Классификация светосигнальных приборов. Нормирование основных характеристик
Общие сведения Наряду с автономной системой освещения, требования правил дорожного движения обусловливают обязательную установку Системы освещения и сигнализации транспортных средствах светосигнальных устройств, обеспечивающих участников движения информацией о характере движения транспортного средства (торможение, разгон, стоянка), о совершаемом маневре (поворот, обгон), о виде транспортного средства, его габаритах, а также о его принадлежности (освещение номерного знака). Для передачи этой информации международными и отечественными стандартами установлены перечень и основные параметры обязательных и необязательных, но допускаемых к применению на автомобиле осветительных и светосигнальных приборов. В минимальный обязательный комплект светосигнальных приборов для всех легковых и грузовых автомобилей входят: - габаритные огни - два передних и два задних; - два сигнала торможения, расположенных сзади; - проблесковые указатели поворота - два передних, два задних и боковые; - два задних световозвращателя; - фонарь освещения номерного знака. Некоторые категории автомобилей, согласно принятым правилам, должны иметь следующее дополнительное светосигнальное оборудование: - контурные огни для грузовых автомобилей; - опознавательные огни; - огонь преимущественного проезда. К необязательным сигнальным огням, установка которых допускается, относятся: задний противотуманный огонь; стояночный огонь; дополнительный сигнал торможения; боковые (маркировочные) огни; фонарь заднего хода; указатель траектории. По характеру работы и своим функциональным особенностям светосигнальные приборы могут быть разделены на два класса:
- активные - фонари, имеющие свой источник света; - пассивные - световозвращатели, не имеющие своего источника света и дающие сигнал путем отражения света фар другого автомобиля. Активные приборы в зависимости от режимов работы подразделяются на фонари продолжительного и кратковременного действия (сигнал торможения и указатели поворотов), что определяет выбор материалов конструкции. По условиям применения и степени видимости светосигнальные приборы могут быть: - ночного применения - только для движения в темное время суток или при плохой видимости - габаритные, контурные, опознавательные, боковые и стояночные огни; - круглосуточного применения - сигналы торможения, указатели поворота и аварийная сигнализация. Эта классификация связана с условиями видимости и силой света прибора. Для обеспечения видимости приборов ночного применения достаточна небольшая сила света 2...12 кд, осуществляемая фонарем простой конструкции. Для приборов круглосуточного применения, видимость которых должна быть обеспечена также и в солнечный день, необходима сила света около 200...700 кд, так что для этих приборов необходима и соответственно рассчитанная система. Кроме того, при ночном движении фонари с такой большой силой света могут вызвать дискомфорт и даже слепить водителей других автомобилей. Принципы нормирования основных характеристик светосигнальных огней в основном определяются особенностями их зрительного восприятия. Установленные нормы представляют собой компромисс между расчетными максимальными и минимальными значениями светотехнических характеристик при экстремальных условиях видимости с учетом динамических характеристик транспортного средства, состояния дорожного полотна, функциональных особенностей работы светосигнального прибора и его габаритов. Многообразие функций, выполняемых светосигнальными приборами, требует, наряду с решением задач определения наиболее рационального светораспределения для каждого вида сигнального прибора, их размещения на транспортном средстве, нормирования углов видимости сигнальных огней, решения вопросов цветового различия. Общепринятым для наземных транспортных средств является следующее разделение: для передних огней - белый, для задних - красный. Следовательно, задние габаритные огни, задние световозвращатели и сигналы торможения выполняются красного цвета, что обусловлено рядом преимуществ. К этим преимуществам относятся сохранение ощущения цвета почти до нулевой интенсивности, хорошая заметностъ периферическим зрением, хорошая проницаемость сквозь туман и дымку, хорошая заметность на фоне других огней и малая подверженность мешающим эффектам, меньшее снижение чувствительности человека с возрастом к восприятию красного цвета.
Для передних габаритных огней и фонарей заднего хода общепринятым является белый цвет, но допускается также желтый селективный цвет. Для указателей поворота - передних, задних, боковых в европейских странах согласован и узаконен Правилами ЕЭК ООН оранжевый цвет. В США применяют красные задние указатели поворота и желтые передние и боковые указатели поворота, однако допускается также оранжевый цвет. Для всех боковых огней везде узаконен оранжевый цвет. Для оперативных машин (пожарных, милицейских, скорой помощи) применяется мигающий огонь преимущественного проезда синего цвета. Наряду с чисто светотехническими характеристиками в целях обеспечения требований безопасности движения международными и отечественными стандартами нормируются также число и размещение световых приборов на автомобиле, высота установки приборов над уровнем земли и расстояние от плоскости бокового габарита, углы геометрической видимости светящей поверхности приборов в горизонтальной и вертикальной плоскостях, цвет прибора и др. Габаритные огни
Габаритные огни предназначены для обозначения габаритов транспортного средства в ночное время суток или при плохой видимости. В минимальный обязательный комплект светосигнальных приборов для всех легковых автомобилей включены два передних габаритных огня белого цвета и два задних красного цвета. Учитывая функциональное назначение, их устанавливают максимально разнесенными друг от друга по краям транспортного средства.
Габаритные огни имеют активную светотехническую систему, т. е. свой источник света, обычно малой мощности - 5 Вт. Режим работы габаритных огней в отличие от других светосигнальных приборов транспортных средств продолжительный, что накладывает ограничения при расчете нагрева фонаря. Для автомобилей длиной более 6 м и тягачей с прицепами и полуприцепами, кроме названных обязательных для всех транспортных средств габаритных огней Правилами № 48 ЕЭК ООН предусмотрены также боковые габаритные огни оранжевого цвета, дублирующие боковые световозвращатели. Основным требованием для светосигнальных автомобильных приборов, в том числе габаритных огней, является хорошая видимость огней на заданной дистанции, которая с ростом интенсивности автомобильного движения возрастает. В настоящее время считают, что минимальная дистанция видимости сигнальных огней должна быть не менее 100 м. В отношении размещения габаритных огней Правила устанавливают следующие нормы: минимальная высота размещения должна быть в пределах 350 мм, максимальная - 1500 мм; для автомобилей со специальным кузовом (таких, как самосвалы, уборочные машины) максимальная высота установки может быть увеличена до 2100 мм;
минимальное расстояние между парными приборами по ширине - 600 мм (для малогабаритных автомобилей - 400 мм); расстояние до плоскости бокового габарита - не более 400 мм. Для светотехнических характеристик Правилами № 6 и № 7 ЕЭК ООН и ГОСТ Р41.6-99 и Р41.7-99 определены следующие значения. Сила света сигнальных огней под углами до ±20° по горизонтали и ±10° по вертикали, выраженная в процентах от осевой силы света, должна быть не менее значений, указанных на рис. 4.12. В табл. 4.4 даны максимальные и минимальные значения осевой силы света, т. е. силы света, измеряемой на оси отсчета габаритных огней, а также значение минимальной силы света в краевых точках полной зоны видимости.
Таблица 4.4
При фотометрировании обращают внимание на достаточную равномерность освещения контрольного экрана. Если при визуальном осмотре создается впечатление неравномерности, то проверяют силу света между контрольными точками, изображенными на рис. 4.12. При этом минимальная сила света в промежуточных точках должна быть не ниже 50% значения, соответствующего соседней контрольной точке с меньшей силой света; максимальная сила света в промежуточных точках должна быть не выше значения, полученного интерполяцией между максимальными значениями силы света смежных контрольных точек. Сигналы торможения Сигналы торможения предназначены для предупреждения других участников движения о замедлении хода или остановке автомобиля. В минимальный обязательный комплект светосигнальных приборов для всех транспортных средств входят два сигнала торможения красного цвета, устанавливаемые сзади. Учитывая, что эти сигналы должны быть хорошо видны днем при ярком солнечном свете, их сила света устанавливается выше, чем у сигналов ночного применения, а так как при ночном движении большая сила света этих огней вызывает слепящее действие или дискомфорт у водителей других автомобилей, их максимальную силу света ограничивают, либо используют двухрежимную схему их работы. Нормативные требования к размещению сигналов торможения на автомобиле аналогичны требованиям к габаритным фонарям. В отношении светотехнических характеристик Правилами № 6 и № 7 ЕЭК ООН и ГОСТ Р41.6-99 и Р41.7-99 определены следующие значения: сила света сигналов торможения под углами 20° по горизонтали и 10° по вертикали, выраженная в процентах от осевой силы света, должна быть не менее значений, указанных на рис. 4.12. В табл. 4.5 даны значения силы света, измеряемой на оси отсчета сигналов торможения, а также значения минимальной силы света в краевых точках полной зоны видимости.
Таблица 4.5
Низкое расположение приборов внешней сигнализации в ряде случаев (плотные и интенсивные транспортные потоки) препятствует получению информации о маневре (торможении) удаленных транспортных средств, которые загорожены от водителя соседними автомобилями, что уменьшает запас времени для принятия правильного решения об изменении режима движения. Поэтому, начиная с 1970-х годов, стали появляться дополнительные сигналы торможения, установленные в салоне непосредственно за задним стеклом. Использование этих сигналов позволяет восполнить недостаток информации о периферийных транспортных средствах и по данным США на 25% снизить число дорожно-транспортных происшествий, возникающих по этой причине. В настоящее время установка этого сигнала узаконена.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|