Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение работы с обращениями граждан




Введение

 

От правильной постановки, грамотной правовой регламентации и умелого анализа результатов работы с обращениями во многом зависит и решение проблемы защиты прав человека, и своевременность принятых новых или корректировка уже действующих нормативных правовых актов. Поэтому властные органы должны быть искренне заинтересованы в четко налаженной, продуманной и надлежащим образом организованной работе с обращениями граждан.

Кроме этого, обращения являются и важнейшим источником информации, это - барометр социальных настроений, четко указывающий на истинные мотивы активности населения, ведь по статистике от 65 до 85 процентов обращений составляют заявления и жалобы, а за этими понятиями скрывается не что иное, как нереализованные или нарушенные права и свободы граждан. Те самые права, которые законно приняты и официально установлены. Столь же очевидны и основные «болевые точки», побуждающие людей браться за перо либо пускаться в путь по коридорам власти. Это прежде всего:

комплекс вопросов социальной защиты населения (размеры и регулярность выплаты зарплаты и пенсий, льготы, обустройство вынужденных переселенцев и др.);

проблемы, связанные с работой жилищно-коммунальных служб;

вопросы правопорядка и эффективности работы правоохранительных органов;

комплекс проблем управления и политики, затрагивающих судьбы и законные интересы широких слоев населения.

Причины появления обращений по этим темам связаны с тем, что население дезориентировано в части полномочий и предметов ведения тех или иных органов власти, их реальных возможностей и способностей защитить интересы и права населения.

Для повышения эффективности работы с обращениями желательны и возможны корректировки сложившегося порядка организации личного приема граждан в направлении расширения предоставляемых населению услуг. Этой же цели должно быть подчинено создание гибкой системы оперативного реагирования представительной и исполнительной власти на массовые обращения граждан и трудовых коллективов по конкретным проблемам.

Учитывая, что право на обращение в органы власти закреплено в статье 33 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны дать возможность каждому жителю реализовать свои конституционные гарантии.

Целью данной курсовой работы является выявление достоинств и недостатков в организации работы с обращениями граждан в Законодательном Собрании Челябинской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, таких как:

· Рассмотрение понятия обращения граждан и изучение его видов;

· Анализ правовой основы, регулирующей обращения граждан;

· Анализ организации обращения граждан в Законодательном Собрании Челябинской области.

· Разработка рекомендаций по совершенствованию работы с обращениями граждан в Законодательном Собрании Челябинской области.

Под объектом данной курсовой работы понимается общественные отношения в области взаимодействия граждан с Законодательным Собранием Челябинской области, связанные с осуществлением граждан своего конституционного права обращения во властные структуры.

Предмет данной работы - это анализ нормативно-правовых актов, деятельности по организации работы с обращениями граждан Законодательном Собрании Челябинской области, а также оценка поставленной работы и выявление направлений, способствующих эффективной деятельности в данной области.

Данная работа состоит из двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

В введении данной работы раскрывается сущность избранной для исследования проблемы, обосновывается её актуальность, показывается степень разработки, формируется цель, ставятся задачи, необходимые для решения поставленной цели, указываются объект, предмет исследования. В первой главе дается характеристика действующего законодательства о рассмотрении обращений граждан, дается понятие обращения, определяются виды обращения, отражаются теоретические принципы организации работы с обращениями граждан. Во второй главе работа с обращениями граждан рассматривается в рамках Законодательного Собрания Челябинской области, проводится анализ этой работы. В заключение работы подводятся итоги разработки темы, обобщаются предложения по оптимизации работы с обращениями граждан, предлагаются пути её совершенствования.

В современных условиях от качества работы, как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления зависит во многом качество жизни населения. Если учесть, что в стране нет жёсткой нормативно-правовой основы для регулирования данной сферы общественных отношений, то можно констатировать факт о возможности руководителей уклониться от решения насущных проблем граждан. Именно для того чтобы эти случаи не повторялись и не стали обыденностью, необходимо чтобы решение насущных проблем граждан было своевременным и что немаловажно качественным.

Рекомендации составлены в виде краткого справочника по отдельным вопросам правового регулирования этой работы, организации делопроизводства, проведения личного приема и работы на избирательном округе, составления аналитической информации и осуществления контрольных функций по исполнению обращений.


Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение работы с обращениями граждан

    Понятие обращения граждан

 

Впервые обращения граждан на конституционном уровне были упомянуты в Конституции СССР 1977 года и в Конституции РСФСР 1978 года. Ранее это право предусматривалось другими законодательными актами. Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан изначально регламентировался Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года (с изменениями и дополнениями, которые были внесены в этот указ позже, на данный момент документ недействителен). Необходимо отметить, что данный нормативно-правовой акт считается действительным до сих пор и имеет юридическую силу. Согласно этого указа все государственные и общественные органы обязаны обеспечивать необходимые условия осуществления права граждан обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в письменной и устной формах. Но самое главное заключается в том, что обращения граждан должны не только беспрепятственно приниматься, но и в обязательном порядке рассматриваться соответствующими государственными органами и должностными лицами, которые в свою очередь обязаны давать на них ответы, а также принимать соответствующие меры по каждому из обращений. Согласно этого же указа всем государственным и общественным органам вменялась обязанность систематически проверять состояние дел по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан в подчинённых им предприятиях, учреждениях и организациях. Позже обращения граждан были выделены в особую категорию документов в связи, с чем возникла необходимость особой технологии организации работы с ними и ведение отдельного от общего делопроизводства. Принципиальные положения по данному вопросу (особенности регистрации, сроки исполнения, ведение справочной картотеки, формирование дел, ведение аналитической работы по обращениям граждан) были заложены в Типовом положении о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Конституция Российской Федерации 1993 года сохранила этот основополагающий институт политической системы государства. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления стало важным конституционно-правовым средством защиты прав и свобод граждан, одной из организационно-правовых гарантий их охраны.

Согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» №59-ФЗ под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления:

) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

В Челябинской области принят закон «Об обращениях граждан» № 94-ЗО от 28 октября 1999 года (с изменениями от 30 ноября 2000 года). Этот закон конкретизирует перечень органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц, к которым вправе обращаться граждане, вводит дополнительные виды обращений граждан, ужесточает ответственность должностных лиц за нарушение законодательства. На уровне же муниципальных образований вопросы реализации прав граждан на обращения в органы местного самоуправления получили нормативное закрепление в ряде уставов муниципальных образований.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 Федерального закона «Об обращениях граждан».

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...