Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глобализация и мировая политика.




В конце ХХ века в мире происходит экономическая интеграция, складывание глобального рынка после краха социализма. Глобальные межнациональные отношения проявляются:

· Глобальный экономический рынок функционирует по единым правилам;

· Появление финансовых и информационных просторов, неподвластных государственному урегулированию и контролю;

· Размытие национального государственного суверенитета в результате проницаемости государственных границ и ослабления государства;

· Распространение на весь мир западных, прежде всего американских, стандартов поведения, образа жизни, потребительства, досуга;

· Экономическая взаимозависимость государств;

· Наркотики, терроризм, бедность, нелегальные мигранты.

Сейчас есть приоритеты РФ в решении глобальных проблем:

· Формирование нового мироустройства; главных инструмент – многопартийная демократия;

· Верховенство права в международных отношениях; укрепление международной законности;

· Укрепление международной безопасности за счет снижения роли факторов силы в международных отношениях;

· Международное экономическое и экологическое сотрудничество;

· Участие в урегулировании международный контактов, учреждающей глобальную безопасности с стабильность в мире.

Россию воспринимают как великую державу: она является членом Совбеда (Совета безопасности) ООН, участником группы Восьми и др. Россия при всех противоречиях во внутренней и внешней политике оказывает существенное влияние на формирование новой архитектуры международных отношений.

 

Угроза распада России. Федеративный договор.

После распада СССР отношения федеральных властей с отдельными субъектами РФ складывались непросто.

Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи Российской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 году состоялось разделения Чечено-Ингушетии на два самостоятельные республики.

31 марта 1992 года между автономными республиками России был подписан Федеративный договор. Он предусматривал разделение полномочий между федеральными и республиканскими органами власти. Договор зафиксировал отказ федеральной власти от стремления к диктату. Документ стал основой государственного единства страны, развития последующих взаимоотношений между центром и национально-государственным образованиями РФ. Татарстан присоединился к договору в 1994 году, оговорив особые условия, которые не противоречат тому, что он остается полноценным субъектом Федерации. Специфические отношения сложились с руководством республики Чечня, которое не только не подписало Федеративный договор, но настойчиво стремилось к выходу из состава России.

Принятие Конституции 1993 года явилось важным шагом в укреплении единства Российского государства. Вместе с тем сохранилась напряженность в отношениях с отдельными субъектами Федерации. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 года на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войны, завершившейся лишь в конце 1996 года. Подписанное в ноябре 1996 года между российским и чеченским руководством Соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов. Соглашение и прекращение военных действий не сняли сепаратистских стремлений чеченского руководства. Ситуация в республике осталась крайне напряженной и взрывоопасной.

Билет № 23

1. Конституция РФ 1993 г.

12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства является избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входят 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания – Совет Федерации (верхняя палата, 166 депутатов) и Государственная дума (нижняя палата, 450 депутатов). Подчеркивается самостоятельность органов трех ветвей – законодательной, исполнительной и судебной.

Конституция разграничивает полномочия между органами власти РФ и ее субъектами.

К компетенции высших органов власти РФ были отнесены важнейшие общегосударственные вопросы: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, финансовая система, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежит решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявления войны и заключения мира, руководство внешнеэкономическими связями. Федеральная государственная служба также находится в подчинении федеральной власти. В совместном ведении органов власти Федерации и ее субъектов находятся вопросы природопользования, охраны историко-культурных памятников, образование, наука.

Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция воздал условия для достижения в обществе политической устойчивости.

Национальный вопрос 60–80 гг. ХХ века. Новая историческая общность – советский народ.

СССР – федерация командно-административной системы, с 53 национально-территориальными образованиями, автономными республиками, округами, областями. Основа единства – КПСС. За годы существования СССР созданы условия развития нации: равенство в правах, гарантии территории, образование, национальный язык, местные культуры, номенклатура.

Считалось, что национальный вопрос в СССР решен полностью и окончательно. Идея – создана новая историческая общность «советский народ». Однако, в годы советской власти этнические меньшинства подвергались ассимиляции и дискриминации со стороны титульных наций. В этом же крылись причины межэтнических конфликтов (армян, азербайджанцев, осетин, грузин и др.).

До перестройки национальные отношения – гордость. Равенство наций с учетом их интересов: смешанные браки, русский – межнациональный язык. В 1970 году в СССР нерусских граждан насчитывалось 46,6%. На массовом уровне – сознание глубокого единства, первые пятилетки, ВОВ, целина.

Билет № 24

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...