Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовые организационные формы социальной экспертизы




Различие задач, которые ставятся перед социальной экспертизой в каждом конкретном случае управленческой практики, а также различие её ресурсного обеспечения (финансового, материально-технического, информационного, кадрового и т.д.) обусловливают разнообразие используемых организационных моделей социальной экспертизы. В литературе они систематизируются в три базовые модели: «Рецензия», «Мониторинг», «Проект».

 

Рецензия

экспертиза организационный социальный

Рецензирование в организационном отношении - наиболее традиционная форма экспертной оценки, включающая:

заказ на рецензию лицу (организации), выступающему в качестве эксперта;

предоставление эксперту материалов, подлежащих рецензированию;

принятие итогового документа - рецензии и соответствующие действия: одобрение и последующее завершение отношений с рецензентом (оплата рецензии, предоставление слова при обсуждении документа, решение авторско-правовых вопросов и т.д.); отправка рецензии эксперту на переработку или доработку; перезаказ рецензии другому эксперту.

Рецензия - простое и наименее затратное экспертирование документа, но оно не содержит всех преимуществ экспертной работы и может ввести орган, принимающий решения, в заблуждение относительно истинного положения дел или перспектив доработки документа.

В рамках данной модели может быть предусмотрен компенсирующий эти недостатки вариант:

рецензия заказывается нескольким не связанным между собой экспертам, причем заказ содержит перечень требований, включая формулировку вопросов, на которые эксперты должны ответить обязательно и однозначно;

рецензии принимаются без каких-либо ограничений относительно качества, кроме пунктов, оговоренных в техническом задании;

тексты рецензий обрабатываются социологическими методами, принятыми при обработке документальных источников, специально привлеченными специалистами, перед которыми не ставятся собственно экспертные задачи;

итоги вторичной обработки экспертных оценок составляют акт экспертизы, рассматриваемый органом, заказавшим экспертное исследование.

Данная модель экспертной работы традиционно широко используется при анализе текстов (документов). В её основе лежит получение отзыва специалиста на материалы, отражающего их положительные и отрицательные характеристики и содержащего общий вывод.

Особенностью рецензирования как формы социальной экспертизы, используемой в управленческом цикле обоснования, принятия и реализации управленческих решений, состоит в том, что она представляет собой разработку заключения, содержащего обязательные ответы на вопросы, поставленные в задании на экспертизу.

Основными и весьма значимыми достоинствами рецензии как организационной модели экспертизы являются простота и дешевизна. Но, при этом, она имеет ряд недостатков, прежде всего, в случае использования одного рецензента (особенно индивидуального эксперта). В этом случае ярко проявляется опасность субъективизма экспертных оценок и риск полагаться на мнение одного специалиста. В меньшей степени этот недостаток проявляется в случае передачи документа (проекта) на рецензирование коллективному эксперту - организации, т.к. в последнем случае предусматривается (но часто выполняется формально) процедура обсуждения экспертного заключения.

С другой стороны, простота организации создаёт видимость «ненужности» организатора экспертизы. В результате, возрастает опасность неквалифицированного и тенденциозного подбора эксперта.

Основным способом нивелирования недостатков данной организационной модели является привлечение нескольких экспертов, позволяющих обеспечить стереоскопичность оценок за счёт их принадлежности к разным научным школам, обладания разным опытом, представлениями о разном контексте решения проблемы.

Но здесь возникает проблема формирования единого экспертного заключения. Способом разрешения этой проблемы может стать разработка задания на рецензию, в котором формулировка обязательных вопросов, дизайн экспертных оценок обеспечат совместимость последних. Такая схема организации социальной экспертизы требует вторичной обработки результатов экспертных оценок социологическими методами для формирования общего заключения. В этом случае существенно возрастают и усложняются функции по организации совместной деятельности участников экспертизы и, в частности, участников процесса производства экспертного заключения, что делает актуальным использования позитивного потенциала роли организатора.

Модель «Рецензия» широко используется при оценке разработанных управленческих решений на стадиях их утверждения (в т. ч. выбора среди альтернативных проектов и конкурсного отбора), реализации и завершения. В качестве своеобразной формы данной модели экспертизы может рассматриваться и консультирование, отличительной чертой которого является распространённое отсутствие письменного текста заключения.

 

Мониторинг

Если проведение социальной экспертизы требует регулярное исследование в связи с установленной периодичностью (в т. ч. этапов оценивания хода реализации проекта на степень отклонения от заданных параметров) или в связи с наступлением событий одного порядка (например, появление каждого нового проекта нормативного акта), то применяется организационная модель социальной экспертизы «Мониторинг».

В данном случае может быть использована следующая последовательность действий:

принимающий решения орган заключает договор об экспертизе в порядке мониторинга, в соответствии с которым он становится (на оговоренный срок) клиентом подрядившегося эксперта (или используется более правильная в организационном отношении схема: заказчик-организатор - исполнитель, - о чем будет сказано позже);

эксперт разрабатывает стандартную схему мониторинга, которую автоматически применяет в том или ином временном режиме (например, при появлении каждого проекта соответствующего правового акта или каждого социального проекта, представленного на рассмотрение принимающего решения органа, либо ежеквартально вне зависимости от того, появляется ли новый повод для проведения социальной экспертизы);

эксперт представляет органу, принимающему решения, итоги исследования, проведенного в порядке мониторинга, по стандартной форме, предполагающей, в том числе сравнение данных результатов с более ранними результатами, полученными в том же порядке.

Применение модели «Мониторинг» может быть эффективным, если экспертом является научное учреждение или подразделение, квалификация сотрудников или партнеров которого позволяет рассчитывать на высокое качество экспертной оценки однородного, но довольно обширного материала. В рамках мониторинга экспертная оценка используется наряду с другими исследовательскими технологиями.

Применение мониторинга малоэффективно, если характер решаемых задач различен и не сводится к модели общества, ограниченной лишь некоторыми параметрами. Другая особенность мониторинга - выявление его эффективности лишь после накопления достаточного материала для сравнения изучаемых явлений или процессов.

Несмотря на то, что проведение экспертизы в указанной организационной форме может базироваться на документальных данных, часто требуется дополнительная качественная информация. Так, оценка результатов программ медицинских услуг (промежуточных, сразу после завершения, отдалённых) помимо анализа статистической отчётности, должна дополняться оценкой качества услуг и удовлетворённости потребителей.

Основным преимуществом данной модели является накопление и сравнение информации и на этой основе выявление динамики развития, которое обусловливает специфическую особенность данной модели - она выявляет свою эффективность со временем, когда накапливается достаточная информационная база для сравнений. Эта особенность обусловливает высокую стандартизированность методики исследования, включая допустимую с точки зрения обеспечения обоснования управленческого решения возможность ограничения числа параметров оценки процессов.

Работа по данной модели требует более многочисленный состав исполнителей (как правило, научное учреждение или подразделение), который обладает ресурсами (в т. ч. компетенцией) работы с обширным материалом.

Например, мониторинг результативности услуг здравоохранения представляет собой периодический процесс сбора информации с целью определения того, насколько эффективно реализуются программы оказания медицинской помощи на различных уровнях, какие при этом происходят изменения и какие издержки сопряжены с указанными процессами (т.е. предполагает установление взаимосвязи между конечными или промежуточными результатами и произведёнными действиями). Мониторинг должен проводиться регулярно, например, ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Это позволит управляющим органам совершенствовать процесс планирования стратегических решений и корректировать проводимую политику в случае возникновения ошибок, различных ограничений и т.д.

Задача мониторинга состоит в отслеживании изменений, которые происходят с течением времени в ресурсах, процессе и конечных результатах, при помощи ведения учётных записей, создания системы регулярной отчетности, а также проведения исследований среди поставщиков и получателей медицинских услуг.

Результаты мониторинга медицинских услуг необходимы для принятия управленческих решений в сфере здравоохранения. Мероприятия, показавшие свою результативность, могут воспроизводиться в рамках новых медицинских программ, а действия, которые не привели к положительным результатам, могут быть в будущем пересмотрены.

 

Проект

Эта модель экспертного исследования используется при решении группы смежных задач, в которой экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и тенденций.

В наиболее общей форме модель «Проект» предусматривает следующие этапы:

- осознание заказчиком наличия проблемы и желание ее разрешить;

- постановка заказчиком задачи проведения социальной экспертизы перед организатором;

- осмысление организатором задачи и выбор адекватной организационной схемы решения, составление предложений заказчику, включая бизнес-план;

- проработка предложений организатора с заказчиком, принятие заказчиком решения относительно проведения экспертизы, включая порядок и гарантии финансового, материально-технического, информационного обеспечения, а также условия одобрения экспертного заключения (уровень минимальных требований);

- привлечение организатором эксперта, постановка задачи, договор относительно условий труда эксперта и вознаграждения по итогам работы (включая вопросы авторского права), подписание договора организатором и экспертом;

- работа организатора по переструктурированию эксперта в смысле раскрытия его резервов для решения творческих задач, работа эксперта в творческом режиме;

- оформление результатов творческой работы без унификации понятийной среды и ориентации на требования к интерфейсу;

- переработка итогов экспертом (уплотнение информации и систематизация выводов);

- обработка организатором полученного от эксперта результата в соответствии с приемлемым интерфейсом (в том числе путем привлечения к работе специалиста по преобразованиям текстов в соответствии с принятым у заказчика интерфейсом);

- представление итогов экспертизы заказчику, оформление акта приемки продукции, завершение отношений заказчика с организатором и организатора с экспертом. Трудоемкость такой модели экспертирования является ее достоинством: итог экспертизы приобретает мультипликационный эффект, а значит, экспертное заключение можно многократно использовать в различных контекстах управленческой деятельности.

Эта организационная модель социальной экспертизы представляет собой развёрнутое экспертное исследование, направленное на решение комплекса задач, связанных с формированием желаемых состояний или тенденций развития общества на его разных уровнях. Базируется на исследовании проблемных ситуаций. Иначе говоря, в данной модели экспертные оценки служат для реализации комплексной по своей природе проектировочной функции экспертизы.

Следует указать на возможность использования комбинации разных организационных форм экспертизы, исходя из конкретных задач и имеющихся ресурсов аналитических исследований.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...