Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техническое обслуживание и диагностирование систем освещения и сигнализации в эксплуатации




Процесс эксплуатации транспортных средств сопровождается ухудшением характеристик световых приборов, что обусловлено нарушением регулировки фар от воздействия вибрационной нагруз­ки, изменением жесткости подвески, заменой источников света, ухудшением светотехнических характеристик, вызванным загрязне­нием рабочих поверхностей отражателя и рассеивателя, абразив­ным износом, поверхностей рассеивателя, уменьшением светового потока источников света из-за падения напряжения в цепи, вызван­ного эрозией контактов.

Ухудшение функциональных характеристик приводит к увеличе­нию числа дорожно-транспортных происшествий и снижению эф­фективности перевозок, что при росте автомобилизации и возрас­тающей роли автомобильных перевозок оборачивается значитель­ным материальным и моральным ущербом.

Для обеспечения безопасности движения и эффективности ра­боты автомобильного транспорта согласно нормативным докумен­там, принятым в России, установлены периодичность и объем ра­бот, выполняемых при ежедневном обслуживании (ЕО) и ТО-1 сис­тем освещения и сигнализации. При ЕО проводятся моечно-уборочные и контрольно-осмотровые работы. Состав работ при проведении ТО-1 предусматривает дополнительно к работам ЕО следующие операции: проверку, правильности установки и регули­ровки фар; проверку силы света фар и светосигнальных огней; про­верку состояния ламп, проводов, контактов, элементов крепления. При ТО-1 все перечисленные работы проводят без снятия прибо­ров с автомобиля.

Эксплуатационные значения световых характеристик фар и све­тосигнальных огней регламентирует ГОСТ Р41.1-99, согласно кото­рому: фары типов С(НС) и CR(HCR) должны быть отрегулированы так, чтобы плоскость, содержащая левую часть светотеневой гра­ницы пучка ближнего света, была наклонена к плоскости рабочей площадки на углы, указанные в табл. 4.7. При этом точка пересече­ния левого горизонтального и правого наклонного участков свето­теневой границы пучка ближнего света должна находиться в верти­кальной плоскости, проходящей через ось отсчета.

На автотранспортных средствах, фары которых снабжены кор­ректирующим устройством, последнее при загрузке автотранспорт­ного средства должно быть приведено в соответствующее загрузке положение.

Таблица 4.7

Высота установки фары (по центру рассеивателей), мм   Угол наклона светового пучка в вер­тикальной плоскости, мин   Расстояние от центра фары до светотеневой границы пучка по экрану, мм, удаленному на рас­стояние  
5м   10 м  
До 600 включительно        
Свыше 600 до 700 включительно        
Свыше 700 до 800 включительно        
Свыше 800 до 900 включительно        
Свыше 900 до 1000 включительно        
Свыше 1000 до 1200 включительно        
Свыше 1200 до 1600 включительно        

 

Сила света каждой из фар типа С(НС) и CFt(HCR) в режиме ближнего света, измеренная в вертикальной плоскости, проходя­щей через ось отсчета, должна быть:

- ≤ 750 кд в направлении 34' вверхот положения левой части светотеневой границы;

- ≥ 1600 кд в направлении52 ' внизот положения левой части светотеневой границы.

Фары типа R(HR) должны быть отрегулированы так, чтобы угол наклона наиболее яркой (центральной) части светового пучка в вертикальной плоскости находился в диапазоне 0'...34' вниз от оси отсчета. При этом вертикальная плоскость симметрии наиболее яркой части светового пучка должна проходить через ось отсчета.

Сила света фар типа CR(HCR) в режиме дальнего света должна измеряться в направлении 34' вверх от положения левой части светотеневой границы режима ближнего света в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета. Сила света фар типа R(HR) должна измеряться в центре наиболее яркой части светового пучка. Сила света фар типов R(HR) и CR(HCR), расположенных на одной стороне транспортного средства, в режиме дальнегосвета не должна быть меньше 10 000 кд.

Противотуманная фара (тип В) должна быть отрегулирована так, чтобы плоскость, содержащая верхнюю светотеневую границу пуч­ка фары, была наклонена к плоскости рабочей площадки на углы, не менее указанных в табл. 4.8. При этом верхняя светотеневая граница пучка противотуманной фары должна быть параллельна плоскости рабочей площадки.

Таблица 4.8

Высота установки фар, мм   Угол наклона верхней свето­теневой грани­цы, мин   Расстояние от центра фары до верхней границы свето­теневой границы пучка по экрану, мм, удаленному на расстояние  
5 м   10 м  
Свыше 250 до 500 включительно        
Свыше 500 до 750 включительно        
Свыше 750 до 1000 включительно        

 

Сила света противотуманных фар, измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть:

- ≤ 625 кд - в направлении 3' вверх от положения верхней све­тотеневой границы;

- ≥ 1000 кд - в направлении 3' вниз от положения верхней све­тотеневой границы.

Противотуманные фары должны включаться при включенных габаритных огнях.

Сила света светосигнальных огней (фонарей) в направлении оси отсчета должна быть в пределах, указанных в табл. 4.9.

 

Таблица 4.9

Наименование огней   Расположение   Сила света, кд  
не менее   не более  
Габаритные огни (в том числе верхние)   Передние      
Задние      
Сигналы торможения   С одним уровнем      
С двумя уровнями      
То же ночью      
Указатели поворота   Передние      
Задние: с одним уровнем с двумя уровнями днем то же ночью      

 

Сила света парных (передних и задних) фонарей автотранс­портного средства одного функционального значения не должна отличаться более чем в два раза. Габаритные огни и опознава­тельный знак автопоезда должны работать в постоянном режиме. Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны вклю­чаться при воздействии на соответствующие органы управления тормозных систем и работать в постоянном режиме. Фонарь задне­го хода должен включаться при включении передачи заднего хода. Указатели поворотов и их боковые повторители должны работать в проблесковом режиме со следующими параметрами:

- частота следования проблесков должна находиться в преде­лах 90±30 проблесков в минуту, или (1,5±0,5) Гц;

- время от момента включения указателей поворотов до появ­ления первого проблеска не должно превышать 1,2 с;

- соотношение длительности горения источника света ко време­ни цикла работы должно находиться в пределах 30...75%.

Аварийная сигнализация должна обеспечивать синхронное включение всех указателей поворотов и боковых повторителей в проблесковом режиме. Фонарь освещения номерного знака должен включаться одновременно с габаритными огнями. Задние Противо­туманные фонари должны включаться при включенных габаритных огнях и работать в постоянном режиме.

Положение и регулировка фар автомобиля в эксплуатационных условиях зависят от многих факторов, к которым относятся техни­ческое состояние подвески, расположение и масса груза, состояние шин, давление в них воздуха, поэтому и устанавливать фары необ­ходимо с учетом этих факторов. Контролируют и регулируют поло­жение фар при помощи измерительного экрана или специальных оптических приборов - реглоскопов.

Проверку внешних световых приборов необходимо проводить при неработающем двигателе на специальном посту, включающем рабочую площадку, плоский экран с матовым покрытием, люксметр с фотоприемником (защищенным от посторонних засветок) и при­способление, ориентирующее взаимное расположение транспорт­ного средства и экрана.

Нормативы должны обеспечиваться: для легковых автомобилей при нагрузке массой (70±20) кг (человек или груз) на заднем сиде­нье, для остальных транспортных средств без нагрузки.

Рабочая площадка должна быть таких размеров, чтобы при распо­ложении на ней транспортного средства расстояние между рассеивателями светового прибора и экраном по оси отсчета было не менее 5 м; неровности рабочей площадки должны быть не более 3 мм на 1 м.

Угол между плоскостью экрана и рабочей площадкой должен быть (90±3)°.

Ориентирующее приспособление должно обеспечивать установ­ку транспортного средства таким образом, чтобы ось отсчета све­тового прибора была параллельна плоскости рабочей площадки и находилась в плоскости, перпендикулярной плоскостям экрана ра­бочей площадки с погрешностью не более ±0,5°.

Разметка экрана должна обеспечивать выполнение проверок.

При проведении работ фотоприемник располагается на рас­стоянии (3±0,1) м от рассеивателя светового прибора. Допускается вместо экрана использовать оптический прибор с ориентирующим приспособлением. Диаметр входного отверстия объектива должен быть не меньше габаритов фары. Оптическая ось прибора должна быть направлена параллельно рабочей площадке с погрешностью не более ±0,25°. В фокальной плоскости объектива должен быть установлен подвижный экран с требуемой разметкой.

Ориентирующее приспособление должно обеспечивать установ­ку оптической оси прибора параллельно продольной плоскости симметрии транспортного средства (или перпендикулярно к оси задних колес) с погрешностью не более ±0,5°.

Измерения силы света должны производиться при помощи фо­топриемника, откоррегированного под среднюю кривую спектраль­ной чувствительности глаза.

Диаметр фотоприемника должен быть 30 мм при работе с экра­ном и 6 мм при работе с прибором.

Проверка на соответствие требованиям указателей поворота обеспечивается измерительным прибором.

Частоту следования проблесков и время до появления первого проблеска допускается определять универсальным измерителем времени с секундным отсчетом, обеспечивающим снятие показаний в пределах 1...30 с с ценой деления не более 0,1 с. Частоту следо­вания проблесков указателя поворотов проверяют не менее, чем по 10 проблескам.

Допускаемая погрешность при измерении всех установленных при проверке фар значений, указанных в табл. 4.7 и 4.8, должна быть не более: для угловых величин ±15°; для линейных величин на расстоянии 10 м до экрана ±44 мм, а на расстоянии 5м- ±22 мм. Допускаемая погрешность при измерении всех остальных уста­новленных значений не должна превышать 15%.

По экрану фары регулируют в зависимости от системы освеще­ния (американской или европейской) соответственно либо по даль­нему, либо по ближнему свету. Подготовленное транспортное средство устанавливают на ровной площадке на определенном расстоянии от экрана (как правило, это расстояние равно 10 м), предварительно ориентируя относительно плоскости экрана. Затем, поочередно проецируя световой пучок каждой из фар и экранируя при этом излучение другой фары, регулировкой добиваются совпа­дения световой границы ближнего света фар (европейская система освещения) с разметкой номинального положения этой границы на экране либо совпадения центров пятна светового пучка дальнего света (американская система освещения) с номинальным положе­нием этого центра на экране.

Разметки экранов для европейской (б) и американской (а) систем ос­вещения приведены на рис. 4.24. Для измерения силы света по оси фар, отрегулированных по экрану, устанавливают фотоприемник, подключенный к показывающему прибору.

Рис. 4.24.

Несмотря на простоту приспособлений, такой метод регулировки и контроля положения фар по экрану имеет ряд существенных не­достатков: требует затемненного помещения, значительных пло­щадей, низкую точность ориентации транспортного средства отно­сительно экрана, низкую производительность ориентации, необхо­димость трудоемкой переориентации транспортного средства при контроле силы света фонарей. Устранить присущие этому методу недостатки удается использованием реглоскопов. Устройство оптической камеры реглоскопа представлено на рис. 4.25, где: 1 — собирающая линза; 2 - механизм перемещения экрана; 3 - показы­вающий прибор; 4 - фотоприемник; 5 -экран; 6 - разметка экрана.

 

 

Рис. 4.25.

 

Подобные приборы имеют оптическую камеру, позволяющую формировать пучки дальнего и ближнего света на короткой базе 400...500 мм, и обеспечивают процесс контроля и регулировки по­ложения фар при измерении сил света фар и фонарей на малых площадях 3...4 м2, не требующих затемненных помещений.

Оптическая камера содержит собирающую линзу 1 с фокусным расстоянием 400...500 мм, в фокальной плоскости которой установ­лен экран 5, а в фокусе размещен фотоприемник 4 с подключенным к нему показывающим прибором 3. Экран реглоскопа имеет анало­гичную стандартному экрану разметку, может перемещаться в вер­тикальной плоскости как вместе с объективом, так и независимо от него, что обеспечивает контроль положения фар, установленных на различной высоте.

Для установки оптической камеры относительно транспортного средства все реглоскопы имеют систему ориентации. Базовыми элементами автомобиля для систем ориентации реглоскопов мо­гут быть колеса передней или задней оси или симметричные точ­ки кузова.

 

Рис. 4.26.

 

В настоящее время в России производятся приборы ПРАФ-8, ПРАФ-9, которые служат для контроля технического состояния внеш­них световых приборов транспортных средств в соответствии с ГОСТ Р41.1-99.

Прибор ПРАФ-9 в рабочем состоянии (а) с видом на автомобиль в окуляре зрительной трубы прибора (б) изображен на рис. 4.26. Они предназначены для стационарных (ПРАФ-8), подвижных и стационарных (ПРАФ-9) станций инструментального контроля. От других приборов подобного назначения их отличают оптическая система ориентации оптической камеры относительно оси симметрии транспортного средства, портативное исполнение, малые масса и габариты, использование цифрового измерительного блока регистрации контролируемых параметров, выполненного на базе однокристальной ЭВМ. Прибор ПРАФ-9 подключается к борто­вой сети автомобиля по схеме, показанной на рис. 4.27.

 

Рис. 4.27.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...