Нормирование светотехнических характеристик головных фар
Основной задачей нормирования светотехнических характеристик является разработка совокупности требований к светораспределению, обеспечивающих рентабельность автотранспортных перевозок и безопасность движения в темное время суток. Так как основой экономичности перевозок служит скорость доставки грузов, то очевидно, что использование скорости автомобиля желательно и при движении ночью. Наиболее скоростному режиму движения в темное время суток соответствует режим дальнего света фар. При этом безопасность ночного движения требует, чтобы дальность обнаружения Sобн и опознания препятствий, определяемая дальним светом, была достаточной для остановки автомобиля, т.е. Sобн ≥ Sост. Полный остановочный путь автомобиля в зависимости от его скорости где v - скорость автомобиля, км/ч; Т - суммарное время различения препятствия, реакции водителя и срабатывания тормозного привода до начала торможения, с; Кэ - коэффициент эксплуатационного состояния тормозной системы; φ – коэффициент сцепления шин с дорогой; l o – запас остановочного пути до препятствия, м. Необходимая для обнаружения препятствий освещенность Екр, зависящая от таких факторов как прозрачность атмосферы, цветовые контрасты объектов и т. п., достаточно корректно может определяться эмпирической формулой
Eкр = 0,2 – 0,01Sост,
тогда необходимая сила света фар
I = EкрS2ост. Учитывая, что основное слагаемое остановочного пути Sост пропорционально квадрату скорости v2 автомобиля, а необходимая сила света I - квадрату остановочного пути, необходимая сила света фар будет пропорциональна четвертой степени скорости автомобиля. Нормативы ближнего света определяются по коэффициенту ослепленности, которым оценивается слепящее действие светового пучка от фары на водителей встречных транспортных средств, и дальности видимости в этом режиме освещения.
Коэффициент ослепления где CL - коэффициент, зависящий от яркости La поля адаптации, кд/м2; Езрi - освещенность, создаваемая фарами встречного автомобиля, на глазах водителя, лк; θi - угол действия излучающего свет источника, отсчитываемый от оси движения встречного автомобиля, град; п - число фар на встречном автомобиле; т - показатель степени, зависящий от угла θ. где Е - освещенность, создаваемая оптическим элементом в заданной точке дороги. Определение этих критериев, наряду с определением физиологического критерия - видимости, позволяет сформулировать требования светораспределению режима освещения. Видимость где Vф и Кф - соответственно видимость и контраст объектов, освещаемых фарами; γф - коэффициент неравномерности, учитывающий увеличение Кпор за счет неравномерности распределения яркости дорожного полотна; Сф - коэффициент ослепленности, характеризующий увеличение Кпор из-за ослепляющего действия фар встречного транспортного средства; Кпор - пороговый контраст, т. е. лежащий на границе различения контраста при данных условиях наблюдения. Пороговый контраст Кпор =Δ Lпор/Lф, где Δ Lпор – пороговая разность объекта и фона; Lф – яркость фона. В европейских странах и странах СНГ применяется унифицированная система фар с асимметричным ближним светом и резкой светотеневой границей на ближнем свете. Светотехнические нормы для фар этой системы регламентированы правилами № 1, № 20 ЕЭК ООН (последние для фар с галогенными лампами) и ГОСТ 3544-75. На рис. 4.4 представлена разметка контрольного экрана для проверки ближнего света фар европейской системы (а) и контрольные точки экрана для проверки дальнего света фар с европейским светораспределением (б). Размеры даны в сантиметрах.
Для проверки головных фар в режиме ближнего света используют специальный контрольный экран (рис. 4.4,а). Вертикальная линия VV соответствует оси правой полосы движения, а линии HG и HG' изображают в перспективе края правой полосы дороги, по которой движется автомобиль. Линия НЕ соответствует внешнему краю левой стороны встречного движения, линия HF - середине левой полосы. Таким образом, линия HG' изображает ось дорожного полотна. Линия НЕ приблизительно соответствует траектории глаз водителя встречного автомобиля. Наиболее важными контрольными точками являются: B50L -точка, соответствующая положению глаз водителя встречного автомобиля, находящегося на расстоянии 50 м, и точки 50R и 75R, которыми задается освещенность правого края полосы движения на расстояниях, равных соответственно 50 и 75 м. Зона, лежащая выше светотеневой границы, представляет собой совокупность точек, освещенность в которых определяет слепящее действие фары, вследствие чего для нее установлены низкие значения максимально допустимой освещенности экрана. Освещенность дорожного полотна практически определяет яркость адаптации и видимость дороги, поэтому для нее установлена минимально допустимая освещенность контрольного экрана. Значения освещенности в точках 25R и 25L характеризуют видимость обочин дороги на расстоянии 25 м перед автомобилем. Чтобы избежать излишней яркости ближнего к автомобилю участка дороги, т. е. зоны /, и чрезмерного контраста по сравнению с более удаленными точками, освещенность в этой зоне ограничивают достаточно низкими максимально допустимыми значениями.
Рис. 4.4. Нормативные значения освещенности в контрольных точках светораспределения режима ближнего света содержатся в отечественных и международных стандартах (табл. 4.1). Разметка контрольного экрана для проверки дальнего света и значения освещенности в контрольных точках показана на рис. 4.4, б. Ось светового пучка дальнего света создает на экране точку максимальной освещенности, расположенную выше линии НН' (см. рис. 4.4, а). Освещенность нормируется в пяти точках, расположенных на линии h'h (см. рис. 4.4,6). По ГОСТ Р41.1-99 нормируется дополнительно пять точек (три до линии VV’ и две на периферии светового пятна, ниже линии h'h).
Нормативные значения освещенности в контрольных точках светораспределения режима «дальний свет» по отечественным и международным стандартам приведены в табл. 4.2. Таблица 4.2
Примечания. 1. Отношение максимальной освещенности в любой точке экрана к освещенности в точке Н должно быть не менее 0,9. 2. Для точки 4Д - V указаны максимальные значения освещенности, для остальных точек - минимальные. 3. Нормы в таблице приведены для металлостеклянных фар. Характерными отличиями стандарта США являются отсутствие резкой светотеневой границы в режиме «ближний свет» и несколько большие значения силы света в слепящей зоне и зоне адаптации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|