателя с параллельным возбуждением. При жесткой характеристике частота вращения почти не зависит от момента (см. рис. 2.7, в), поэтому механическая мощность стартера где С4, - постоянная.
При «мягкой» характеристике двигателя с последовательным возбуждением частота вращения п обратно пропорциональна (2.14), вследствие чего
где С'4 - постоянная. Поэтому при изменении нагрузочного момента в широких пределах, что характерно для пуска ДВС, мощность Рc, а следовательно, электрическая мощность и ток Iя у двигателей с последовательным возбуждением изменяются в меньших пределах, чем у двигателей с параллельным возбуждением. Кроме того, они лучше переносят перегрузки. Например, при заданной кратности перегрузки по моменту К м = М/М ном ток Iя в двигателе с параллельным возбуждением увеличивается в К м раз, а в двигателе с последовательным возбуждением - только в раз. По этой же причине двигатель с последовательным возбуждением развивает больший пусковой момент, так как при заданной кратности пускового тока Кi = In /Iном пусковой момент его, в то время как у двигателя с параллельным возбуждением Мп = Кi2Mном. В электродвигателе со смешанным возбуждением магнитный поток Ф создается в результате совместного действия двух обмоток возбуждения (рис. 2.9,а): параллельной (ОВ 1) и последовательной (ОВ2). Поэтому его механическая характеристика (рис. 2.9,в, кривые 3, 4) располагается между характеристиками двигателей с параллельным (прямая 1) и последовательным (кривая 2) возбуждением. В зависимости от соотношения магнитодвижущей силы (МДС) F = w Iв (w - число витков обмотки) параллельной (w 1Iв1) и последовательной (w 2Iв2) обмоток при номинальном режиме можно приблизить характеристику двигателя со смешанным возбуждением к характеристике 1 (при w 1Iв1 > w 2Iв2) или к характеристике 2 (w 1Iв1 < w 2Iв2).Одним из достоинств двигателя со смешанным возбуждением, которые используются в некоторых конструкциях стартеров, является то, что он, обладая «мягкой» механической характеристикой, может работать на холостом ходу, так как частота вращения холостого хода По имеет конечное значение.
Рис. 2.9
Таким образом, в стартерах используются двигатели постоянного тока с последовательным возбуждением. В отдельных случаях, рассмотренных ниже, используются двигатели со смешанным возбуждением. В последние годы на стартерах стали применяться электродвигатели с возбуждением от постоянных магнитов, которые имеют пониженное энергопотребление вследствие отсутствия тока возбуждения. Однако такие стартеры имеют недостатки, характерные для электродвигателей независимого (параллельного) возбуждения. Кроме того, материал для изготовления постоянных магнитов еще очень дорог. Постоянные магниты используются только в маломощных стартерах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|